Слив Золотого миллиарда - тезисы

Jun 20, 2008 09:44

Многие сейчас говорят о сбросе Золотого миллиарда, подразумевая под этим резкое снижение качества жизни в развитых странах с выбыванием сотен миллионов представителей так называемого среднего класса из числа тех, кто относительно обеспечены и имеют высокий уровень потребления.

Самое интересное, что на этот счёт можно встретить две разные гипотезы:
  • одна гипотеза состоит в том, что Золотой миллиард будет сброшен потому, что новые технологии не требуют участия в производстве большого количества людей и, следовательно, Золотой миллиард становится просто лишним,
  • вторая гипотеза состоит в том, что исчерпание природных ресурсов, а именно ископаемого органического топлива, запасов стратегических, редких и рассеянных металлов, биологических ресурсов плодородия почв и биологических ресурсов океана, водных ресурсов, - то есть пик нефтедобычи, пик полезной энергии, пик пищи; но в первую очередь всё-таки пик полезной энергии приводит к тому, что становится физически невозможно обеспечить высокий уровень жизни такому количеству людей. Для обеспечения высокого уровня жизни аж целому миллиарду в будущем просто не будет ресурсов и Золотой миллиард обречён как минимум на урезание, а как максимум на полный сброс.
Но для начала надо определить что такое Золотой миллиард.
Так вот, Золотой миллиард определяется двумя параметрами: качественное жильё и владение личным автомобилем.
Золотой миллиард - это те, кто живут по принципу "квартира-машина-дача". В зависимости от региона и местной специфики это может быть хорошая квартира в городе, собственный дом в пригороде, дом на берегу моря, хорошая дача и т.д. Смысл тут в том, что те, кто принадлежат к Золотому миллиарду, живут в хороших жилищных условиях и ездят на личных автомобилях.
Те, кто не входят в Золотой миллиард, живут по принципу "подвал-коммуналка-барак", то есть не имеют ни хорошего жилья, ни личного автотранспорта и довольствуются стеснёнными, сомнительными, а то и вообще никакими жилищными условиями. Это не обязательно подвал, коммуналка или барак в самом прямом смысле слова, это может быть хижина, лачуга, паршивое общежитие, бытовка, землянка, какая-нибудь халупа, а то и полное отсутствие всякого жилья и жизнь на улице или в приюте. Что касается транспорта, то население, не входящее в Золотой миллиард, или довольствуется передвижением на общественном транспорте или же вообще лишено мобильности как средневековые крестьяне и никуда не ездит.

Вот это и есть Золотой миллиард. Всё остальное - от лукавого. Критерий простой: Золотой миллиард - это те, кто живут в качественном жилище и ездят на личном автомобиле ("квартира-машина-дача"). Те, кто не входят в Золотой миллиард, не имеют ни нормального жилья, ни личного автомобиля ("подвал-коммуналка-барак").

Истоки Золотого миллиарда относятся к периоду после Второй мировой войны, когда в Западной Европе и Северной Америке развернулось массовое жилищное строительство и строительство новых автомобильных дорог с увеличением роли автомобильного транспорта, и сотни миллионов людей, в первую очередь представителей среднего класса, переезжали из трущоб в хорошие квартиры и дома и обзаводились личными автомобилями.

К жизни в хорошем жилище и езде на личном авто стремились сотни миллионов людей не только в странах Запада, но и в странах второго и третьего мира.
Мечтой десятков миллионов граждан СССР было обладание заветной триадой "квартира-машина-дача". Они хотели жить в хороших квартирах, иметь дачи и ездить на своих машинах. Они тоже хотели принадлежать к Золотому миллиарду. И у кого-то из них это даже получалось.

В настоящий момент Индия и Китай переживают строительный и автомобильный бум. Сотни миллионов индийцев и китайцев улучшают свои жилищные условия и впервые в жизни приобретают личный автомобиль. Они тоже хотят быть Золотым миллиардом. Строительный и автомобильный бум переживают также Россия, Казахстан и Иран.
Посмотрите для примера сколько цемента было использовано в разных странах с 2004 по 2007 год. Приведённый по ссылке график впечатляет.

Экономика США, потерявшая значительную часть реального производства, которое переместилось в страны Юго-Восточной Азии, уже в течение довольно долгого времени росла фактически только за счёт ипотечного пузыря. Но этот ипотечный пузырь обеспечивался реальным строительным бумом - широко развернувшимся строительством типовых коттеджных посёлков в пригородах и следствием из него - автомобильным бумом, ибо добраться до этих посёлков можно только на личном автомобиле и их строительство автоматически означает ещё и массовое строительство подъездных автомобильных дорог к ним и всей прочей инфраструктуры.

Фактически тут имела и имеет место быть неделимая триада строительного, автодорожного и автомобильного бума.

Но этот строительный, автодорожный и автомобильный бум - последний. И его прекращение означает полное обрушение всей мировой экономики.

При нынешнем уровне развития технологий на Земле просто нет достаточных ресурсов для всех желающих принадлежать к Золотому миллиарду. При нынешнем уровне развития технологий к настоящему моменту цивилизация уже уткнулась в совершенно неиллюзорный энергетический стандарт.

В мире, испытывающем нехватку полезной энергии, новое капитальное жилищное и автодорожное строительство будет сведено к минимуму. На него просто не будет полезной энергии. Капитальное строительство - это чудовищно энергоёмкая вещь. И уже очень скоро, в течение ближайших 5-10 лет, строительному, автодорожному и автомобильному буму придёт конец.

Даже если рассматривать это только с точки зрения физической экономики и отвлечься от тех финансовых, социальных и политических последствий, которые это повлечёт за собой, то получится что даже само по себе прекращение строительного и автомобильного бума автоматически означает сначала урезание, а потом сброс Золотого миллиарда.
Конец нового капитального жилищного строительства - это ухудшение жилищных условий сотен миллионов людей. Конец автомобильного и автодорожного бума - это сведение роли личного автомобиля к минимуму. Такой "золотой миллиард" уже не является Золотым миллиардом согласно приведённому выше определению. Это уже не "квартира-машина-дача", а "подвал-коммуналка-барак".

Если же мы помимо прямых физических последствий прекращения строительного и автомобильного бума рассмотрим ещё и финансовые, социальные и политические последствия, то мы увидим что для США это означает экономический кризис с обвалом финансовой системы. Вся финансовая система США держится на ипотечном пузыре. Американцы могут попытаться придумать новый пузырь чтобы спасти свою финансовую систему, но не факт что успеют.

Для Российской Федерации конец строительного и автомобильного бума означает малую или большую гражданскую войну, которая скорее всего будет войной коренных северян против понаехавших южан, разумеется, с предопределённой победой коренных северян и образованием на территории Российской Федерации десятка новых, более компактных и более жизнеспособных государств - Идель-Урала, Залесья и т.д. Причина проста: весь реальный экономический рост в Российской Федерации за последние 10 лет завязан на строительный, автомобильный и автодорожный бум (а вовсе не на экспорт нефти и газа, как многие считают). Занятость и экономическое благополучие десятков миллионов россиян связаны с отраслями, которые прямо или косвенно завязаны на строительство и автомобиль: это не только собственно жилищное и автомобильное строительство и автопром, но и автосервисы, автозаправки, строительные рынки, автомобильные рынки, производство цемента и кирпича, и так далее.

Завязанность всего экономического роста, завязанность экономического благополучия десятков миллионов человек на строительство и автомобиль, занятость десятков миллионов россиян (и не только россиян, но и понаехавших гастарбайтеров) в сферах, так или иначе связанных с обслуживанием строительного и автомобильного бума, просто кричащая и бросается в глаза. Но люди смотрят и не видят. Люди всерьёз верят что экономический рост в России обеспечивается экспортом нефти и газа. Но экономический рост в физическом смысле не может быть обеспечен экспортом нефти и газа. Экономический рост в физическом смысле - это рост производства и потребления реальных физических благ. Да, экономика России растёт, и она действительно растёт за счёт нефти и газа, но она растёт не за счёт экспорта углеводородов, а за счёт роста внутреннего потребления углеводородов. И уже сейчас растущее внутренее потребление нефти и газа в России начинает конкурировать с экспортом. Очень скоро Россия не сможет удовлетворять взятые на себя обязательства по экспорту углеводородов не урезав при этом строительный и автомобильный бум и рост своей собственной экономики.

То же самое, кстати, относится и к другим нефтеэкспортирующим странам. Практически во всех нефтеэкспортирующих странах быстро растёт внутренее потребление нефти и потому они сокращают экспорт. Из-за этого экспорт нефти в мировом масштабе сокращается значительно быстрее, чем падает добыча нефти.

Что касается экономических, социальных и политических последствий прекращения строительного и автомобильного бума для других стран, то это надо рассматривать по каждой стране отдельно. Каждая страна в этом плане представляет собой особый случай.

Определить момент начала Кризиса для каждой отдельной страны можно будет очень просто: Кризис начнётся тогда, когда будет свёрнут в национальном или мировом масштабе строительный и автомобильный бум. Если вы хотите отслеживать момент начала Кризиса, просто следите за темпами реального жилищного и автодорожного строительства и темпами роста автомобилизации. Их замедление и будет означать наступление Кризиса.

Примечание: если кто знает сообщества, куда можно засунуть мою статью, скажите мне.

Российская Федерация, прогнозы, энергетика, политика

Previous post Next post
Up