Оригинал взят у
antinormanist в
Война-1965 - Разгром 1-й пакистанской бронетанковой дивизии под Асал-Уттаром/эндшпиль К утру 10 сентября ситуация под Асал-Уттаром складывалась неопределённо.
В предшествующие дни 4-я бронетанковая бригада понесла серьёзные потери. К утру 10 сентября в 6-м уланском осталось в строю 19 танков, в 24-м кавполке - 22 танка (списочный состав пакистанского танкового полка - 44 танка). В итоге 6-й уланский после вчерашних событий с потерей командира был признан небоеспособным.
Приказы на 10 сентября повторяли прежний день - оставшиеся танки 24-го кавполка (у них оставалось по 30 выстрелов на танк) при поддержке 1-го батальона Фронтир Форс наступали по дороге прямо на Асал-Уттар.
4-я бригада продолжала обходной манёвр вдоль берега Рохи Налы.
К слову, 10 сентября авиации с обеих сторон не было - только в середине дня прилетели пара индийских "Канберр" и сбросили несколько бомб.
Действия пакистанцев в предыдущие дни убедили индийское командование в том, что и 10 сентября они будут пытаться обойти позиции слева. По инициативе бригадира Чаграджа, оставив АМХ-13 8-го уланского поддерживать пехоту, индийцы сосредоточили "Шерманы" и "Центурионы" Декканской конницы и 3-го кавполка на участке дороги у Рохи Налы, укрыв среди высоких зарослей сахарного тростника.
Там они и поджидали в засаде совершавшую свой обход 4-ю бригаду.
Фронтальное наступление в 9:00 10 сентября окончилось провалом. Атака оставшихся танков 24-го кавполка при поддержке двух рот 5-го батальона Фронтир Форс была встречена плотным огнём.
Хавильдар Абдул Хамид из 4-го батальона Гренадерского полка, управлявший расчётом безоткатного орудия на джипе, смог, умело маневрируя, подбить три "Паттона" - за этот подвиг смертельно раненый в бою Хамид получил Парамвир Чакру.
Пехота, шедшая за танками, обратилась в бегство после того, как был убит командир авангардной роты майор Шейх Захар-ад-Дин. Из-за этого 24-му кавполку пришлось отступить. После данной атаки в полку осталось на ходу 15 танков.
5-я бригада медленно продвигалась по затопленным полям у Рохи Налы. Её танки то же остались без поддержки пехоты - сопровождавшие их БТРы 10-го батальона Фронтир Форс были по ошибке обстреляны с другого берега Рохи Налы танками 12-го кавполка. 2 БТРа уничтожены, пехотинцы в панике покинули БТРы и направились в тыл - их потом ещё несколько дней собирали по берегам канала БРБ.
Около 3-х часов дня по "Паттонам" 5-й бригады открыли огонь скрытые в зарослях сахарного тростника индийские "Шерманы" и "Центурионы", к которым присоединилась и индийская артиллерия. Управление бригадой было утеряно, танки небольшими группами кто пытался отступить, а кто упрямо двигался вперёд, к дороге Хем-Каран - Биккивинд.
Около 5-ти вечера командиру 4-го кавполка Мохаммаду Назиру удалось собрать 11-ть прорвавшихся через индийские порядки танков у отметки "32 миля" дороги Хем-Каран-Бихивинд. Связи у них не было - командирский танк с рацией был подбит и брошен по дороге, в танке заместителя комполка майора Халида Каяни рация не работала. Боеприпасы и топливо были на исходе.
В течение ночи вокруг 32-й мили собралось ещё некоторое количество "обезлошадивших" танкистов. Командир полка, посоветовавшийся с офицерами, решил, что если к утру с ними не свяжется командование бригады, они сдадутся. Что они и сделали около 11-ти утра 11 сентября, что и явилось финалом битвы при Асал-Уттаре.
Командир дивизии Назир Ахмад Хан, получив нагоняй от посетившего Хем-Каран в середине дня 10 сентября начальника генштаба генерал-лейтенанта Малика Шера Бахадура, всю вторую половину дня носился на вертолёте по зоне боёв, лично выталкивал танки из канав, ругался с командирами бригад и полков, требуя от них продолжать наступление "во имя Ислама, Пакистана и Хилаль-и-Джурат".
Кончилось это мельтешение командования по полю боя закономерно - около 6-ти вечера командование дивизии было накрыто несколькими залпами индийской артиллерии, командир дивизионной артиллерии бригадир Шамми убит, Назир ранен.
Итог битвы.
Пакистанцы потеряли 97 танков (из которых 32 просто увязли в грязи и достались индийцам в неповреждённом состоянии), индийцы - 32 танка.
Поле битвы за Асал-Уттаром с массой подбитых "Паттонов", прозванное "Паттон-Нагар" ("Город Паттонов"), стало местом паломничества индийских политиков и журналистов со всего света. Репутация "Паттона" как "чудо-оружия", о которой так много писала перед войной пакистанская пресса, была разрушена.
Около 10-ти вечера 10 сентября 1965 года пакистанские части отступили к Хем-Карану и заняли оборону на окраинах города. Так и не вступившая в бой 3-я бронетанковая бригада и 24-й кавполк, куда были слиты все оставшиеся на ходу танки двух других бригад, получили приказ отправляться в сектор Сиалкот, где началось индийское наступление.
P.S. Ещё в битве при Асал-Уттаре участвовали два человека, в дальнейшем ставшие широко-известными в своих странах.
Индийский "новый Ганди" Анна Хазаре говорит о себе: "Я вновь родился на поле битвы при Хем-Каран" - грузовик с боеприпасами, которым управлял 23-летний армейский водитель, был обстрелян пакистанским "Сэйбром".
Все товарищи Хазаре погибли, но изрешечённый пулями грузовик каким-то чудом не взорвался, и Анна остался жив. Расценив произошедшее как Знак Свыше, он вступил на свой новый путь.
Одним из САУ М-110 16-го полка полевой артиллерии командовал младший лейтенант Первез Мушарраф, будущий президент Пакистана.