Еврей Зюс

Mar 03, 2009 22:55



Но, узнав, что есть книга с одноименным названием, я решила все же посмотреть, что это такое, хотя бы полистать. Тут же выяснилось, что автор ее - Лион Фейтвангер - сам еврей по национальности. Как он мог написать книгу, такую откровенно антисемитскую книгу?! По мере прочтения выяснилось, что книга вовсе не антисемитская.

Напротив, Зюсс показан здесь как человек, наделенный тонким умом, прозорливостью, чуткостью. Правда, он иногда унижается перед власть имущими, но сам никого не унижает, не издевается над бедными.

Вот что пишет о романе сам автор, Л.Фейхтвангер.

«Меня часто спрашивали, что же именно привлекло меня в истории еврея Иосифа Зюсса Оппенгеймера, в жизни этого, в общем-то, случайного человека стародавних времен. Действительно, сама по себе история его совершенно неинтересна.

Он был придворным евреем, как многие до него и после него, одним из множества евреев-финансистов, находящихся на службе у князей и других важных особ, загребающих для этих особ деньги и не забывающих при этом себя. Иные из них, в соответствии с последовательной логичностью, после лет, проведенных в роскоши, кончали свою жизнь в тюрьме или на виселице. Это был естественный риск всякого, кто принимал на себя обязанности придворного банкира, он понимал, что если господину придется туго, то он окажется козлом отпущения.

Пожалуй, история еврея Зюсса как была, так и осталась достойной заметки в 20-30 строк из энциклопедического словаря. Когда я лет двенадцать назад прочел хорошо и обстоятельно написанную биографию Зюсса, поначалу и мне жизнь этого человека показалась малоинтересной.

Так было до тех пор, пока я среди несущественных, второстепенных подробностей не натолкнулся в биографии на следующий факт: Иосиф Зюсс, не принимавший, впрочем, всерьез обрядовые предписания своей религии, отказался принять христианство, хотя это, вероятно, помогло бы ему сохранить жизнь. Сам по себе этот факт, казалось бы, ни о чем не говорит. Но перечитывая это место биографии, я внезапно увидел образ человека, увидел путь, по которому он шел, я увидел поучительность его жизни.

В книге «Еврей Зюсс» речь идет не о том, чтобы как-нибудь выгородить этого Иосифа Зюсса или разрушить антисемитскую легенду, нет, я хотел совсем другого: я хотел показать путь белого человека, путь через ограниченное европейское учение силы, через египетское учение воли, к бессмертию - к учению Азии, учению безволия, пассивной созерцательности.

И если в моем романе по этому пути идет еврей, то объясняется это тем, что, в сущности, в судьбе евреев особенно отчетливо обозначилось тяготение белых к Азии. Само географическое положение древней родины еврея предопределяет объединение в нем начал Азии и Европы, дает его характеру западно-восточные черты, создает тип, к которому его принуждает ход развития. Символ этого западно-восточного человека я увидел в Иосифе Зюссе, в его сильной хватке, в его уверенной самоотрешенности, в его страстной, бурной деятельности и в его невозмутимо-спокойной созерцательности. Так, по размышлении, представилась мне кривая этой жизни, осмысленная волей и необходимостью.

Я прошу вас рассматривать мой роман именно с этой точки зрения, а не как апологию, не как произведение, направленное против антисемитизма. Если же вы, однако, в героях и событиях моей книги найдете другой смысл, увидите другую жизнь, пусть сказанное мною не введет вас в заблуждение. Напротив, найденную вами трактовку считайте правильной. Книга, настоящая зрелая книга становится законченной лишь в общении с читателем. Она не имеет одно единственное значение, один смысл. Их у нее столько, сколько читателей».

Написанный в 1917 году роман пользовался огромной популярностью в Германии. За год было продано более 100 тыс. экземпляров, по тем временам - немалый тираж.

Л. Фейхтвангер, судя по всему, не ожидал такой реакции на исторический роман. Он писал: «О том, чем был обусловлен этот успех, можно лишь строить предположения. Возможно, он объясняется следующим. Немецкий народ после проигранной первой мировой войны оказался во власти комплекса неполноценности, который привел к усилению антисемитских настроений, позднее они привели к ужасным погромам. Роман был пронизан предчувствием этого. Возможно, одна из причин успеха романа в Германии именно в этом.»

История книги прервалась с приходом нацистов к власти. «Когда Гитлер пришел к власти, книгу в Германии, естественно, запретили и сожгли. Однако слава, связанная с этой книгой, не давала гитлеровскому министру пропаганды спокойно спать. На основе романа был поставлен новый фильм. Заняты в нем были превосходные актеры, технически фильм выполнили необычайно хорошо. Но гитлеровская режиссура выбросила из него все, что было в романе положительного о евреях, и гротескно подчеркнула все отрицательное. Политически это было в высшей степени действенно, в духовном же отношении - совершенная пустота.

Вместе с гитлеровским режимом исчез также и антисемитский фильм «Еврей Зюсс». А одноименный роман и после второй мировой войны издается вновь и вновь, и как прежде, его читают сотни тысяч людей». (из статьи Л.Фейхтвангера «о судьбе книги «Еврей Зюс»).

Писатель был очень недоволен тем, что его произведение было так искажено нацистами. Он даже написал «Открытое письмо семи актерам», адресованное игравшим главные роли в фильме. Надо заметить, что до этого те же артисты играли те же самые роли в спектакле, поставленном по пьесе «Еврей Зюсс» в театре, еще до прихода к власти Гитлера.

Вот некоторые отрывки этого письма: «Господа, в газете «Фолькишер беобахтер» я прочел, что вы играли главные роли в фильме «Еврей Зюсс», получившем в Венеции премию. Как пишет газета, фильм раскрывает истинное лицо еврейства, его зловещие приемы и разрушительные цели. Упоминается один из эпизодов фильма, тот, в котором еврей Зюсс, подвергая человека пыткам, заставляет его молодую жену сделаться уступчивой. Короче говоря, если перевести на немецкий высокопарную болтовню, написанную в стиле напыщенного фюрера, это означает: вы, господа, сделали из моего романа «Еврей Зюсс», сдобрив его малой толикой «Тоски», мерзкий антисемитский провокационный фильм.»

На протяжении всего письма автор упрекает актеров в измене тем ценностям, в которые они раньше верили. Упрекает в том, что, погнавшись за ролями и гонорарами, они предали то, что делали раньше.

Фейхтвангер также пообещал этим актерам, что в случае падения нацистского режима (в котором он, к слову, ни минуты не сомневался) не забудет о злополучном фильме и ролей в своем театре не даст.

Говоря о фильме, стоит подчеркнуть, что в 1949 году он был признан судом ФРГ антисемитским и запрещен, а актеры за участие в нем были после войны отстранены от профессиональной деятельности на три года.

Что интересно, фильм «Еврей Зюс» до сих пор используется в антисемитских целях. На некоторых интернет-форумах есть статьи, в которых авторы пересказывают содержание этого фильма, яростно доказывая этим «порочность» еврейства. При этом о содержании романа Фейхтвангера они явно не имеют представления. Пишут только, что «фильм снят по роману, а роман - исторический, следовательно, фильм основан на реальных событиях». Такие вещи пишут и немцы, и русские, и все подряд. Вот, кстати, ссылочка на эту гадость, если интересно.. (http://uznaipravdu.ru/forum/viewtopic.php?p=793&sid=3f56a1962a3d6c7c392747ea191c8e3f)

Мне кажется, что именно поэтому нужно интересоваться историей. Не поверхностно, просматривая старые фильмы, и составляя на их основе впечатление о тех или иных событиях и людях, а изучая то, что было положено в основу этих фильмов, что стояло за ними. И, конечно, с особой осторожностью стоит относиться к кино тоталитарному, а также к любому кино, сюжет которого так или иначе связан с политикой.

мнения, книги, фильмы

Previous post Next post
Up