Aug 06, 2013 10:36
Буквально в минувшее воскресенье разговаривали с одной нововоцерковленной сестрой о том какие права и обязанности имеют разные люди в церкви. Говорили о мирянах-призраках, которых вроде больше всего, но с точки зрения их правового статуса в церкви их вообще не существует. Говорили об абсолютно бесправных священниках, самые лучшие из которых обессилены страхом перед епископом, которые редко доверяют даже друг другу, боятся доноса, и часто очень одиноки. Говорили о тирании епископов-деспотов, окончательно и железобетонно закрепленной новым уставом. И тут убивают о.Павла, который обо всем этом говорит и пишет уже десятки лет. Причем пишет не только о том, что плохо, но и о том, как должно быть в церкви. Он знает церковную норму.
Отец протодьякон всея Руси сразу пишет, мол да, о.Павел - несгибаемый борец с произволом епископов, но что делать, епископов тоже борет сатана, а если мирянам дать права, тут же набегут сектанты-рерихианцы и будет еще хуже. Не надо обманываться, надо хотя бы прочитать книгу о.Павла "Догмат о церкви", тогда будет понятно, что все это страшилки.
Небольшая выдержка из книги.
________________________________________
Устав 88 [прим. - Устав об управлении РПЦ 1988г.] не предусматривает для прихожан никаких прав. Только обязанности.Бесправное положение прихожан в приходе формирует их потребительское отношение к храму. Приходская практика иронически варьирует их название «прохожане»,«захожане»,«приезжане»…Ирония метко указывает на случайность связи прихожан с храмом и ставит под вопрос смысл понятия «прихожанин», определённый Уставом 88. Нерегулярные и кратковременные посещения храма, примитивное понимание храмовой жизни диктуются побуждениями не столько религиозного, сколько магического сознания. Одни прихожане ограничивают связь с храмом возжжением свечей. Проходя мимо храма, они заходят, покупают свечи, ставят их перед иконами и следуют дальше по своим делам. Многие заходят освятить крестик или иконку, посвятить квартиру или автомобиль, послужить на могилке близких.
Евхаристия, содержание христианского вероучения непонятны и не встречают отклика в их душе. В ритуалах они не ищут Царства Божия и возрождения. Они ищут защиты от волхований, от сглаза и прочих несчастий. Ритуал имеет для них магическое значение.
Небольшая часть прихожан участвует в Евхаристии, исповедуется и причащается, соблюдает посты и молитвенные правила. Совсем редкие прихожане интересуются смыслом богослужения и догматов, вдумываются в проповедь. Говорят, христианское просвещение зависит от усердия пастыря. Он должен катехизировать прихожан. Это верно отчасти. Катехизация должна быть ответом на запросы и не совершается под давлением. Опыт подсказывает, что проблема лежит глубже. В экономике есть принцип: спрос рождает предложение. Этот принцип не работает в обратную сторону. Предложение не рождает спрос. Монолог священника обретает перспективу, если переходит в диалог.
Приходскую общину разрывает взаимная невостребованность прихода и и прихожан. С одной стороны, храмовая жизнь остаётся не востребованной большинством потенциальных прихожан. Не соотнося свой образ жизни с общиной, не находя в ней сочувствия повседневным своим нуждам, они воспринимают её как экзотику.
С другой стороны, прихожане остаются невостребованными храмовой жизнью, поскольку она самодостаточна и может обходиться без них. Во многих храмах богослужение малолюдно или вовсе безлюдно. Лесков называл такие богослужения «бесчеловечными». За пределами богослужения прихожане востребованы ещё меньше.Они непричастны к управлению приходом, лишены участия в обсуждении проблем приходской жизни и практики, отстранены от церковной инициативы и творчества… личные качества, умение и возможности прихожан не задействованы в приходской и епархиальной практике. Храм и причт видят в них только источник своего материального содержания. Прихожане в приходе служат пассивным материалом вроде глины в руках горшечника.