Чем нас лечат: мазь Вишневского. От Великой Отечественной до наших дней

Jul 20, 2017 12:11

Заживляет ли раны проверенное во время войны средство



Линимент бальзамический (по Вишневскому), она же - мазь Вишневского
Wikimedia Commons

Кем был придумавший знаменитую мазь Вишневский, из чего ее производят, что думают о ней наши современники в институте его имени, может ли антибиотик работать девяносто лет и может ли получиться, что действующее вещество действует, а лекарственное средство - нет, читайте в новом материале Indicator.Ru из рубрики «Чем нас лечат».

Мазь Вишневского, она же - линимент бальзамический по Вишневскому (латинский вариант - Linimentum balsamicum Wishnevsky) - в Советском Союзе была очень популярна. Изобретенная в 1927 году, она прошла с Красной Армией дорогами Великой Отечественной войны и до сих пор продается по всему СНГ и в соседних государствах.

За словом «линимент» скрывается своеобразная лекарственная форма препарата - жидкая мазь для наружного применения с различными раздражающими (вызывающими приток к коже крови) веществами в смеси с маслами, мыльно-водным или мыльно-спиртовым раствором. Их обычно используют как противовоспалительные или противоревматические средства и наносят, растирая на коже. Что скрывается за конкретным их представителем - ранозаживляющим препаратом средством, известным как «мазь Вишневского»? Давайте выясним это вместе.

Деготь против перуанского бальзама и «новокаиновые ванны»

Изобрел эту зеленоватую субстанцию с характерным запахом военный хирург Александр Вишневский. Мы знаем его только как создателя мази, но есть у Вишневского и множество других заслуг перед советской медициной. Родившись в Дагестане, в семье штабс-капитана, когда-то сосланного на Кавказ за гимназический бунт, он вращался в военных кругах и, решив стать военным медиком, прекрасно представлял себе на что идет. Своей первый большой опыт Вишневский получил во время Гражданской войны, когда хирургу приходилось оперировать до двадцати человек за сутки.



Александр Вишневский
Наум Грановский, Владимир Савостьянов/ТАСС

Вишневский основал целую школу в военной хирургии. Одним из его принципов был новый подход к обезболиванию: медик считал, что на войне не нужно тратить бесценное время и силы нескольких специалистов на общий наркоз, поэтому анестезия должна быть местной. Правда, в начале XX века местную анестезию проводили двумя десятками разных способов, и у всех были свои минусы (например, повреждение окружающих тканей, когда вещество вводится с инъекцией), поэтому намного большим успехом пользовалась общая анестезия.

Вишневский же ввел метод новокаиновой блокады, при котором теплый раствор новокаина омывал поврежденную ткань и воздействовал прямо на нерв, чтобы блокировать его и спасти человека от боли (сын медика назовет это метод «новокаиновыми ваннами»).

Другие нововведения Вишневского касались лечения ран. Если раньше рану зашивали не полностью, время от времени удаляли гной, часто меняли повязки, то этот хирург предложил вырезать пораженные ткани, чтобы не дать гною образоваться, а инфекции - проникнуть в кровь и вызвать заражение.

Саму рану он обрабатывал антисептиками, и в какой-то момент придумал свой состав, который и назвали в его честь. Сначала туда добавлялся перуанский бальзам, но привозить тропический ингредиент из-за океана было не слишком дешево, поэтому позднее в мазь стал входить березовый деготь.



Мазь Вишневского на листе бумаги
Wikimedia Commons

Вишневский умер в 1948 году, успев спасти множество жизней. В его честь даже назвали институт хирургии в Москве.

Из чего же, из чего

Поговорим о компонентах знаменитой мази. Первый из них, о котором мы уже сказали: березовый деготь, который легко определяется по запаху. Он образуется в процессе сухой перегонки древесины или угля, когда сырье нагревают до 500-1050º (в зависимости от температуры способ называют полукоксованием или коксованием). Другое вещество, входящее в состав средства - ксероформ, или трибромфенолат висмута. Этих компонентов в каждом грамме мази по 30 мг, остальное - касторовое масло.



Структура ксероформа
Wikimedia Commons

Ксероформ и деготь давно известны своими антисептическими свойствами. Но можно ли то же самое сказать о маслянистой мази с их содержанием? Остается ли она эффективной спустя 90 лет применения, или бактерии давно стали устойчивыми к ней, как они учатся противостоять многим антибиотикам?

Сотрудники института имени создателя мази сейчас высказываются о ней скептически. Профессор Леонид Блатун из отделения гнойной хирургии Института хирургии им. Вишневского, где лечат особенно запущенные случаи, относит ее к ряду устаревших препаратов, которые уже не помогают при лечении трофических язв и других опасных повреждений. Специалист обращает внимание на то, что многие антибактериальные средства, широко использовавшиеся в прошлом веке, могут помочь убить лишь некоторых микроорганизмов (аэробных, то есть, нуждающихся в кислороде, бактерий), тогда как другие (одноклеточные грибы, анаэробные бактерии) остаются в добром здравии.

К тому же, напоминает профессор, разные типы и стадии ран требуют разного ухода (и разных типов медикаментов): где-то важнее отток жидкости, где-то - борьба с конкретной инфекцией, где-то с воспалением или ожогом, в другом случае - заживление на финальной стадии. Очень многие «проверенные поколениями» средства перестают решать эти задачи, особенно потому, что госпитальные (размножающиеся в больницах) штаммы микроорганизмов быстро мутируют и учатся защищаться от ранее смертоносных для них антибиотиков: рубят опасную молекулу на части, перерабатывают ее, меняют процессы внутри клеток, чтобы устранить свое уязвимое место.

Продолжение материала о мази Вишневского читайте на сайте Indicator.Ru.

Автор - Екатерина Мищенко

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.

Чем нас лечат

Previous post Next post
Up