Я не знаю, зачем, но я хочу сохранить как можно больше своих воспоминаний. Раньше я не умела красиво выражаться в тексте сейчас тоже не умею, но сейчас я хотя бы не боюсь вещать.
Детство
Мне всегда было интересно, как устроена материя. Почему вода жидкая, камень - твёрдый, а сода гасится уксусом с таким шипением. Но никаких химических опытов в домашних условиях я не проводила. Когда мне было лет 11, знакомый мальчик обгорел на 80% и еле выжил - может быть, это и повлияло. Я и сейчас химичу только в лаборатории.
Школа
В восьмом классе началась химия. Как я её ждала! И... в день, когда должен был быть первый урок химии, я заболела. Но, разумеется, всё наверстала, догнала и перегнала. И ещё в моей первой школе была замечательная учительница химии. Сейчас она директор той школы😎
Я каждый год ездила на районные олимпиады.
Вроде бы в 9-м классе я заняла первое место в районе и поехала на областной тур. Из 60-ти человек... было три девочки. Областной тур был очень сложным (такое если и проходят, то в очень специализированных классах, типа "хим-био" уклона), и там было задание не только на бумаге, но и практическое. Естественно, я со своими обычными школьными знаниями дальше не прошла.
В десятом или одиннадцатом классе я снова заняла первое место в районной олимпиаде, набрав 11 из 40 баллов. Был у нас в школе гений (правда умнейший парень, не сарказм), он набрал 8, потому что его химия не интересовала, он гениальный физик. Нет, не кругом были дураки, а задания были снова за гранью школьной программы. Чтобы поехать на область, надо было набрать 20 баллов.
В начале 10-го класса передо мной был поставлен вопрос, куда я намерена поступать. "Вот прямо сейчас ответь!" Так как пятёрки были вообще по всем предметам, я понятия не имела, в какую область мне идти; закончилось всё скандалом с швырянием справочника абитуриента об стену. Он разорвался пополам, открывшись на странице "РХТУ им. Менделеева". У них были (и есть) подготовительные курсы под названием "Вечерняя химическая школа" и "Вечерняя математическая школа".
Подготовка и поступление
В 10-м классе я начала учиться в Вечерней химической школе при РХТУ. Занятия были раз в неделю, по субботам, кажется, длились три часа. Домашнее задание я выполняла, как честная девочка, хотя с изучаемой в 10-м классе органической химией у меня отношения так и не сложились, но я напишу об этом подробнее ниже, когда будет про студенчество.
В 11-м классе прибавилась Вечерняя математическая школа, и ездила я теперь на курсы по три раза в неделю: вечером во вторник на лекцию по химии, вечером в субботу на семинар по химии и утром в воскресенье - на занятия по математике. По полтора часа в одну сторону из области на электричках и метро. По московским меркам - недалеко.
Я не сдавала ЕГЭ, у нас его не было. Но была возможность сдать по желанию Централизованное тестирование, и я без подготовки сдала его по русскому языку - получила то ли 74, то ли 76. На всякий случай, но оно мне не пригодилось и нигде не зачлось.
В мае были олимпиады при универе, по результатам которых я набрала 14 баллов из 20 (химия+математика). Эти баллы можно было зачесть при поступлении (даже если бы я не прошла на свой факультет, закинули бы на силикатный, он непопулярный и туда низкий проходной балл). Но я окончила школу с серебряной медалью, а для медалистов были особые условия поступления: сдай вступительный по химии на высший балл - и можно не сдавать остальные экзамены, ты уже получаешь 100% попадание на желаемую специальность. Поэтому я сходила ещё и на вступительный по химии, выполнила это условие (вступительный был сильно легче, чем олимпиада, где высшего балла у меня не было) и была спокойна.
А ещё я чуть не поступила в МАИ.
Дело было так: иду я себе за хлебом и встречаю бывших одноклассников. «О, - говорят они, - Лиль, а поехали завтра с нами подавать документы в МАИ!» «А поехали, чего б нет», - сказала я, на следующий день мы уже подавали документы. Факультеты в МАИ имеют номера, кажется, у меня был 7 или 9, специальность «где побольше химии» - Медтехника. «О, да Вы медалистка! - говорят мне в приёмной комиссии. - Для медалистов - собеседование, оно завтра. Что выбираете: физика, математика?» «Математика!» - сказала я, мельком увидев пример билета по физике. На следующий день я успешно сдала это «собеседование», дичайше волнуясь. «Надо быть более собранной!» - было мне сказано. До 3 августа я должна была решить, РХТУ или МАИ. РХТУ уже родной, и там химия, в МАИ интересные люди и хард рок аллилуя, но химии явно будет мало и медтехникой заниматься я не хочу. Поэтому в день оглашения приказа о зачислении в МАИ (за пару дней до него же в РХТУ) я пришла и забрала свои документы. Когда я их забирала, рядом в приёмной комиссии сидела семья папа-мама-дочь, они заполняли договор на платное обучение. Их дочь была первой после той черты, что отделяет бюджетников от платников в списке зачисляемых. Я забираю документы, черта отодвигается на фамилию ниже… «Вам не нужно больше заполнять этот договор. Вот эта девушка только что забрала документы, освободилось одно место, так что Ваша дочь будет учиться на бюджетном». «Вот это подарок на день рождения…» - смог выдавить её папа. «С днём рождения!» - радостно поздравила я и помчалась в РХТУ сдавать аттестат.
Окончила школу я в 2005-м году в возрасте 16 лет (училась я 10 лет, а родилась осенью - вот так и получилось).
Университет
Поступила я на редкую специальность - Наноматериалы. На тот момент выпускников на нашей кафедре ещё не было, самые старшие ребята перешли на третий курс. Я училась на специалитете (5 лет, инженер). У меня были чудесные одногруппники, до сих пор радуюсь, какие они все замечательные^_^
Когда я заканчивала школу, мне вынули душу с этой медалью. Всё надо сдать на «отлично», и самое ужасное - сочинение. В общем, успешно поступив на бюджет, я решила, что учиться буду в удобном для меня темпе. В первую же сессию получила две тройки: по теоретическим основам химии и по матану. Так я лишилась своей стипендии в 600 рублей.
На тройки я потом закрыла ещё и третью сессию, все остальные сессии я сдавала «на стипендию» (без троек, но и без фанатизма). Базовая стипендия росла: 600₽➡️800₽➡️1100₽; но наша рейтинговая система была устроена так, что либо ты получаешь полуторную/двойную стипендию, либо никакую. Я получала полуторную.
Я почти сразу поняла, что в моей учёбе главное: это лабы. Ты можешь прогулять хоть все контрольные и написать их в зачётную сессию (да, ты замучаешься, но можешь), а вот пропуск лабы чреват тем, что ты вместо зачётов и сессии будешь штурмовать препода в зачётную неделю с толпой таких же балбесов. Поэтому даже проболев две недели однажды, я потом сделала по две лабы за время одной, лишь бы не попасть в эту толпу.
В принципе, с любыми теоретическими знаниями у меня не очень дружилось, поэтому контрольные работы я писала средненько, экзамены сдавала кое-как, лишь бы на четыре. Но на лабах я была боженькой, всегда была готова, знала, что, зачем и когда я тут буду делать, что получу и какой надо сделать вывод. Даже у самых жёстких преподов я успешно допускалась и защищалась. Самое показательное в этом плане - органическая химия. У меня по ней тройка в одном семестре, четверка в другом, а по отдельной дисциплине «Органический синтез» у меня 100 баллов из 100. Вторая моя «сотня» в зачётке была по социологии, на которую я пришла один раз за семестр, доложила доклад и получила зачёт автоматом.
У нас была такая рейтинговая система (сейчас цифры другие):
• в семестре ты набираешь от 35 до 60 баллов (меньше 35 - недопуск к зачёту/экзамену);
• на зачёте/экзамене набираешь от 20 до 40 баллов (меньше 20 - не сдал);
• в зачётку пишется оценка и количество баллов: удовлетворительно (55-69 баллов), хорошо (70-84 балла), отлично (85-100 баллов); либо просто зачёт, если это не экзамен/дифзачёт (но всё равно с баллами).
Автомат в этой системе был устроен так, что иди-ка, студент, на экзамен: если в семестре из 60 баллов ты набирал 55-57, тебе добавлялось 10 баллов, и в зачётку ставилась тройка; если набирал 58-60, получал бонусом 20 баллов и четвёрку. Хочешь пять? Иди на экзамен.
Я воспользовалась этой системой один раз, набрав 60 баллов по методам математического моделирования химико-технологических процессов. Адовенькая дисциплина, в которой я вообще не понимала, что делаю, но чертила я отлично и решать типовые задачи могла, а вот на экзамене планировалась лютая теория. Я тогда еле выпросила свою законную четвёрку автоматом под девизом «мне физхимию и процессы и аппараты химической технологии сдавать, я не хочу к вам на экзамен, и вообще, вы не можете мне отказать в соответствии с Положением по рейтинговой системе». Ещё мне поставили автоматом вышеупомянутую социологию и, кажется, культурологию, за отличные доклады. Самой было интересно их делать.
Физкультуру я ненавидела лютой ненавистью и еле получала по ней зачёт, хотя у всего курса были «сотни» по ней.
Я училась в химико-технологическом университете, поэтому кроме «научно-лабораторной» химии у меня были дисциплины, касающиеся именно технологии: сопромат, процессы и аппараты химической технологии, системы управления химико-технологическим производством, экономика предприятий. Нас, наноматериальщиков, не знали, чему учить, поэтому учили всему, от биохимии до волоконной оптики. Это впридачу ко всем существующим разделам химии.
Диплом у меня был с «инженерными» разделами; сейчас их отменили, потому что бакалавр и магистр считаются научными степенями (или как-то так).
«Инженерные» разделы - это следующие обязательные приложения к диплому:
• экономика (если проектный диплом - экономический расчёт спроектированной линии/цеха/завода, если научный - расчёт лаборатории, как потратил реактивы, электроэнергию, свою «рабочую силу»);
• экология (что будет, если твои химикаты слить в реку и развеять по ветру);
• охрана труда (что делать, если облился/надышался химикатами и как не взорвать прибор);
• гражданская оборона (в 5:00 утра при северо-западном ветре на город N упала ядерная бомба; рассчитать, кого ещё имеет смысл эвакуировать и в какую сторону).
Дипломный семестр был странным.
Госов у нас не было, преддипломной практикой считалась научная работа где-ты-там-её-делаешь (я делала на кафедре коллоидной химии).
В дипломном семестре я сделала кучу экспериментальной работы, но сам диплом писался в час по чайной ложке, пинками и кое-как. За неделю до защиты у меня были великолепные слайды и где-то половина текста+вышеописанные приложения. Но защитилась я на пять😎
Окончила университет я в 2010-м году, в 21 год.
Работа
Очень быстро мы с одногруппниками поняли, что после диплома без опыта работы нам не на что рассчитывать (мы умные, да). Дневное отделение - куда пойти химиком? Нам повезло: мы учились шесть дней в неделю, но в расписании были окна: один день был свободен (когда-то в этот день была военная кафедра, так и осталась дыра), где-то было 2-3 пары. У меня была приятельница - лаборант с кафедры аналитической химии. Я на всех кафедрах спрашивала, не нужен ли лаборант в лице меня, и у неё на аналитике как раз освободилось место. С апреля 2007-го по июль 2010-го я была лаборантом в химической лаборатории, по окончании университета заимев себе уже трудовой стаж в три года.
Потом я год работала в НИИ инженером. Брали как химика, но химик им был не нужен, я копалась в бумажках.
Со скуки я взяла и поступила в аспирантуру на родную кафедру. На дневное и бюджетное. Стипендия была аж 6000₽!
Три года (даже четыре) я делала свою диссертацию, но в итоге не защитилась.
В то время я числилась на кафедре аж ведущим инженером, периодически увольняясь для подработки: то менеджером образовательного процесса в языковой школе, то сотрудником склада в магазине одежды. И ещё секретарём Государственной аттестационной комиссии. И ещё в Приёмной комиссии альма-матер. И ещё разрабатывала рецептуру геля на основе патента своей научной руководительницы (для производства, за деньги). Всё переделала, только диссертацию не защитила))) Потому что научная работа без цели - время на ветер.
Когда я закончила учёбу в аспирантуре и окончательно вымоталась на складе (дневные смены + одна-три ночных в неделю), я нашла работу в НИИ, на которой сейчас и работаю. Химиком.