Оригинал взят у
nandzed в
Джамгон Конгтрул о стадиях зарождения и завершения Все, что проявляется как форма - это кайя, а все ветры и словесные выражения - мантры. Они относятся к стадии зарождения. Все, что воспринимается (sems) разумом при визуализации бинду, нада и т.д., относится к стадии завершения. Таково представление царя тантр - Калачакры.
Комментарий из «Устных учений великого лоцавы»: «Чем в основном характеризуется стадия зарождения? Формы кай характеризуются как каналы. Мантры, то есть словесные выражения - это ветры. Разум, или [пробужденный] ум, характеризуется как бинду. С точки зрения основ очищения две стадии характеризуются (bzhag) следующим. О рождении в [сансарном] бытии говорится как о стадии зарождения, а о смерти в [сансарном] бытии говорится как о стадии завершения. Благородные отец и сын (Нагарджуна и Арьядева) утверждают, что это является взглядом Гухьясамаджи.
С точки зрения их сущности и в контексте пути две стадии характеризуются следующим. Медитация на мысленно представляемые формы и прочее называется стадией зарождения. После растворения [в уме внешних] проявлений зависимое от другого (gzhan dbang, паратантра), а также проявления (rnam pa), связанные с бинду ума (yid), и удержание ума просто на сознаниях - бинду, нада и прочем - называется стадией завершения. Вирупа и прочие объясняли, что это является взглядом Хеваджры и прочих [систем].
Далее, в контексте плода очищения говорится, что обычные сиддхи относятся к стадии зарождения, а высшие сиддхи - к стадии завершения. Таков взгляд трех циклов комментариев бодхисаттв и прочих [текстов].
В контексте великих стадий зарождения и завершения окончательного естественного состояния относительная истина, свободная от всех цепляний за проявления, - это стадия зарождения, поскольку порождает рупакайи будд. Окончательная истина, свободная от всех признаков умственных измышлений - это стадия завершения, поскольку в этом окончательном состоянии все явления достигли совершенства. Таков взгляд материнских тантр, таких как Чакрасамвара.
Говорится, что йога махамудры содержит в себе все практики союза.
Далее, методы, вводящие [в понимание] двух истин - это стадия зарождения, поскольку порождают все высшие качества изначальной мудрости. Праджня, [дающая постижение] нераздельности двух истин, которая есть сердце будд - это стадия завершения, поскольку изначально совершенные и свободные от омрачений проявления шестидесяти четырех высших качеств, т.е. сугатагарбхи, основы очищения, характеризуются как плод.
Когда понят этот ключевой момент, то не будет трудностей [в понимании] смысла нераздельности основы и плода...
Стадия зарождения, которая не включает в себя проникновения в жизненно важные точки каналов, называется неглубокой стадией зарождения. Стадия зарождения, которая включает в себя это, называется глубокой стадией зарождения, и к ней также применим термин “стадия завершения”, поскольку она является завершением стадии зарождения. … Непосредственное видение божеств - что происходит путем связывания функций каналов, ветров и бинду - является стадией завершения как таковой».
Познаваемое очищается в сфере, где нет цепляния. ...Вкратце, йогинам следует очистить омрачения, [пребывая] в сфере, охватываемой двумя истинами, в которой нет цепляния за познаваемое как за [реальные] вещи.
Джамгон Конгтрул Лодро Тхайе, "Глубокий внутренний смысл".