Jan 28, 2013 23:32
Как-то у меня регулярно в поездах проходят богословские диспуты, с разными конфессиями. В свое время с женщиной-мормонкой общался. Гораздо лучше один раз с живым человеком пообщаться, чем в книгах , сразу живой нерв каждой веры почувствуешь.
Вот тут аж с целым живым имамом общался часов 6 наверное, с небольшими перерывами. Я общался с одним человеком, но почувствовал дух ислама. Ведь ни один человек в вакууме не пребывает, он всегда репродуцирует идеи своей среды. А имам был не просто так, а даже преподаватель в медресе. Так что это о чем-то говорит.
Мусульмане типологически схожи с нео-протестантами и сектами типа мормонов и свидетелей: те же дилетантизм, сказочность, черно-белая картина мира. Поразил дикий животный антисемитизм, черносотенный просто, реально как в анекдотах про кровь младенцев. Важный тренд - желание доказать истинность Корана достижениями науки (я об этом совсем не спрашивал, но получил некую порцию доказательств авансом). Очень высокая политизированность. Во власти евреи, которые ненавидят мусульман и вообще под управлением Шайтана искажают учение пророка Мухамеда, унижают бедных, развращают молодежь, пропагандируют грех. Я думаю, это звучит заманчиво для простых людей, особенно на фоне политического кризиса в стране. А ответ простой - надо жить по шариату, по закону, который справедлив, и который дан милосердным Аллахом для бедных. Если будет правитель мусульманин, то все проблемы сразу решатся. Кого надо научим, кого надо заставим.
Но меня поразила больше всего интеллектуальная бедность, обилие сказок в голове, очень простые, черные-белые ответы на все вопросы и поразительное для христианина неверие в человека. Постоянно сквозит как будто жалоба на современный сложный мир. Человек усложнился, а ислам не может усложниться. Тут ведь еще родовая травма ислама - желание доказать, что Мухамед последний пророк, нового не будет, а значит вообще ничего нового не будет.
Поэтому у ислама нет будущего в сложном мире. Вся эта агрессия, террор - это бессильная попытка упростить мир. Взорвать его, вернуться в средневековье, когда все было просто. Как ведь было хорошо, не надо было доказывать Коран достижениями науки. И не надо было стесняться резать баранов. Да и про ваххабизм разговор неизбежно зашел. Ведь за него пришлось оправдываться. Нельзя в наше время на голубом глазу говорить о том, что норма убивать за веру. Это тоже пришлось как-то обвязать красивой ленточкой.
Христианство усложнило этот мир. Оно сделало веру в человека возможной. Человек стал интересен самому себе. И человек не может принять бога, который был бы проще его самого. Бог, дающий пряники хорошим, и кнут плохим, не может быть интересным человеку. В исламе другого нет. А в христианстве с выбором получше. Конечно кому-то версия о.Дмитрия Смирнова или о.Всеволода Чаплина по душе, тем и ислам подойдет. Ну а кому-то ближе то, что говорят о Боге владыка Антоний Сурожский или о.Александр Мень, слава Богу, такие тоже есть. Вот такие дела.