Оригинал взят у
nandzed в
Из жизни великих существ (окончание)После смерти своего ламы, Лочен прекратила странствовать и решила осесть. Зимой она жила в пещере в Сангье Драк, а летом в Шунгсебе, который стал ее монастырем. Он находился недалеко от Лхасы, на склоне горы, покрытой соснами, откуда он и получил свое название. Она также жила в пещерах на скалистой горе Тхогар-яг. Там она даровала учение по «Вступлению на путь Бодхисаттвы» сто раз людям, духам и богам и проводила остаток своего времени в ретритах, медитируя на свое личное божество.
Однажды, когда она медитировала, она услышала визг животного и, вслед за этим, она увидела собаку, дрожащую от страха, которая вбежала в ее пещеру и спряталась у нее на коленях. Сразу после этого, леопард просунул голову в пещеру и уже собрался было схватить собаку. Лочен как следует помедитировала несколько мгновений на великое сострадание и затем она жестом пригласила леопарда сесть, думая, что нет необходимости бояться, поскольку все явления иллюзорны. Леопард медленно подполз и сел справа от Лочен. С тех пор, оба животных жили рядом с ее пещерой, не испытывая страха и не причиняя вреда, а Лочен даровала им учения, чувствуя, что семена альтруистического просветленного настроя укоренились в потоке их умов.
Во время шестимесячного ретрита в пещере Сангье, Лочен пребывала без признаков жизни три недели, после чего она вновь ожила. Шок от возвращения к жизни заставил ее неожиданно вспомнить о своем ламе и она позвала его по имени вслух. Ее особая вера в него заставила ее провести множество дней и ночей в слезах, и она выразила свое восхваление ему и Дхарме в следующей песне:
Великий учитель, О мой коренной гуру,
Посмотри на страдания чувствующих существ,
Которые лишены дхармы,
Пожалей неудачливую йогиню,
Ее тело совершает различные движения,
Как будто она танцует религиозный танец.
Эти стихи спонтанно пришли к ней, благодаря ее великой вере и несравненному состраданию, которое она испытывала к чувствующим существам.
Она повторяла шести-слоговую мантру в течение долгого времени и, благодаря благословлению Арья Авалокитешвары, из скалы полилась вода. Этот источник был таким обильным, что все ламы и их ученики, которые собирались в данной местности, брали воду для питья из этого источника. Они дали ей прозвище Чудон Кушог - «учитель, который извлек воду».
Поведение Лочен в то время было настолько странным, что люди интересовались, не сошла ли она с ума. Ее мать, которая волновалась больше всех, попросила Таглуга Матрула Ринпоче сделать предсказание. Он ответил: «Дай своей дочери делать все, что она хочет. Она совершенно другая, нежели обычные люди, и она добьется успеха.»
В то время Лочен практиковала учение, основанное на посвящении и комментариях «Драгоценности освобождения, исполняющей желания», которые она получила от Друпе Тенпе Гьялцена. В результате своей практики, она обрела большие достижения и на какой бы объект она ни обратила свой ум, ее ум пребывал там без всяких отвлечений. Разные существа шести миров разговаривали с ней на своих собственных языках и она могла видеть существ трех миров - желания, формы и бесформенного мира так же ясно, как если бы они находились на ее ладони.
Испытывая физическое благополучие и ментальное блаженство, она пела, не переставая, ее руки постоянно совершали движения мудр, а ее ум постоянно пребывал в самадхи, и ее глубокая осознанность была свободна от препятствий и крайностей. Она испытывала множество таких переживаний в то время.
Она достигла уровня, на котором ветры входят в центральный канал и она спонтанно и естественно начала прыгать, танцевать, издавать различные звуки и бегать без остановки из своей пещеры и обратно. Однажды, посреди такого переживания, она неожиданно упала. Ее физическое тепло ушло и ее дыхание остановилось. Только ее тонкий ум оставался в полной концентрации на своем объекте. Ее мать и друзья решили, что она умерла и стали готовиться к похоронам, с плачем и стенаниями.
Хотя ее тело было неподвижным, ее увеличившаяся осознанность была в девять раз острее и яснее, чем обычно. Через некоторое время одноглазая женщина с зелеными волосами предстала перед ней и спросила: «Госпожа, вы желаете отправиться в Чистую Страну Падмасамбхавы?» Лочен согласилась и странная женщина по воздуху, не касаясь ногами земли, перенесла ее в страну с небесным дворцом с удивительной крышей. Там Лочен встретилась лицом к лицу с великим Падмасабхавой. Он улыбался, его лицо было белого цвета с сиянием красноватого оттенка, это был его мирный и немного гневный аспект, подобный цвету белой раковины с легким красным оттенком. На голове у Падмасабхавы была корона с пером коршуна, солнцем и луной. В одной руке он держал ваджру, а в другой вазу с нектаром бессмертия и шарф. Он был одет в тантрические одежды: синее одеяние поверх трех монашеских роб и он сидел в королевской позе - одна нога вытянута, а другая согнута в колене. Его окружали все великие индийские и тибетские Махасиддхи и ученые, включая его двадцать пять главных учеников из Тибета. Все эти великие существа держали разные объекты в своих руках и, хотя казалось, между ними нет никакого пространства, каждый из них имел очень четкие очертания. Падмасамбхава заговорил с ней, называя ее проявлением ума Дакини Сияющего Синего Света. Затем он даровал ей все четыре посвящения. Из своей великой веры, Лочен запела песню восхваления и Падмасамбхава возложил стрелу долгой жизни на ее голову, даруя ей особые благословления.
Лочен почувствовала, что она возвращается к обычному уровню восприятия. Она посетила небеса, увидела Брахму и Индру, всех королей и полубогов, а также сферу голодных духов. Куда бы она ни приходила, она делала практику обмена себя с другими. Посещая ады, она увидела невыносимое страдание. В горячих адах она увидела пылающие железные дома из расплавленного металла с горящими полами; существ, чьи тела были одной природы с огнем; существ, которых варили и резали на куски. Все это время она чувствовала себя так, как будто она испытывала эти страдания сама.
В холодных адах она увидела снег и снежные ураганы; существ с телами, покрытыми волдырями синего цвета, как цветы утпала, которые растрескивались на сотни разных кусков. В других адах Лочен увидела существ, которых заживо съедали черви, протыкали оружием, у которых вырывали сердца, ужасающие птицы выклевывали их глаза, собаки грызли их плоть, расплавленные жидкости выливались на них и других существ, придавленных книзу ступами, книгами и статуями. Видеть так много страданий было невыносимым для Лочен. Слезы сострадания брызнули из ее глаз, и она пела много молитв.
Неожиданно дакини с железным крюком в одной руке и с лассо в другой появилась перед ней вместе с Авалокитешварой, Бодхисаттвой Сострадания, который избавляет от страдания существ в шести мирах. Дакини сказала ей:
«ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, пожалуйста, послушай меня, о, сострадательная дакини. В тебе есть из твоих прошлых жизней семена двух видов просветленного настроя, и эти семена были увлажнены накоплением заслуги и очищением, ты теперь как росток, который приносит благо всем существам. Ты должна практиковать все великие качества Авалокитешвары, выраженные в шести-слоговой мантре, которая облегчает страдания существ в шести мирах. Ты должна также медитировать на семь причин и один результат - заповеди для тренировки ума, а именно:
Узнавание всех чувствующих существ, как своей собственной матери
Память об их доброте
Любовь
Сострадание
Особую решимость и
Просветленный настрой»
Лочен немедленно стала медитировать таким образом и увидела, как огонь и лед, острые орудия и котлы постепенно исчезли. Вопли и крики существ ада постепенно стихли, и постепенно воцарилась тишина, и они сидели со сложенными руками, бесконечное собрание существ, наполняющих все пространство так далеко, насколько могли видеть глаза Лочен. Затем дакини научила ее использованию шести-слоговой мантры Авалокитешвары и сказала ей медитировать таким образом. Так Лочен и сделала и, постепенно, все оставшиеся страдания существ, находящихся перед ней, исчезли и существа повторяли молитву принятия прибежища.
Та самая дакини даровала ей также учения о сути всех явлений, которые полностью свободны от своей собственной сущности. Получая эти учения и медитируя одновременно на четыре безмерные пожелания- безмерную любовь, сострадание, радость и равностность - и на видение их высшей сущности, все оставшиеся части адов превратились в страну счастья и бывшие существа ада изменились, обрели веру и смогли принять прибежище. Лочен стала молиться и медитировать еще усерднее, и многие создания, появившиеся перед ней, умерли и переродились в лучших мирах. Она почувствовала бесконечную благодарность к дакини, которая научила ее, как можно помочь чувствующим существам.
Внезапно Лочен почувствовала, что она должна встретить Шиндже, Повелителя Смерти и Адов. Она обнаружила себя в сияющей пещере, в конце которой появились шестнадцать устрашающих зданий без дверей. В одном из них, на солнце луне и троне из лотоса, на человеческом теле стоял Повелитель Смерти с телом темно-коричневого цвета, держащий табличку в одной руке и зеркало в другой. Он был одет в саван и танцевал девять устрашающих танцев. Окруженный своей свитой из гримасничающих чудовищ, он подошел к ней и спросил громоподобным голосом: «Ты пришла до времени своей смерти, в то время как все остальные приходят позже. Можешь ли ты объяснить, по какой причине ты сделала это?» В ответ Лочен попросила, чтобы он освободил всех существ в адах от их страданий.
В это время подручные Шиндже усердно искали ее имя в своих списках. Они сказали ей: «У нас нет на тебя ничего, что было бы оправданием твоего присутствия здесь. Пожалуйста, проследуй в одну из небесных сфер.» Лочен ответила: «Было бы позором для меня уйти на небеса одной, в то время как все живые существа-мои матери остаются в адах. Мы должны все вместе уйти в счастливые земли вместе и вы, Повелитель Адов, должны помочь мне это сделать.» Повелитель Смерти и Адов отвечал: «Послушай, это уже пытались сделать раньше. Авалокитешвара, сам Бог Сострадания, с его редкой склонностью помогать существам, приходил и три раза пытался трансформировать ады. Не очень-то это и помогло. Несмотря на его доброе намерение, существа продолжают накапливать негативную карму, которая приводит их сюда. После этого дакини Йеше Цогьял приходила и она тоже однажды трансформировала ады. Но опять-таки, это не помогло. Через какое-то время существа адов начали прибывать вновь и ады наполнились еще раз. Нет конца карме, которая продолжает созревать и приносить несчастья существам. Никто не может трансформировать плоды плохих и хороших деяний других существ, поэтому, что можешь сделать ты?»
Воцарилась тишина, и Повелитель Смерти заключил: «Прежде чем cделать что-либо, религиозные руководители и учителя должны проверять самих себя. Как общественные лидеры, они должны быть честными и следовать заповедям, которым они обучают. Посвященные монахи и монахини должны избегать нарушения своих обетов. Практикующие тантру должны хорошо овладеть двумя стадиями зарождения и завершения. Те, кто обрел особые способности, должны использовать их с осторожностью и не сбиваться с пути из-за обстоятельств. Реализованные люди не должны следовать за концептуальными мыслями и практикующие путь не должны преследовать двойственные проявления. Практикующие Чод не должны видеть что-то, как дьявольское, а что-то, как божественное. Ученые не должны удовлетворяться только лишь словами. Практикующие тантру не должны переходить на путь Хинаяны, а те, кто идет по пути постепенной реализации, не должны удовлетворяться лишь прослушанием учений, но должны также генерировать опыт. Мужчины должны избегать похотливых деяний, а женщины не должны заблуждаться или вводить других в заблуждение посредством обмана. Покровители религии не должны чувствовать, что они сделали что-то великолепное, а практикующие религию не должны стремиться к получению подношений от мирян. Держатели учения должны хранить свои линии в чистоте и не смешивать их с другими.»
Ады вокруг нее исчезли, и ум Лочен вернулся в ее тело.
Она возобновила свою обычную жизнь и оставалась в Намха Дзонг, даруя устные наставления под названием «Гирлянда цветов». У нее были другие переживания, в которых она видела, как десять направлений наполнились тиграми. Она испугалась, не зная, где спрятаться. Затем ее тело приняло форму слога ХУМ и она улетела прочь.
Лочен также совершила темный ретрит в течение двадцати одного дня под руководством Трульшига Ринпоче. Когда она вышла из ретрита, она почувствовала, что ее ум был очень ясным, и обнаружила, что просто подумав о месте, она могла на самом деле оказаться там. Она осознала это, когда однажды у нее возникло сильное пожелание встретить Кармапу Кхакьяба Дордже. Хотя это было просто пожелание, оно принесло ее к Кармапе и она получила от него учения, в то время как никто из его сопровождения об этом не знал. В то же время, ее компаньоны думали, что все это время она пребывала в своей ретритной пещере.
В конце концов, эксцентричное поведение Лочен, ее похожие на смерть состояния и мистические переживания обеспокоили ее мать, которая решила, что Лочен необходимо постоянное и прямое руководство ламы. Она упаковала желтый плащ и они направились в жилище известного учителя по имени Семньи Ринпоче. Совершив простирания перед ним и поднеся ему плащ, Пемба Долма сказала ему, что до сих пор она присматривала за своей дочерью в ее ретрите, но теперь она хочет передать эту обязанность ему. Она обратилась к нему с просьбой о том, чтобы он не давал Лочен предаваться ее странному поведению и чтобы в то время, когда она не посещала бы учения, она пребывала бы в ретрите. Она сказала, что если ее дочь не контролировать, то два безумных ламы, Рагшар Джецун и Таглунг Матрул Ринпоче заставят ее дочь странствовать тут и там, и ее практика никуда ее не приведет.
Таким образом, Пемба Долма оставила Лочен под опекой Семньи Ринпоче. Хотя она была обыкновенной женщиной, она посвятила остаток своей жизни религиозной практике и повторила мантру Амитабхи десять миллионов раз. Лочен сказала, что если ее мать останется в женском монастыре Шунгсеб, она пострадает из-за загрязнений, которые повредят ее практике, поэтому она жила в пещере, расположенной ниже женского монастыря. Она прожила до возраста девяносто девяти лет, становясь все меньше и меньше. Когда дакини увидели, что ее время на земле подходит к концу, они подготовились к радушной встрече ее в своей стране. На восьмой день священного месяца Сагадава, во время молитвы Амитабхе и сидя лицом на запад, она ушла из жизни.
С тех пор, в четвертый месяц каждого года Лочен совершала для своей матери голодный ретрит в течение шестнадцати дней, практику, которая включает в себя принятие только одной вегетарианской пищи каждые два дня, в сочетании с повторением мантр мани.
Вскоре после смерти своей матери, Лочен очень серьезно заболела и решила, что она скоро умрет. До тех пор она делала практику создания чувства отвращения к циклическому существованию телом, речью и умом; медитировала на ветры и каналы и практиковала Шести Йог Наропы. В результате этих практик она стала чувствовать себя так легко, как клочок шерсти. Утром и вечером она совершала высшие практики Дзогчена, наблюдая, как солнце и луна восходят и сразу заходят, и воспринимала все явления, как небесные проявления.
В годы собаки, свиньи и птицы Лочен зачастую серьезно болела. Ее ученики стали очень беспокоиться за нее и привели доктора, чтобы он ее осмотрел. Послушав ее пульс, доктор заявил что болезнь Лочен совершенно точно не является результатом расстройства элементов. Он посоветовал ее ученикам, чтобы вместо лекарств, они должны подносить ей молитвы долгой жизни, чтобы отогнать дакинь, которые пытаются забрать ее в свои чистые земли. Они последовали совету доктора и Лочен вскоре выздоровела.
Духовное руководство женским монастырем Шунгсеп было, в основном, обязанностью Лочен, которая стала известна под именем Шунгсеп Джецун. Однажды юная девушка пришла к ней и попросила посвятить ее в монахини. Ее приняли в послушницы и дали ей имя Ургьен Чозом. Вскоре после того, как она начала делать предварительные практики, все поняли, что она была очень одаренной и проявляла большое усердие в практике. За короткий период времени она выучила наизусть один из главных текстов Дзогчен, под названием «Три Кунзанг Лама Шелунг», написанный Патрулом Ринпоче. Она быстро стала лидером классов по всем текстам и лама женского монастыря Шунгсеп стал надеяться, что она сможет стать его преемником на посту настоятеля монастыря.
Поскольку Ургьен Чозом брала на себя все больше обязанностей, у Шунгсеп Джецун появилось больше времени для ретритов. Она провела один год, медитируя на Белую Тару, после чего она даровала серию устных передач, которые включали в себя передачу короткой, средней и обширной Сутры Совершенства Мудрости в двенадцати томах, собрание драгоценных сутр и тантр, известных, как Сунгду, а также «Семь Сокровищ Лонгченпы» и комментарии к ним, «Песни Миларепы» и «Песни Шакпара Ринпоче». После этих учений, она разламывала на кусочки ритуальные пироги, которые ей подносили, скатывала их в небольшие шарики и бросала их в свой суп. Она жила, в основном, на этом супе, утверждая, что он был вкуснее, чем суп с лапшой лхасской аристократии.
Осенью после ретрита по практике Пхурба, она даровала свои ежегодные учения, в основном, по предварительным практикам традиции Ньингма. Эти учения включали в себя объяснения по различению и ясному выявлению мирского и трансцедентального аспектов потока своего собственного ума. Эти техники, которым можно учить, основываясь на текстах, лучше всего объяснять, основываясь на опыте. Овладение этими учениями очень пригодится во время смерти. Если практикующий не сможет различить различные проявления, которые возникают в момент смерти, тогда его карма и ветры приведут его в еще одно существование. Сумев идентифицировать и узнать то, что появляется перед ним, он получит шанс на освобождение. Шунгсеп Джецун в совершенстве владела этими техниками и, в частности, могла делать эти практики и даровать учения по ним одновременно. В том году, когда она даровала такие учения, она вдруг серьезно заболела и умерла. Ее учитель, Семньи Ринпоче собрался было совершить перенос сознания, когда лама по имени Саргу Ринпоче сказал, что это пока еще делать не надо, поскольку в районе ее сердца все еще сохранялось какое-то тепло.
Во время этого короткого периода смерти, Лочен получила возможность отточить свою практику тонкой изначальной осознанности. Затем она внезапно вернулась к жизни и ее ученики попросили Семньи Ринпоче провести ритуалы долгой жизни для нее. Он очень рассердился и решил даровать ей гневный аспект Гуру Ринпоче, Гаруду и Хаягриву и провел ритуал долгой жизни Сущности Пяти Семей Будд.
Возложив вазу на голову Шунгсеп и ваджру в ее ладонь, он ворчливо сказал: «Если ты не будешь жить долго, твои ученики обвинять меня в твоем убийстве! Они начнут войну против меня!» Затем он попросил ее: «Ты должна оставаться в этом мире в течение ста лет, как Мачиг Лабдрон.» Поскольку это был приказ ее гуру, у нее не было выбора, кроме как послушаться и ее болезнь исчезла.
Ошибки некоторых его учеников, стали причиной болезни Семньи Ринпоче в одну из зим. Хотя он обычно противился ритуалам долгой жизни, он согласился, чтобы его ученики сделали для него один ритуал и выздоровел через месяц. Однако, его выздоровление было кратким и через два месяца, первого числа третьего месяца, он ушел из жизни.
Каждый год Шунгсеп Джецун совершала множество ритуалов и молитв для ее ушеднего ламы. Она построила две ступы - одну из серебра и одну из глины. Серебряная ступа была дарована монастырю Ярлун Церинг Джонг в соответствии с последними наставлениями ламы. Глиняная ступа и портрет Семньи Ринпоче, написанный Сагуром Ринпоче, стали основными объектами поклонения в женском монастыре Шунгсеп.
Теперь, когда ее лама ушел из жизни и ее мама умерла, Шунгсеп Джецун подумала, что ей надо бы совершить паломничество к Кайлашу, как Трульшиг Ринпоче советовал ей в прошлом. Она совершила тайные приготовления, делясь только с самыми близкими ее учениками. Прямо перед ее отъездом, Сагур Ринпоче и некоторые другие ученики Семньи Ринпоче узнали о ее планах. Они не захотели отпускать ее, говоря, что Семньи Ринпоче был держателем особого учения Логчен Рабджампы и что она должна была помочь им сохранить традицию монастыря и согласиться стать его преемником. Она уступила и приняла эту должность. Она даровала множество учений и количество учеников увеличилось. Хотя в монастыре было 300 постоянно проживающих монахинь и несколько монахов, тысячи людей посещали ее учения.
В год железной овцы (1930 г.), Настоятель Дзогчен по имени Нгаванг Норбу прибыл, чтобы послужить распространению учения Будды в целом и учения Лонгчен Рабджампы в частности. Он даровал обширные учения местным людям, говоря им, что наилучший способ добиться процветания учения - это стать монахом или монахиней и многие решили принять монашеские обеты. Шунгсеп Джецун сшила несколько религиозных одеяний из желтой ткани, которая у нее была, и подарила эти одеяния самым бедным ученикам. После монашеского посвящения Настоятель сказал им, что одного принятия обетов недостаточно, ученики должны знать и понимать обеты, а также способы их поддержания и сохранения. Он затем объяснил текст Нгари Пенчен Пемы Вангьяла «Ясное понимание трех обетов».
Ургьен Чозом стала ученой и высоко реализованной монахиней, обладающей многими добродетельными качествами Шунгсеп Джецун. К сожалению, она внезапно тяжело заболела и умерла. Шунсеп Джецун сложила множество песен, горюя о смерти такой юной и такой одаренной девушки.
Через некоторое время, когда она была в ретрите, к ней пришли ученики с просьбой даровать им особые учения. Один из них, Тензин Йеше, пришел, чтобы провести практику само-посвящения после завершения ретрита Авалокитешвары. Хотя у пещеры были стены, он чувствовал только пустое пространство и прошел прямо сквозь них. Во время практики само-посвящения он увидел Шунгсеп Джецун в форме тысячерукого Авалокитешвары и подумал: «Для чего же все эти руки?» Вернувшись в свой ретритный домик, примерно неделю его ум не мог вернуться к еде или к мирским занятиям. Везде куда бы он ни посмотрел, пространство было наполнено божествами, и он обнаружил, что сам он произносит религиозные слова, о которых он никогда не думал раньше. Его ум пребывал в ясном и полном блаженства состоянии, свободном от концепций и он испытывал такое счастье, как будто он был в чистой стране. Он чувствовал, что все, что угодно может появиться, если видение практикующего является чистым.
После того, как юное перевоплощение Семньи Ринпоче было найдено, Шунгсеп Джецун даровала ему посвящение Чод и передала ему некоторые объекты, которые принадлежали ему в прошлом воплощении.
Вскоре после этого, Шунгсеп Джецун опять заболела и умерла на одну ночь. В это раз она переживала полное появление 100 мирных и гневных божеств. Она обнаружила себя в счастливой долине, где ей встретился некто с человеческим телом и головой лошади, и он сказал, что он - король Гандхарвов. Она спросила: «Где расположена эта страна?» Он ответил: «Это ад», указывая на пустой трон Повелителя Смерти.
На следующий день, когда она спала, у нее было видение множества женщин с великолепными украшениями, которые подняли ее и понесли ее через различные чистые страны.
У нее было сто серебряных монет, с помощью которых она собиралась построить ступу. Прибыл Лама Арапаца и вместе с одним из ее учеников, он построил ступу, которая разрушилась через месяц. Затем они пригласили Геше из монастыря Дрепунг, чтобы построить победоносную ступу. Множество не-человеческих существ совершали подношения и некоторые из них делали предсказания. Один из них, принявший человеческий облик, сказал, что существуют огромные препятствия для постройки ступы и огромная опасность при попытке построить ее опять. Шунгсеп Джецун усердно молилась но, даже несмотря на это, два или три раза людей заваливало камнями, хотя они и не получали никаких повреждений.
Вследствие этих видений, она осознала, что для того, чтобы достичь состояния Будды, необходимо накопить великую заслугу и очистить недобродетельные поступки. И, пока не появится устойчивое понимание пустоты, все эти добродетели сами по себе не приведут к освобождению. Она осознала, что уровень реализации практикующего может уменьшиться.
Она сказала себе: «Мне не надо обладать всеми этими мирскими вещами и настолько вовлекаться в составленные явления.» Она подбадривала себя следующими стихами:
Когда я была новичком, я была полна решимости
Следовать по пути Милы и Гьялва Лонгченпы
Для отсечения эгоцентричного ума,
Ради достижения просветления.
Я странствовала повсюду, выпрашивая милостыню в мои молодые годы,
И вовлекалась в мирскую деятельность с годами.
Пожелания покровителей должны осуществляться неукоснительно,
Когда они делают подношения своего мирского имущества.
Хотя я собиралась накапливать заслугу,
Я не уверена, совершала ли я добродетельные поступки,
Если только я не осознала сущность необусловленных явлений.
Хотя я бываю слабой и ленивой
В моей религиозной практике,
Благодаря силе благословления моего учителя,
Пусть я смогу преодолеть все препятствия.
Однажды, в год земляного тигра (1938 г.) ученики Шунгсеп Джецун получили сообщение о том, что Регент Ретинг Ринпоче желает встретиться с ней. Поскольку он был Регентом, они решили, что она должна навестить его с тем, чтобы Ретингу Ринпоче не пришлось ехать к ней. Она была уже пожилой и болела, и ее надо было нести на чьей-нибудь спине. Пока они готовились к поездке в Лхасу, Ретинг Ринпоче собственной персоной появился на пороге. Он спросил ее: «Как долго вы тут живете? Сколько вам лет?» Она сказала ему: «Когда я пришла сюда, мой рот был полон зубов, а на голове были черные волосы. Теперь все волосы стали белыми, а мой рот - пустой.» Затем он спросил: «Какая ваша основная практика?» «Моей основной практикой является «ра-дон»»,- случайно слетело с ее языка. Это была очень саркастическая ремарка, поскольку «ра» означало Ретинг, а «дон» означало «дьявол» и она не знала, надо ли ей повторять это, если он попросит. То, что она случайно сделала такой комментарий, было дурным предзнаменованием для Ретинга Ринпоче. Когда начались проблемы в монастыре Сера, она поняла, что это как раз было то, о чем она говорила.
В течение года железной змеи (1941 г.) Шунгсеп Джецун посетил управляющий Большим молитвенным Фестивалем по имени Дордже Дамдул и его жена Намгьял Долкар. Они попросили ее разрешения пожить в монастыре и получить ее учения. Она отвечала: «Три великих монастыря Сера, Дрепунг и Ганден полны великих бодхисаттв. Почему вы настолько беспомощны, что игнорируете их и приходите ко мне с такой просьбой? Вы ведете себя глупо, поступая таким образом»,- и отослала их обратно. Они регулярно возвращались к ней и повторяли свою просьбу. Говоря ей, что они чувствуют, что мирская жизнь не имеет смысла, является непостоянной и непредсказуемой, они умоляли ее научить их использовать свои жизни наилучшим образом.
Наконец она ответила, что хотя она не обладает качествами, необходимыми для помощи людям, она не может отклонить искреннюю просьбу. Она сказала, что будет молиться Таре, чтобы узнать, что для них будет лучше. Она увидела, что если они начнут религиозную практику, она будет очень успешной, подобно солнцу, встающему из темноты и сказала им: «Я буду молиться Джо-во Норбу (статуя Будды Шакьямуни в храме Джокханг в Лхасе) с просьбой помочь мне осуществить ваше пожелание. Пожалуйста, поднесите этот шарф от моего имени и затем начинайте вашу религиозную практику. Вы должны знать заблаговременно, что существует множество препятствий, поэтому не спрашивайте вашего отца, что же вам делать и не полагайтесь на советы вашей матери, принимайте решение самостоятельно. Поскольку это касается лично вас, вы должны решать сами. Вы должны иметь мужество для того, чтобы следовать по пути держателей тантрических учений.»
Через некоторое время Дордже Дамдул и его жена оставили свою службу и свое имущество для того, чтобы прийти к ней и полностью посвятить свои жизни религиозной практике. Шунгсеп Джецун стала их учителем и постепенно даровала им все учения, согласно их способностям. Они были очень хорошими сосудами и она обнаружила, что чему бы она их не учила, они хорошо это усваивали. Они практиковали глубокую медитацию в нескольких ретритных центрах и, постепенно, обрели высокую реализацию.
У Шунгсеп Джецун была особая кармическая связь с Друпченом Ринпоче и у нее было особое видение этого учителя. Однажды, когда он даровал учения по коренному тексту и комментариям труда Нагарджуны «Письмо Другу», змеи появились за его головой, и он принял облик и заговорил голосом самого Нагарджуны. Иногда она видела его с телом из света и, хотя она могла потрогать его одежду, его тело казалось полностью иллюзорным. Однажды, когда она получала от него посвящение для распознавания природы своего собственного ума, особой и трудной практики Дзогчен, у нее было продолжительное видение мандалы ста божеств, ясно проявленных на теле Друпчена Ринпоче.
Когда 16-й Кармапа посетил ее, он сказал ей: «Поскольку вы - настоящая Мачиг, пожалуйста, даруйте мне посвящение долгой жизни.» Она ответила: «Если вы хотите обрести бессмертие, вы для начала должны осознать бессмертную природу своего собственного ума.» Кармапа отвечал: «Пожалуйста, помогите мне распознать природу моего ума.» Она отвечала: «Наропа, это не проявления связывают нас, а скорее цепляющаяся сущность ума и цепляющееся желание. Нет ничего, на что нужно было бы медитировать. Поскольку не существует объекта медитации, не существует также и объекта отвлечения. Удерживайте понимание этой сущности не-цепляния, о сын моего сердца.» Затем она даровала ему посвящение Белой Тары и попросила его возложить его Черную Корону на голову три раза. В ответ Кармапа даровал ей посвящение долгой жизни.
К Шунгсеп Джецун также приезжал отец 14-го Далай Ламы. Она даровала ему устную передачу и объяснение мантры Авалокитешвары. В другой раз к ней приезжал Сера Келда Тулку и они совершили подношение Цог вместе. Затем она даровала ему основную практику Шабкара Ринпоче на божества Хаягрива и Ваджра Варахи, а также объяснение разрешения на посвящение Драгоценности, Исполняющей Желания. Она посоветовала ему уйти в ретрит и держаться подальше от неприятностей. Он не смог этого сделать и вернулся в монастырь Сера, откуда он был, в конце концов, исключен после монастырского анти-правительственного восстания.
Дхарма Сенге завещал, чтобы некоторые его вещи были переданы Шунгсеп Джецун. Однако, вместо этого, когда он ушел из жизни, его ученики сдали эти вещи в магазин для продажи. Спустя годы, благодаря кармическим связям, кто-то принес эти вещи и поднес их ей. Там были танки, дамару из слоновой кости, ваза долгой жизни, а также ваджра и колокольчик. Обретение этих вещей, которые когда-то принадлежали ее гуру, сделало ее очень счастливой, и она молилась о том, чтобы она могла поддерживаться священное учение Мачиг в течение многих жизней.
Одна из ее учениц, Геньен Цангмо, постоянно видела белого человека, сопровождающего Шунгсеп Джецун, куда бы она ни направлялась. Наконец, она спросила об этом Джецун, которая не знала, о чем идет речь, как вдруг белый человек неожиданно появился перед ней. Удивленная Джецун спросила, кто же он такой. Он ответил: «Неужели ты не знаешь меня? Я был с тобой все эти годы, помогая тебе, как слуга, совершать твои благие деяния.» Джецун поняла, что она говорила с Тамченом, одним из ее защитников.
Биографии прерываются в 1950 г., хотя Шунгсеп Джецун прожила еще три года. Она, в основном, следовала линии Ньингма, однако, все ее помнят как истинного практика не-сектарной традиции Риме, поскольку она даровала и получала учения от учителей всех традиций и даровала их ученикам всех традиций. Люди, которые посещали ее в монастыре Шунгсеп, запомнили очень маленькую женщину - говорят, она становилась все меньше и меньше - которая больше не могла ходить в конце своей жизни. Кто бы ни посещал ритуалы в ее женском монастыре, говорили, что все там получали радушный прием - и миряне, и женщины, и дети, и все получали свою долю подношений.