Оригинал взят у
nandzed в
О буддийской дхьяне Дагпо Ринпоче сказал: Отсутствие желания практиковать - знак того, что практика особенно необходима.
Даже если, повинуясь желанию отправиться в уединение, ты сделаешь в этом направлении всего лишь семь шагов, то приобретешь больше заслуг, чем молясь буддам десяти направлений в течение стольких кальп, сколько песчинок в Ганге. Будда говорил об этом в "Самадхираджа-сутре" и других сутрах.
Сама же практика дхьяны бывает трех видов:
1) детская дхьяна;
2) дхьяна, распознающая истинный смысл;
3) превосходная дхьяна татхагат.
Детская дхьяна
Если, привлеченный переживаниями блаженства, ясности и немышления , ты намеренно добиваешься их и питаешь к ним привязанность, это называется детской дхьяной. Здесь отсутствие мыслей переживается умом, то есть это не истинное состояние немышления (митогпа). Название этой разновидности медитации объясняется тем, что она влечет практика так, как ребенка привлекает плитка шоколада. Тем не менее, такая медитация неизбежна и хорошо стимулирует практика к дальнейшему.
Дхьяна, распознающая истинный смысл
Когда привязанность к переживанию исчезает и вкус дхьяны уже не завораживает, но еще остается привязанность к переживанию пустоты как к противоядию. На этой стадии практик еще привязан к умозрительной пустоте, но эта разновидность дхьяны служит важным трамплином, ведущим к пониманию неумозрительной, абсолютной пустоты. Поэтому такую практику называют дхьяной, распознающей истинный смысл.
Превосходная дхьяна татхагат
Когда, покончив даже с привязанностью к представлению о пустоте как о противоядии, пребывают в глубокой, свободной от умозрительных понятий медитации о дхармате, это называется превосходной дхьяной татхагат. Тем не менее, слова «глубокая, свободная от умозрительных понятий медитация» подразумевают умозрительное понятие. Не следует ни преждевременно радоваться, ни терять надежду достичь цели. Единственно правильный подход - с неослабевающим упорством держаться верного пути, пока представление о субъекте, сохраняющем это упорство, окончательно не растворится во всеобъемлющем свете пробужденности.