Антон Носик в своем провокационном посте
Вандалы и ценители сегодня поднял тему, что есть искусство, а что хрень собачья, сопоставив Бэнкси и недавно разукрашенную на платформе Мичуринская электричку.
Так вот, выскажу мнение, почему акция по раскрашиванию электрички является искусством, пусть не гениальным, как у Бэнкси.
Многие обыватели клеймят акцию как вандализм, указывая на то, что картинки-де недостаточно лубочные, недостаточно православные. Однако тут получается как в поговорке: "Когда палец показывает в небо - дурак смотрит на палец". Искусство заключается совсем не в том слое аэрозольной краске на борту казенного электропоезда.
Ситуация несколько глубже.
Электричка вскрыла несколько общественных проблем.
1. Памятник российскому похуизму и позиции "Моя хата - с краю". Абсолютно все онлайн-издания указывают количество "вандалов" с разбросом от 50 до 100 человек, но тема количества пассажиров старательно обходится стороной. Всё ограничивается туманными замечаниями о том, что дескать станция довольно безлюдная и в это время (около шести вечера) народу в электричке было мало. Этому предлагается верить.
Однако у меня больше получается верить тому, что даже если в поезде было порядка 200-300 пассажиров, по разным причинам никто из них не впрягся. Кого-то накрыло "эффектом свидетеля". Кто-то наверняка сидел и думал: "Раз они так делают - значит так задумано". Кто-то молча наслаждался экзотичностью ситуации. Возможно, покинув электричку, эти люди потом пошли домой писать в соцсети про вандалов, которым надо отрывать руки, что кругом пиздец и так далее, всё в духе поста Норвежского Лесного про печенье.
Но никто, включая машинистов, не попытался остановить процесс. Что вскрывает вторую проблему.
2. Раскол общества и государства. Всем, по большей части, абсолютно плевать на государственное имущество, именно потому, что оно государственное. Покусились бы вандалы на свой, родной автомобиль - в ход пойдет все, от биты до травматического пистолета и огнестрела. А вот частью государства никто себя не ощущает. В том числе и те самые машинисты, которые хотя бы по долгу службы в этом заинтересованы. Зачем защищать имущество, и так понятно, что молчаливые гастарбайтеры, оплаченные из казны, все потом отмоют - они ж за это деньги получают.
3. Безопасность. Получается, что несмотря на то, что мы живем в полицейском государстве, где на квадратный километр - пара-тройка машин с мигалками, все эти полицейские сосредоточены в местах поближе к центру, к прибыли. Когда на электричку вместо пацанов с баллончиками нападут реальные гопники с публичной офертой "жизнь или кошелек", из вагона не выйдет бравый шериф и не наставит свой "дезерт игл" на трясущихся от страха грабителей.
Потому что нагибать водилу на четырехзначную сумму за выезд на выделенную полосу в Москве, или пытать жертву в ОВД "Дальний" - невыносимо приятней.
И вот это вскрытие общественных нарывов с помощью спланированной акции, даже если молодые художники не ставили целью их вскрыть, а желали просто навести шороху и создать бурление говн - это и есть искусство. Настоящее, ломающее устои, бескомпромиссное.
Искусство не в смысле изображения, а в смысле конфликта, провокации и резонанса.
Все то, чем занималась "Война", по сути, и на минуточку, получила государственную премию за это.
Завершить это небольшое эссе хочу ссылкой на газету
Гудок.
2 миллиона рублей. Именно столько потратила железная дорога на роспись поезда под двухглавых орлов и хохлому, заметим, с частичной закраской окон.
Цитата:
Ребята подали заявку в Книгу рекордов Гиннесса. «Надеемся, что через две-три недели наш рекорд зарегистрируют. Потому что единственный в мире аналог - это поезд во Франции, у которого с одного бока четыре вагона разукрашены, а наш разрисован полностью», - пояснил Алексей Савин.
Нужно ли объяснять, что данное событие прошло незамеченным и ни у кого не вызвало вопросов?