Mar 13, 2014 15:57
В ожидании фильма Германа перечитал книгу, которую читал еще подростком. Помню, когда только впервые услышал про фильм Германа, удивился что Румата - Ярмольник. Он всегда играет каких-то чудаковатых и забавных героев, а мое подростковое впечатление от Руматы было суперсерьезным. Так вот, перечитал заново и понял, что Румата - персонаж иронический, как раз в стиле Ярмольника. Тут ведь в чем дело - Стругацкие задают загадку и предлагают читателю ее решить, при этом подсовывая еще и ложную подсказку. Например, как при помощи томографа приготовить яичницу? А никак. Отодвигаешь томограф, берешь сковородку и готовишь. Румата и все его друзья-пришельцы фантастичны и искусственны. Это продукт позитивистского мифа эпохи просвещения. Сами Стругацкие в своем последнем ненаписанном романе цикла «Полудня» ставят под сомнение саму возможность существования мира, где рождаются «руматы и Co». И мир Арканара перенаселен мифами из советского идеологического чемоданчика - темное средневековье, светлое возрождение, церковники сжигают местного Джордано Бруно и т.п. Впрочем, возможно Стругацкие таким образом подкладывали мину под мифологемы родного советского строя, высмеивая предтечу пламенных революционеров Арату Горбатого. Заслуга Стругацких в том, что если из нашего средневековья насильственно вытащить христианство и вместо него запихать туда пугало из советской атеистической пропаганды, то получится беспросветный Арканар, в котором ничего нельзя сделать даже благороднейшим донам из несуществующей волшебной страны. Вопрос удастся ли читателю сложить дважды два - почему же на земле, откуда ни возьмись, появились «руматы», а в Арканаре сплошные «доны рэбы» и просвета не видно. Может дело в спутниках с гипноизлучателями? Ну не бывает чудес в стерильном мире советского сай-фай. Чудеса бывают только в мире, в котором есть Христос.
отзывы