Школьные годы чудесные... трам-па-пам-пааа...

Aug 18, 2007 17:02

По ЖЖ волнами бродит дискуссия о том, хорошо или плохо учиться в нашей отечественной школе. Ментальные алебарды стучат друг о дружку, все делятся своими личными воспоминаниями и на этом основании строят саморазличные точки зрения. "А вот у меня от школы хорошие впечатления остались, и все, кто про нее говорит плохо - просто лузеры и ничего не понимают"; "А мне в школе было так плохо, так плохо, что ее немедленно же надо уничтожить ядерной бомбой".

При всем при этом аналитический подход встречается хорошо если в десяти процентах реплик... Я склонна думать, что именно поэтому, в том числе, нынешняя общеобразовательная школа как система - это плохо. Плохо, что она является "священной коровой". Плохо, что "ну там же учителя за копейки трудятся добровольно!". Плохо, что человек оценивает не по объективным критериям, а по субъективным своим впечатлениям.

Между тем, если мы хотим выяснить, хорошо школа или плохо, то первым делом надо бы спросить: "Относительно чего?". Какие, собственно, задачи, по нашему мнению, школа должна решать, и может ли она их решать в нынешнем виде? В этой точке алебарды будут скрещиваться не меньше. Но тогда диалог будет кон-струк-ти-вен. И тогда, кстати, появится удивительное понимание: сейчас школа работает непонятно вообще для кого...

Для государства - она не производит нужных граждан. Для бизнеса - она не подготавливает нужных потенциальных кадров. Для человека - она не дает гармонического роста и развития. Для социума - она не прививает здоровые нормы поведения...

Так для кого же, блин, фигачит наша система среднего образования? А вы знаете, фигачит она - для учителей. И не надо мне про эти "закопейки"... "Закопейки" с любовью к детям работает минимум. Солидная часть - просто не знает, куда себя кроме школы деть. А оставшиеся - удовлетворяют свои карманные притязания и амбиции в рамках системы школа-роно, от которой у меня глаз дергается.

То есть, средняя школа создает рабочие места для учителей. Это все.

Остальные задачи она выполняет либо из рук вон плохо, либо случайно, либо с очень низким КПД.

Напоследок - об очень любимой всеми "социализации". Паттерны социального поведения - изменяемая вещь. И никаких "совершенно правильных" паттернов в природе пока не существует. Так что если школа дает паттерны поведения ( а она их, безусловно, дает) - далеко не факт, что эти паттерны хороши и адекватны. Далее. Никакого существующего ныне и присно "социума" в природе тоже нет. Ребенок, вышедший из школы, получает в качестве "социума" сообщество людей, вышедшее все из той же системы. Так что если вдруг кому-то кажется, что человеку, у которого паттерны будут другие, нежели в нынешней школе, социализироваться не получится - я с ним соглашусь. В _нынешнем_ обществе - не получится. А будет другая школа, будет и другое общество, и другая совсем социализация будет...

Мне же более всего хотелось бы, чтобы школа не уничтожала к едреням инновационный потенциал нации... От нынешней школы больше всего страдают дети с нестандартным мышлением и лабильной психикой. Потенциально - как раз таки наиболее склонные к "изобретательству" любого рода. Из такого ребенка в большинстве случаев получается зажатое, неуверенное в себе и скрюченное существо. Которое потом годами лечится. Вместо того, чтобы творить и трудиться. И с большим трудом социализируется. Они - не "лузеры" и не "лохи", как их характеризует заметная часть ЖЖ-общественности. Просто система образования про них не думает вообще, они для нее не существуют. Поэтому им крайне тяжело и неудобно в ней находиться. Они становятся маргиналами поневоле... Очень нужные, между прочим, и государству, и бизнесу, и социуму люди... И кто-нибудь из вышеозначенных мог бы задуматься о том, как их сохранять в относительной целости к моменту выпуска из "общего среднего"...

социокультура

Previous post Next post
Up