Оригинал взят у
nandzed в
Пятый день Дипавали. Яма и Ями Праздник принято проводить в обществе своих братьев и сестер. Сестры молятся об удаче своих братьев, а те угощают их сладостями, говорят комплименты. Именно в этот день бог Яма встречается со своей сестрой Ями. Яма символизирует солнце, Ями - луну. По древнейшим индуистским представлениям Яма отказался от своего бессмертия, принес себя в жертву и, благодаря этому, создал весь мир.
Изначальное значение имени Яма, по-видимому, «близнец», и «Ригведа» содержит гимн-диалог Ямы и его сестры-близнеца Ями, в котором Ями предлагает Яме инцест, чтобы иметь потомство, но он отказывается, ссылаясь на их кровное родство ("Ригведа" X 10; "Атхарваведа" XVIII 33, 14). Гимн представляет собой вариант архаического близнечного мифа о прародителях человечества (одноимённые герои иранской «Авесты» Йима и Йимак женятся и становятся первопредками людей; для сравнения также: древнеегипетские Осирис и Исида, древнегреческие Девкалион и Пирра и т.п.), тогда как в ведийской трактовке, отражающей сравнительную зрелость этических и религиозных воззрений, инцест отвергается и осуждается.
Согласно «Ригведе», он был «первым, кто умер» и открыл путь смерти для других (X 14, 1-2; для сравнения: "Атхарваведа" XVIII 3, 13), а потому он - «собиратель людей», который готовит «место упокоения» для усопших ("Ригведа" X 14, 9; 18, 13). Его смерть оплакивает Ями (для сравнения: плачи Наины о Бальдре в скандинавской «Эдде», Исиды об Осирисе в египетской мифологии). Поскольку в то время ещё не существовало ночи и Ями всё время повторяла: «Только сегодня он умер», боги создали ночь, чтобы даровать ей забвение ("Майтрайяни-самхита Яджурведы" I 5, 12). Яма добивается бессмертия в борьбе с богами, которые признают, что «он стал таким, как мы» ("Тайттирия-самхита Яджурведы" II 5, 11); при этом Агни, пребывавший в загробном мире, уступает этот мир Яме, чтобы самому быть жрецом богов ("Тайттирия-самхита Яджурведы" II 6, 6).
Яму, ставшего владыкой обители мёртвых, сопровождают в качестве его стражей и вестников два четырёхглазых пса с широкими ноздрями (для сравнения: четыре пса у авестийского Йимы, древнегреческий Кербер и др.), которые бродят среди людей, высматривая свою добычу ("Ригведа" X 14, 10-12).
Будучи не только владыкой, но и судьёй царства мёртвых, Яма обычно отождествляется с Дхармой, богом справедливости; в этой своей ипостаси Яма перенимает функции ведийского Варуны, причём его власть простирается не только на мир мёртвых, но и живых. В то же время в индуистской мифологии иногда как ипостаси Ямы, а иногда как его агенты выступают боги Кала («время»), Антака («умертвляющий») и Мритью («смерть»), символизирующие специфические аспекты божественной активности Ямы.
Изображается Яма одетым в красное платье, его ездовое животное (вахана) - чёрный буйвол, его оружие - дубинка и петля, с помощью которой он вынимает душу из тела. Различные (и архаические, и более поздние) слои мифа о Яме в известной мере синтезированы в пуранической легенде о том, как Яма стал царём загробного мира ("Матсья-пурана" XI 12; "Маркандейя-пурана" CIII 1; CV 1; "Вишну-пурана" III 2; «Хариванша» IX 32 и др.). Здесь Яма, как и в «Ригведе», - сын Вайвасвата и Саранью (или Санджни) и имеет сестру Ями и брата Ману.
Когда Саранью покинула Вивасвата, детей воспитывала её служанка (или тень) - Саварна (или Чхая). Саварна дурно обращалась с Ямой, и тот однажды поднял на неё ногу. За это по проклятию Саварны нога у Ямы должна отпасть. Но Вивасват смягчает проклятие: нога лишь усыхает, лишившись мяса и сухожилий (переосмысленный мотив смерти Ямы), а сам Яма, известный своей добродетелью, становится, по слову Вивасвата, локапалой - хранителем юга и царём умерших предков, в то время как его брат Ману - царём людей.