Оригинал взят у
nandzed в
Зеркало ключевых моментов
«Зеркало ключевых моментов» это спонтанная ваджрная песня просветления - современный пример живой устной традиции, восходящей к махасиддхам древней Индии. Ньошул Кхенпо пел ее во время трехлетнего ритрита, который проходил в 1980-1984 году в Дордонье. Позднее она была записана и послана его матери в Индию, а затем песню перевели на английский и французский языки.
Письмо, восхваляющее пустоту, от Кхенпо Джамьянга Дордже его матери
Я склоняюсь перед лотосовыми стопами Тенпа Ньимы,
Который не отделим от Повелителя Дхармы Лонгчена Рабджама
И видит естественное состояние пустоты
Всего бескрайнего океана вещей.
Посылаю тебе письмо-наставление,
Моя благородная мать Палдзом,
Прочитай его без отвлечения.
Я нахожусь здесь, не испытывая неудобств,
Я спокоен и меня ничто не тревожит.
Все ли у тебя в порядке, моя дорогая мама?
Здесь, в западной стране,
Много людей с разным цветом кожи.
У них есть все виды магии
И всякие интересные вещи:
Например, они летают в небесах
И плавают по водам, словно рыбы.
Подчинив себе четыре элемента,
Они соперничают в сотворении
Красочных привлекательных чудес.
Здесь бесчисленное множество зрелищ,
Подобных узорам из цветов радуги,
Но если рассмотреть их, они похожи на сон
И являются ошибочным восприятием ума.
Все занятия похожи на детские игры,
Если выполнять их, они никогда не закончатся.
Их можно завершить, только оставив,
Словно замки, построенные из песка.
Но это еще не вся правда.
Все дхармы сансары и нирваны
Не имеют продолжительности,
Хотя и кажутся постоянными.
При исследовании они оказываются лишь пустыми формами,
Которые появляются, не обладая существованием.
Хотя они нереальны, их считают реальными,
Но если рассмотреть их,
Они так же нереальны, как иллюзия.
Посмотри вокруг на возникающие объекты -
Словно вода в мираже,
Они более обманчивы, чем галлюцинация.
Нереальные, словно сны и иллюзии,
Они напоминают радуги и отражение луны.
Взгляни внутрь, в свой собственный ум!
Если не исследовать его,
Он завораживает нас,
Но при исследовании нельзя найти что-либо.
Ум появляется, не существуя, и он пустотен.
Его нельзя идентифицировать, сказав: «Вот он!».
Ум быстро исчезает и неуловим, как туман.
Посмотри на все, что появляется
В любом из десяти направлений.
Неважно, как это может выглядеть,
Вещь в себе, сама сущность -
Подобная небу природа ума
Вне проекции и исчезновения мысли и понятия.
Все пустотно по своей природе.
Когда пустотное смотрит на пустотное,
Кто может глядеть на что-то пустотное?
Для чего нужно множество классификаций,
Таких, как «пустотное» и «не пустотное»,
Если это иллюзия, смотрящая на иллюзию,
И заблуждение, глядящее на заблувдение?
Все концептуальные модели, напимер,
«Это двойственно!» или «Это не двойственно!» -
Оставьте их, словно речные волны,
Пусть они самопроизвольно освободятся в самих себе.
Великий демон дискурсивной мысли неведения
Заставляет тонуть в океане сансары.
Но если обрести свободу от дискурсивных мыслей,
Придет неописуемое состояние
За пределами концептуального ума.
Вне дискурсивных мыслей
Не существует даже слов «сансара» и «нирвана».
Полное успокоение дискурсивной мысли
Это таковость Дхармадхату.
Не усложненное запутанными утверждениями,
Это несотворенное единое бинду -
Пустота, естественное состояние ума.
Так сказал Сугата, сам Будда.
Когда сущность всего, что может появиться,
Просто предоставлена самой себе,
Это несотворенное и неискаженное воззрение,
Дхармакайя, мать-пустота.
Любая дискурсивная мысль это пустота,
А тот, кто видит пустоту,
Это дискурсивная мысль.
Пустота не уничтожает дискурсивную мысль,
И дискурсивная мысль не препятствует пустоте.
Четырехкратная пустота ума как такового
Это сущность всего.
Сокровенная и спокойная,
Ничем не усложненная, не образованная из частей
Светоносная ясность
За пределами ума концептуальных идей
Это глубь ума Победоносных.
В ней нет чего-то лишнего
Или того, что нужно добавить.
Это просто незапятнанность,
Свободно смотрящая на саму себя.
Если говорить коротко,
Когда ум полностью разорвал
Путы цепляния за что-либо,
В этом и заключается все самое главное.
Такова традиция возвышенного Тилопы
И великого пандиты Наропы.
Такое глубинное естественное состояние
Является мудростью великого блаженства
Среди всех видов блаженства.
Это царь наивысшего наслаждения
Среди всех источников наслаждения.
Это последнее четвертое дарование полномочий
Во всех тантрических разделах тайных мантр.
Это конечное указующее наставление.
У воззрения «сансара и нирвана неразделимы»
У Махамудры, Дзогчена, Срединного пути
И других воззрений
Есть разные названия,
Но только один сущностный смысл.
Таково воззрение Ламы Мифама.
Чтобы поддержать это величайшее воззрение,
Нужно начать с Бодхичитты
И в конце сделать посвящение заслуг.
Чтобы отсечь с помощью искусных средств
Фиксацию на это - корень сансары,
Главнейшим из всех великих методов
Является непревзойденная Бодхичитга.
Царь совершенного посвящения
Это средство для развития корней добродетели.
Таково особое Учение Шакьямуни,
Которое не найти у других Учителей.
Чтобы достичь полного Просветления,
Не нужно что-то большее, чем это.
Но меньшего, чем это, будет недостаточно.
Такой быстрый путь трех искусств,
Которые называют
Сердцем, глазом и жизненной силой.
Это путь Лонгчена Рабджама.
Пустота, исполняющая желания драгоценность,
Это щедрость без привязанности,
Это дисциплина без нарушений,
Это терпение без гнева,
Это усердие без заблуждения,
Это медитация без отвлечения,
Это сущность мудрости.
Это смысл трех Колесниц.
Пустота это естественное состояние ума,
Пустота это неконцептуальное Прибежище,
Пустота это абсолютная Бодхичитта,
Пустота это Ваджрасаттва избавления от грехов,
Пустота это мандала
Полных накоплений заслуги и мудрости,
Пустота это Гуру-йога Дхармакайи.
Оставаться в естественном состоянии пустоты
Это «спокойное пребывание» шаматхи,
А воспринимать ее четко и ясно
Это «ясное видение» випашьяны.
Воззрение полной стадии развития,
Мудрость блаженства и пустоты в стадии завершения,
Недвойственное Великое Совершенство
И единое бинду Дхармакаии -
Все это содержит в себе пустота.
Пустота очищает кармы,
Пустота рассеивает мешающие силы,
Пустота укрощает демонов,
Пустота завершает реализацию божеств.
Когда постигнута глубинная пустота,
Она высушивает океан страсти,
Она стирает в порошок гору гнева,
Она освещает мрак тупости,
Она успокаивает бурю зависти»
Она побеждает болезни клеш.
Она друг в минуты печали,
Она уничтожает самодовольство,
Она одерживает победу в битве с сансарой,
Она уничтожает четырех мар,
Она превращает восемь мирских дхарм в единый вкус,
Она покоряет демона фиксации на эго,
Она превращает в помощь
Неблагоприятные обстоятельства,
Она превращает плохие знамения в удачу,
Она становится причиной
Дня реализации полного Просветления,
Она рождает Будд трех времен.
Пустота это мать Дхармакайя.
Нет более высокого Учения, чем пустота.
Нет более быстрого Учения, чем пустота.
Нет лучшего Учения, чем пустота.
Нет более глубинного Учения, чем пустота.
Пустота это «знание одного, освобождающее все»,
Пустота это величайший царь лекарств,
Пустота это нектар бессмертия,
Пустота это спонтанное осуществление
За пределами усилия,
Пустота это Просветление без напряжения.
При медитации на пустоте возникает
Неизмеримое сострадание к существам,
Которые, как и мы сами, омрачены верой в эго,
И Бодхичитта порождается без усилия.
Все качества пути и стадий
Появятся естественным образом без всяких усилий,
И вы полностью убедитесь
В безошибочности закона причины и следствия.
Если испытать лишь один миг
Уверенности в такой пустоте,
Туго натянутая цепь цепляния за эго
Разлетится на осколки, - так сказал Арьядэва.
Медитировать на пустоте важнее,
Чем подносить Сугатам и их сыновьям
Все бесконечные сферы Будд,
Заполненные подношениями богов и людей.
Если бы заслуга от пребывания
В течение лишь одного мгновения
В естественном состоянии без отклонений
Могла принять конкретную форму,
То пространство не вместило бы ее.
«Даже если заполнить мир
Огромными холмами из даров золота и драгоценностей,
Трудно будет найти это глубинное Учение о пустоте,
Тому, кто попробует разыскать его», -
Так сказано в «Праджияпарамите в ста тысячах строф».
Встреча с этим высшим Учением -
Результат великой силы заслуги,
Которая была накоплена за бесчисленные зоны.
Короче говоря, с помощью пустоты
Ради собственного блага вы освобождаетесь
В пространство нерожденной Дхармакайи,
Реализуется полное Просветление
Четырех Кайя и пяти видов мудрости.
Ради блага других проникая в глубины сансары
Посредством непрерывной,
Всеохватывающей спонтанной активности,
Проявление Рупакайи будет всегда учить
Тех, кто нуждается в этом.
Во всех сутрах и тантрах
Это считается наивысшим Плодом.
Как может кто-то, подобный мне,
Изложить в словах все блага и добродетели этого,
Если даже Победоносный,
Обладающий ваджрным языком,
Не смог бы исчерпать их,
Объясняя в течение зона?
Прославленный повелитель, высший Учитель,
Дающий Учения о пустоте,
Появляется в человеческом облике,
Но его ум поистине Будда.
Без обмана и лицемерия
Молите его от всего своего сердца
И, не нуждаясь в других средствах,
Вы достигните Просветления в этой жизни.
Таков метод драгоценности, реализующей все,
Который дается в тантрах Великого Совершенства.
Когда эта драгоценность лежит на вашей ладони,
Не превращайте ее бездумно в бесполезную безделушку.
Подобно звездам на небесах, учеба
Никогда не закончится в процессе изучения.
Для чего нужно множество разных Учений,
Которые просят и получают ученики?
Зачем нужна какая-то практика,
Более высокая, чем пустота?
Не гоняйтесь за приметами аскета,
Такими, как посох, звериные шкуры
И заплетенные в косу волосы.
Оставляя слона в своем доме,
Не отправляйтесь искать его следы в горах.
Мама, медитируйте на сущности ума,
Как учил этому Гуру, Держатель Ваджра,
И вы обретете сокровенную сущность
Всех восьмидесяти четырех тысяч Учений.
Это нектар сердца
Миллиона ученых и добившихся реализации.
Это наивысшая практика.
Данный совет из глубины сердца
Падшего монаха Джамьянга Дордже -
Чистейшая сущность бинду моей крови.
Поэтому, мама, храните его в своем сердце.
Эти несколько слов сердечного наставления
Были написаны а красивой сельской местности,
В городе просторного синего неба,
Который соперничает
С великолепием божественных сфер.
Я подношу это письмо-наставление
Дорогой Чокьи Палдзом,
Моей любящей и любимой матери,
А также моим преданным ученикам.
Тибетец Джамьянг Дордже, которого называют Кхенпо, написал своим ученикам это письмо в зеленой долине Великого Блаженства, в Дордонье, во Франции.
Да будет благо и добродетель!