Поехали мы тут с представителями одного московского телеканала по маршруту печально известной группы Дятлова фильм снимать. Не на сам перевал (туда в это время года попасть особенно сложно), но по тем населенным пунктам, в которых туристы побывали на пути к своей загадочной смерти.
Сели на ночной поезд до города Ивдель, столицы уральских колоний, так сказать. Достаточно маргинальный город, куда мы прибыли в 6 часов утра, после чего сразу сели на местный внедорожник системы ГАЗ, с крытым кузовом и водителем с явно темным прошлым.
Кузов машинки отапливался изнутри самой обычной печкой, что доставляло нам немало радости на бесконечных дорогах Северного Урала. О самом Ивделе сказать ничего не могу, так как провел я в нем не более десяти минут.
Машина повезла нас в поселок Вижай, куда группа Дятлова в свое время добралась на автобусе и заночевала в гостинице. Дорога заняла около 5 часов с заездом в поселок Полуночное.
К сожалению, сейчас от поселка Вижай не осталось ничего. Ну, то есть вообще ничего. Замерзшая река Лозьва, дающая местным воду и рыбу, и...
...на фото выше - маленькая турбаза для охотников и рыболовов, с двумя крохотными домиками и строящейся баней. Вся остальная территория - место, где раньше стоял Вижай, а также зона строгого режима и лесозаготовок, довольно большая, кстати. Как ни прискорбно, все это уничтожил лесной пожар несколько лет назад. Огонь выжег все, что было построено людьми за несколько десятков лет за пару минут, как рассказал мне один из жителей турбазы. Сейчас там лишь эта база, которая отстраивается заново, живут на ней 3 человека, которые потихоньку возвращают Вижай к жизни. Если это вообще возможно.
Вот такой вот домик на вижайской турбазе и стал нашим домом на пару дней. Вокруг на сотни километров ни души, звенящая, сводящая с ума мертвая тишина, а по ночам жуткая темень. Электричество на пару часов в день от генератора, остутствие сотовой связи в принципе. Волки, медведи и все сопутсвующее. Стоит сказать, что люди, выбравшие себе такую жизнь в таком вот месте - настоящие фанаты своего дела, фанаты таежной жизни, что для такого городского парня, вроде меня, конечно, понять весьма и весьма сложно.
На следующий день мы отправились в деревню Ушма - последнее пристанище уральских манси. Спивающихся, деградирующих и самоуничтожающихся русских "индейцев". В недавнем прошлом, самобытного народца, хороших охотников и оленеводов, живущих вне времени и пространства.
Предстояла достаточно долгая и тяжелая дорога, поэтому выехать пришлось засветло, форсировать четыре реки и вообще, по сути, прокладывать дорогу. Так как манси живут в отрыве от "большой земли" и зимой могут вообще по нескольку месяцев оставаться наедине со своими проблемами, фактически, зимой к ним никто не ездит, они предоставлены сами себе, ведут свое хозяйство как умеют. Но об этом я расскажу в следующей части моих записок.