Йоги Бхаджан и Кундалини-йога

Feb 25, 2015 00:09

В настоящей статье подробно рассматриваются влияние и процесс формирования Кундалини-йоги в том виде, в каком ее ввел в употребление, преподавал и распространял на Западе Йоги Бхаджан (1929-2004).

В статье анализируются утраченные факты истории первых лет этой практики, полученные из источников, которые ранее умышленно не принимались во внимание, а именно: документальные факты из редких печатных работ ранних лет, а также интервью первых учеников и сподвижников.

Официальная история Кундалини-йоги рассказывает о древней секретной традиции, которую Йоги Бхаджан первым стал преподавать для всех. В противоположность этим утверждениям данная статья свидетельствует, что Кундалини-йога была сконструирована Йоги Бхаджаном из элементов учений учителя хатха-йоги Свами Дхирендры Брахмачари (1924-1994) и сикхского санта Махараджа Вирсы Сингха (1934-2007). Цель настоящей статьи - убедительно показать, что такое Кундалини-йога Йоги Бхаджана и из чего она состоит, а также прояснить исторический и культурный контекст, в котором ее разработал и представил Йоги Бхаджан; кроме того, в заключение приводятся выводы с учетом пересмотренной точки зрения.

Последователи, в основном, называют Йоги Бхаджана «Сири Сингх Сахиб» - из почтения к полученному им в Золотом храме в начале 1971 года званию, которое позволило ему возглавить сикхов Западного полушария. Критики Йоги Бхаджана в основном называют его по имени, которое он получил при рождении, - Харбхаджан Сингх Пури. Так они намеренно избегают упоминания его титулов, поскольку считают, что он их присвоил. В настоящей работе мы используем имя «Йоги Бхаджан» - это наиболее широко известное имя, и так мы сможем держаться в стороне от обеих позиций. К Вирсе Сингху в первое время обращались «Махарадж», а когда он стал старше - «Баба». И «Махарадж», и «Баба» - уважительные обращения, в настоящей работе мы будем использовать имя «Махарадж Вирса Сингх», поскольку именно так его называют в материалах 3HO и «Гобинд Садана» за тот период, который мы рассматриваем. Название практики «Кундалини-йога» мы пишем с заглавной буквы, чтобы отличить практику, которой обучал Йоги Бхаджан, от остальных видов практики с названием «кундалини-йога». Наконец, под термином «3HO» (от англ. «Healthy, Happy, Holy Organization», то есть Организация «Здоровые, счастливые, благословенные») мы понимаем совокупность всевозможных организаций, созданных Йоги Бхаджаном и его последователями, поскольку первая организация носила такое название, и этим термином, наряду с термином «семья 3HO», пользуются в материалах организации.
 Филип Деслипп
Факультет религиоведения, Калифорнийский университет в Санта-Барбаре

http://wildyogi.info/issue/filip-deslipp-ot-maharadzha-do-mahana-tantrika-konstruirovanie-kundalini-yogi-yogi-bhadzhana



От Махараджа до Махан Тантрика:
конструирование Кундалини-йоги Йоги Бхаджана

Введение

6 октября 2004 года в своем доме в Эспаньоле, Нью-Мексико, от осложнений, вызванных сердечной недостаточностью, скончался Харбхаджан Сингх Пури, приобретший широкую известность как Йоги Бхаждан. В некрологе, опубликованном несколько дней спустя в «Нью-Йорк Таймс», его назвали «правителем двух миров - духовного и капиталистического». Это подходящее звание для человека, который за три с половиной десятилетия создал множество крупных компаний, считал своими близкими друзьями многих политиков и первых лиц государств и прослыл духовным лидером.

Наследие и империя Йоги Бхаджана, несмотря на свои масштабы и многогранность, без сомнений, зиждятся на практике Кундалини-йоги. Последователи Йоги Бхаджана - где бы они ни находились, являлись ли сикхами, сотрудниками его компаний, целителями; преподавали ли йогу или просто практиковали, или же относились к нескольким из перечисленных категорий, - почти все они были знакомы с Йоги Бхаджаном, входили в его организацию «Здоровые, счастливые, благословенные» (далее - 3HO) и практиковали Кундалини-йогу.

Кундалини-йога Йоги Бхаджана отличалась от других преподаваемых форм хатха-йоги (учитывая, что прежде доступных для всех занятий в этом стиле не проводилось): бодрая и интенсивная практика, включающая выполнение поз или асан и ритмичных движений, а также пение, медитацию и пранаяму - энергичные дыхательные упражнения. Кундалини-йогу отнесли к древней, священной и ранее секретной йогической традиции. Кроме того, заявляли даже о наличии связей с сикхизмом и десятью сикхскими Гуру. Тем, кто практикует Кундалини-йогу, обещали сильные впечатления и глубокий опыт, а также, что выходило далеко за пределы йоги и медитации, предлагали стиль жизни, включая всевозможные аспекты от рациона питания и режима сна до одежды и межличностных отношений.

Кундалини-йога последние три десятилетия описывалась в материалах 3HO как «древнее» учение, в 1970-х годах в 3HO считали, что она появилась примерно 26000 до н.э. См. «Yoga: The Origins and Development of Yoga and the Science of Kundalini Yoga as Taught by Yogi Bhajan» («Йога: истоки и развитие, научные основы Кундалини-йоги в преподавании Йоги Бхаджана»); авторы - Рама Ким Сингх и Гуручаран Сингх Хальса; опубликовано в «Kundalini Quarterly» летом 1976 г., 2-8, а также об этом упоминается в заметке о Йоги Бхаджане в выпуске «Arizona Republic» от 28 ноября 1970 года.
Йоги Бхаджан неоднократно заверял, что сикхские гуру практиковали ту же Кундалини-йогу, что преподает и он, среди множества таких случаев, например: занятия 10 июня 1971 года и 12 января 1976 года, а также недатированные занятия по упражнениям Кундалини-йоги - медитации «Индра Нитри» и вирасаны с мантрой «Онг» (против негативного). Кроме того, в упомянутой выше статье Гуручарана Сингха Хальсы и Рамы Кима Сингха говорится не только о том, что сикхские гуру практиковали Кундалини-йогу, но и что эта практика йоги существовала ранее, до них, и именно благодаря ей «разрослась группа практикующих, которые стали известны как сикхи».

Невероятно трудно представить себе наследие Йоги Бхаджана без Кундалини-йоги, зато легко заметить, что она стала центральным элементом жизни множества практикующих ее людей.

Вереницу опубликованных газетами и информационными агентствами некрологов Йоги Бхаджана 3HO дополнила своей версией - вышедшим через несколько месяцев специальным номером журнала «Aquarian Times» («Время Водолея»), официального издания организации. Этот выпуск был целиком посвящен памяти духовного лидера организации и содержал личные воспоминания, истории периода зарождения 3HO, десятки старых фотографий. Среди многообразия материалов была статья «Учитель моего учителя», которую написала Шанти Каур Кхалса, одна из старших учениц Йоги Бхаджана (Khalsa 2005). Гладкое повествование с вкраплениями фрагментов лекций Йоги Бхаджана, которые десятилетиями пересказывают и цитируют его ученики, сообщает, что Йоги Бхаджану знания о Кундалини-йоги передал его учитель - Сант Хазар Сингх. Йоги Бхаджан рос в обеспеченной семье, но еще совсем мальчиком он, полный духовных стремлений, отправился учиться к этому просветленному сикху, мистику, посвященному в тайные религиозные обряды, который выучил наизусть все 1430 страниц священного текста сикхов «Сири Гуру Грантх Сахиб», а также мастерски освоил технику боевого искусства гатка, Йогу Белой Тантры и кундалини-йогу. Сант Хазар Сингх строго требовал соблюдения дисциплины, устраивал своим ученикам сложные испытания, интенсивные тренировки по йоге, которые закалили характер Йоги Бхаджана. Когда Йоги Бхаджану было 16 лет, прямо перед разделом Индии, Сант Хазар Сингх признал его мастером Кундалини-йоги и сообщил, что завершил свою миссию и перестает быть его учителем, и что они не должны больше видеться друг с другом.

Ученики Йоги Бхаджана ценят эту историю о Санте Хазаре Сингхе выше, чем просто генеалогию или рассказ о линии передачи учения. Йоги Бхаджан учил, что в Кундалини-йоге можно проследить связь от ученика к учителю вплоть до античных времен, что формирует так называемую «Золотую цепь». Каждый раз, занимаясь Кундалини-йогой - самостоятельно или на открытом занятии, - следует трижды пропеть мантру «Онг Намо Гуру Дев Намо», чтобы «настроиться на волну» этой Золотой цепи, которая будет наставлять и оберегать всех, кто практикует (Khalsa 1996, 14).

Сант Хазар Сингх - единственный человек, похожий на реального, которого считают предшественником Йоги Бхаджана в линии передачи Кундалини-йоги. Идея Золотой цепи служит подтверждением принятого в 3HO на веру постулата, что Кундалини-йога - это древняя практика, которую вынужденно хранили в тайне на протяжении веков, пока Йоги Бхаджан не начал открыто преподавать это учение на Западе. Былой секретностью можно объяснить тот факт, что до Йоги Бхаджана нет упоминаний о Кундалини-йоге, содержащих подробное описание практики в том же ключе, что и у Йоги Бхаджана. А наличие Золотой цепи мастеров и их учеников объясняет, как такая практика могла передаваться из поколения в поколение, оставаясь неизменной до конца 1960-х годов. Но если считать Золотую цепь Кундалини-йоги объектом исследования, то ее вполне можно разобрать по звеньям.


О событиях первых двух лет существования 3HO умалчивают, этот период в истории организации активно пересматривают в связи с отличиями от общепринятой точки зрения на то, что же такое Кундалини-йога Йоги Бхаджана, и где она возникла. Три месяца длилась поездка Йоги Бхаджана в Индию, которую он предпринял вместе с восьмьюдесятью четырьмя своими учениками в декабре 1970 года. Ее можно считать определяющим поворотным событием: на смену первоначальному пониманию Кундалини-йоги Йоги Бхаджана пришла нынешняя, общераспространенная и популярная трактовка, зародилась мифология Кундалини-йоги. Историю о неизменной линии передачи заменили рассказы о череде «забытых и заброшенных» учителей, наполненные сфабрикованными численными данными, - так был запущен процесс мифотворчества, продиктованный культурным контекстом, событиями того времени и прагматической необходимостью.

Сант и Свами

Когда Йоги Бхаджан только начал обучать Кундалини-йоге в Лос-Анджелесе, он не называл Санта Хазара Сингха своим учителем и жизненным ориентиром. В этой роли он упоминал просветленного сикха по имени Вирса Сингх.

Вирса Сингх родился на территории современного Пакистана примерно на восемь лет позже Йоги Бхаджана. Во время раздела Индии в 1947 году он переехал вместе со своей семьей в индийскую часть Пенджаба. Вскоре после переезда в возрасте около десяти лет Вирса Сингх стал замкнутым, тихим, отдалился от мирской жизни и проводил по двенадцать часов в день в медитации. Затем ему было видение: Баба Сири Чанд, сын Гуру Нанака, явился ему в физической форме. Баба Сири Чанд поручил юному Вирсе Сингху пропевать нам «Эк Онг Кар Сат Нам Сири Вахе Гуру», а позже Гуру Нанак и Гуру Гобинд Сингх также являлись Вирсе Сингху (Fisher 1992, гл. 20). Вирса Сингх стал странствовать, творить чудеса и исцелять. Как только стало известно о его духовной силе, он получил имя «Махарадж». В конце 1960-х годов Махарадж Вирса Сингх жил в Нью-Дели на улице Тин Мурти в доме 9, принадлежавшем его ученику, члену парламента Нирлепу Кауру. К 1968 году в пригороде Махарадж Вирса Сингх уже строил «Гобинд Садан», ферму и духовный центр, на создание которого его вдохновил пример Гуру Нанака и Гуру Гобинда Сингха, но более всего - «Сири Гуру Грант Сахиб».



Иллюстрация 1: Махарадж Вирса Сингх стоит на свежевспаханном поле вблизи «Гобинд Садана» в окрестностях Нью-Дели, прибл. 1971 год. Фотография предоставлена архивом «Гобинд Садана».


Йоги Бхаджан в то время жил в Нью-Дели со своей женой, урожденной Индерджит Каур Уппал и известной сейчас как Биби Джи, которая изначально была сторонницей Махараджа Вирсы Сингха. Сам Махарадж Вирса Сингх рассказывал одному своему ученику, что Биби Джи носила на голове кирпичи и глину, чтобы помочь в строительстве «Гобинд Садана», и, пока не появились здания, спала прямо на земле там же после проведенного в таких трудах дня.

Именно Биби Джи посоветовала Йоги Бхаджану пойти к Махараджу Вирсе Сингху и посетить его даршан (Khalsa 1970b, 2). В свою очередь Йоги Бхаджан и сам привел других учеников к Махараджу Вирсе Сингху, в том числе майора Сахиба, который дал название «Гобинд Садану» (Singh 2010). В первые годы в Соединенных Штатах Йоги Бхаджан часто рассказывал историю о том, как он ходил к Махараджу Вирсе Сингху после рабочего дня, - он тогда служил таможенным инспектором в аэропорту Палам в Дели. Прямо в униформе Йоги Бхаджан покорно чистил туалеты в «Гобинд Садане». И вот однажды Махарадж Вирса Сингх, которого тронула преданность ученика, коснулся лба Йоги Бхаджана в области межбровья, где находится третий глаз, вызвав тем самым восторг и просветленное состояние «космического осознания». Эта история была записана, напечатана, и в первое время в Лос-Анджелесе предлагалась в составе немногочисленных материалов для учеников и гостей организации 3HO.

Хотя нет других подтверждений истории Йоги Бхаджана о прикосновении ко лбу с последующим просветлением, Махарадж Вирса Сингх сам заявлял, что Йоги Бхаджан узнал нам «Эк Онг Кар Сат Нам Сири Вахе Гуру» в 1968 году от него. Об этом и сам Йоги Бхаджан рассказал в лекции, которую он читал в Лос-Анджелесе в начале своей работы в США, а потом этот рассказ часто цитировали в материалах 3HO (Yogi Bhajan 1969; Anonymous 1970a). По словам последователей Махараджа Вирсы Сингха, история нама «Эк Онг Кар Сат Нам Сири Вахе Гуру» прослеживается до Гуру Гобинд Сингха и «Джанамсакхи», написанной Бхаи Рамом Kоером, сикхом при дворе десятого Гуру (Singh 2008, 115).

Махарадж Вирса Сингх проводил занятия для всех, где обучал наму. Зачастую на таком занятии очень много людей, но время от времени он давал и индивидуальные уроки. Внешне процесс обучения мантре прост: Мастер пропевает «Эк Онг Кар Сат Нам Сири Вахе Гуру» ученику, разделив мантру на три части, ученик повторяет каждую часть в свою очередь вслед за Мастером, и потом мантра повторяется целиком трижды. Что касается внутреннего опыта, обучаясь наму, ученик получает гораздо более глубокий и мощный мистический опыт. Бхаи Химат Сингх, бывший ученик Йоги Бхаджана, который стал учеником Махараджа Вирсы Сингха после смерти Йоги Бхаджана, рассказал о своем опыте изучения мантры у Махараджа Вирсы Сингха как о всеобъемлющей благости и передаче духовной силы. Перед тем, как состоялось обучение Бхая Химата Сингха мантре, Махарадж Вирса Сингх сказал ему: «Я собираюсь обучить тебя тому же наму, что я обучил твоего учителя, прежде чем он отправился в Америку!» (B.H. Singh 2009). Речь о наме «Эк Онг Кар Сат Нам Сири Вахе Гуру» - главном элементе практики Кундалини-йоги Йоги Бхаджана в течение первых двух лет. На плакатах с этой мантрой, которые постоянно переиздавались, утверждалось, что пение этой мантры по два с половиной часа в сутки в течение сорока дней подряд будет способствовать освобождению практикующего.

Йоги Бхаджан также утверждал, что на Запад его послал Вирса Сингх и что незадолго до отъезда ему подарили сандалии мастера на праздничной церемонии. В самом начале своего пребывания в Соединенных Штатах в знак глубокого уважения Йоги Бхаджан поместил эти сандалии на его алтарь, и фотография этих сандалий опубликована в брошюре, напечатанной в честь празднования дня рождения Махараджа Вирсы Сингха.

Уоррен Стагг, в доме у которого Йоги Бхаджан, побыв постояльцем доктора Амарджита Сингха Марвы, остановился в Лос-Анджелесе, вспоминает, что Йоги Бхаджан поместил сандалии на выделенной ему кровати, а сам ложился спать на полу.

В то же время опять-таки нет дополнительных подтверждений этой истории с дарением сандалий, но зато очевидно, что Йоги Бхаджан неоднократно при описании Махараджа Вирсы Сингха использовал термин «мастер» (Khalsa 1970a; Yogi Bhajan 1969).

Помимо обращения «Мастер», есть множество дополнительных доказательств, документально подтверждающих взаимоотношения Йоги Бхаджана и Вирсы Сингха, о которых он говорил. На фотографии, которую сделала Лиза Лоу в 1969 году в коммуне New Buffalo в Арройо Хондо, штат Нью-Мексико, четко виден снимок Вирса Сингха, размещенный на алтаре одного из учеников Йоги Бхаджана, над фотографией Йоги Бхаджана и под плакатом «Кодовая мантра» с «Эк Онг Кар Сат Нам Сири Вахе Гуру».

Ашрам организации 3HO в Тусоне, штат Аризона, назван «Ашрам Махараджа Вирсы Сингха» в честь учителя Йоги Бхаджана.

Один из старших преподавателей Йоги Бхаджана в то время, «Баба» Дон Конро утверждал, что в период быстрого расширения присутствия 3HO в США в первые годы после создания организации он помогал выполнять священный наказ (хукам) Махараджа Джи, переданный ему Йоги Бхаджаном: «обучить 108 учителей, чтобы открыть 108 Ашрамов» (Khalsa 1970c, 11). День рождения Махараджа Вирсы Сингха ученики Йоги Бхаджана отмечали в феврале 1970 года как праздник: в течение недели круглосуточно пели нам (мантру) по два с половиной часа, сменяя друг друга, вплоть до самого дня рождения (Khalsa 1970a , 2).

Пение нама «Эк Онг Кар Сат Нам Сири Вахе Гуру» было для учеников Йоги Бхаджана неотъемлемой частью практики Кундалини-йоги. Но физические элементы практики они почерпнули не из учения Махараджа Вирсы Сингха. Собственно практикой асан они обязаны, скорее, индуистскому йогину Свами Дхирендре Брахмачари, который был на пять лет старше Йоги Бхаджана.



Иллюстрация 2: Свами Дхирендра Брахмачари, учитель Йоги Бхаджана, демонстрирует уттанападасану, середина 1960-х. Иллюстрация взята из книги «Йогасана Виджняна: наука о йоге» 1970 года издания, лист 59.

Еще подростком Дхирендра Брахмачари встретил своего гуру Махариши Картикейю в Бихаре и начал изучать у него йогу и смежные дисциплины (Bhramachari 1973, XIII). Когда ему было за сорок, Свами Дхирендра Брахмачари уже сам был учителем в основанном им в Нью-Дели «Вишваятан йога-ашраме». Он получал все более широкое признание, и среди его учеников были Джавахарлал Неру и его дочь Индира Ганди. Именно в этом центре в начале 1960-х годов Йоги Бхаджан начал заниматься с Свами Дхирендрой Брахмачари. Бывший директор ашрама Ванмала Вачани рассказывала, что Йоги Бхаджан часто бывал на занятиях Дхирендры Брахмачари, но не сблизился с учителем и не стал его ярым приверженцем.

Хотя Свами Дхирендра Брахмачари считался учителем хатха-йоги, основу его преподавания составляла практика сукшья-вььямы, согласно описанию это «тонкая практика, направленная на очищение нервной системы, каналов нади, а также эндокринной системы, чтобы добиться повышения осознанности в теле».

Именно уникальные учения Свами Дхирендры Брахмачари и сукшья-вььяма легли в основу физической практики Кундалини-йоги Йоги Бхаджана.

Описание йогических техник в традиции преподавания Свами Дхирендры Брахмачари даны по двум его книгам (в переводе на английский язык): «Сукшья Вьяяма» (издание 1973 года) и «Йогасана Виджняна» (издание 1970 года), а также по материалам переписки с его учеником Рейнхардом Гамментхалером.

Наиболее значимые из многочисленных сходств между ними: использование во время удержания позы быстрого диафрагмального дыхания через нос, известного как бхастрика-пранаяма (переименовано Йоги Бхаджаном в «Дыхание Огня»); частое использование позы уттана-падасана - ягодицы на полу, а голова и ноги подняты вверх (переименовано Йоги Бхаджаном в «Позу растяжки»); длительное удержание позы, чтобы, согласно Дхирендре Брахмачари, «войти в состояние транса и медитации»; а также задержки дыхания и применение бандх, внутренних телесных замков, при завершении упражнения или позы.

На сукшья-вььяме Дхирендры Брахмачари также основаны несколько необычных энергичных и ритмичных упражнений, состоящих из повторяющихся много раз движений «туда-сюда», которые Йоги Бхаджан включил в комплекс Кундалини-йоги: поворот головы влево и вправо, круговые вращательные движения головы и шеи, резкие и энергичные движения рук прямо перед собой в виде удара, круговые вращения руками вперед и назад, вытяжение рук стоя вверх и назад в прогибе назад на вдохе (переименовано Йоги Бхаджаном в «Чудесный наклон»), удары пятками ног поочередно в ягодицы, чтобы стимулировать энергию кундалини, а также приседания с вытянутыми руками прямо перед собой (переименовано Йоги Бхаджаном в «Приседания Ворона»).

(Параллели с этими ритмичными упражнениями обнаруживаются в книге Свами Дхирендры Брахмачари «Сукшья Вьяяма» (издание 1973 года) - это упражнения под номерами 9, 10, 13, 16, 22, 41 и 43).

Йоги Бхаджан учился у Свами Дхирендры Брахмачари не только во время посещения «Вишваятан йога-ашрама»; он также изучал его книги. Названия двух книг Свами Дхирендры Брахмачари на английском языке указаны в библиографическом списке сборника фотографий и поэзии, изданного в 2003 году и посвященного практике и хатха-йоги Йоги Бхаджана, где утверждалось, что он знал их еще в конце 1960-х годов (Khalsa 2003, 204). В 1975 году вышел специальный выпуск «Летнее солнцестояние» журнала 3HO «K.R.I. Journal of Science & Consciousness», который позже будет перепечатан в виде учебного пособия «Кундалини-йога для продолжающих». В оба тиража включен раздел «Пупочный центр», автор которого - Гуручаран Сингх Хальса, ученик Йоги Бхаджана и директор Научно-исследовательского института Кундалини. Этот раздел является грубой переработкой без получения каких-либо разрешений главы «Набхи чакра» из более ранней работы Дхирендры Брахмачари «Йога Сукшья-Вььяма». Публикации 3HO содержат «Крийю для корректировки пупка» - упражнение, выполняемое в четыре этапа, которое, вероятно, предлагалось в качестве упражнения Кундалини-йоги, но оно не отличается ничем от той же последовательности, что дается в книге Дхирендры в виде четырехэтапного упражнения «Самостоятельное лечение пупка». (Сравните иллюстрации 5-10 из учебного пособия «Кундалини-йога для продолжающих» с иллюстрациями 105-108 в книге Свами Дхирендры Брахмачари «Сукшья Вьяяма» (издание 1973 года).

Конструирование Кундалини-йоги

Если рассматривать системы Свами Дхирендры Брахмачари и Махараджа Вирсы Сингха, то становится очевидным, что по крайней мере в ранние годы Кундалини-йога Йоги Бхаджана не была отдельной практикой, а по сути объединяла в себе динамические упражнения йоги, изученные Йоги Бхаджаном у первого, а также мантры сикхской традиции и пение, которым Йоги Бхаджана обучил второй.

Иногда два вида практики последовательно шли друг за другом на одном занятии, и те, кто занимается Кундалини-йогой, повторяли нам сразу после выполнения комплекса поз йоги. Но зачастую два вида практики переплетались: ритмичные упражнения йоги выполнялись согласованно с мантрами, такими как «Сат Нам» и «Вахе Гуру», а «Эк Онг Кар Сат Нам Сири Вахе Гуру» пели с глубоким дыханием и применением бандх, внутренних замков. Сам Йоги Бхаджан признавал наличие такого слияния, о чем упоминал в лекции, которую читал в первое время. При этом он говорил, что есть два способа найти Бога:

«Один из способов - открыть солнечное сплетение и зарядить солнечные центры. Ведь вы можете напрямую связываться с Божественным. Другой способ состоит в том, чтобы сосредоточиться и медитировать, пока не услышите звучание мантры («Эк Онг Кар Сат Нам Сири Вахе Гуру») внутри себя. И так зарядятся ваши солнечные центры, и благодаря этому способу в вас просияет Божественный свет». (Yogi Bhajan 1972, 7)

Хотя эта смесь преподавалась его ученикам на занятиях Кундалини-йогой в комплекте - без уточнений что откуда, Йоги Бхаджан по-хозяйски объединил два разрозненных метода и внес значительные изменения в каждый из них. Махарадж Вирса Сингх не считал йогу духовным путем, и его последователи в «Гобинд Садане» не занимались йогой как формой физической практики. Все упоминания Йоги Бхаджаном Махараджа Вирсы Сингха как своего вдохновителя, от которого он узнал «Нам-йогу, Лайя-йогу и мантра-йогу», носили риторический характер: он пытался включить Махараджа Вирсу Сингха в свою систему, давая очень широкое определение понятию «йога», которое само по себе никогда не использовалось в «Гобинд Садане» (Khalsa 1970b, 2).
(Хотя практика пения нама - это общая черта учеников и Йоги Бхаджана, и Махараджа Вирсы Сингха, у первого эта практика носит формальный характер - чисто механическое повторение, тогда как у второго пение нама отличается эмоциональностью, что называется, практика от сердца).

Кроме того, учение Свами Дхирендры Брахмачари по йоге и сукшья-вьяяме неотделимо от Ямы и Ниямы, норм поведения, о которых говорится в «Хатха Йога Прадипике». В частности, ими практиковалось полное половое воздержание, строго толковались вопросы митахары или рациона питания, когда запрещен «троекорень», то есть, чеснок, лук и имбирь, а Йоги Бхаджан их настоятельно рекомендовал своим ученикам. В процессе объединения систем Махараджа Вирсы Сингха и Свами Дхирендры Брахмачари Йоги Бхаджан также стремился сделать Кундалини-йогу учением, более подходящим и привлекательным для молодой аудитории в Соединенных Штатах.
Хотя Кундалини-йога соединила элементы методов и Махараджа Вирсы Сингха, и Свами Дхирендры Брахмачари, способ, которым представлены оба учения, указывает на то, что Йоги Бхаджан сознательно и преднамеренно в стремлении утвердиться в качестве лидера конструировал Кундалини-йогу как отдельную практику. Своим первым ученикам Йоги Бхаджан открыто говорил о Махарадже Вирсе Сингхе как о своем учителе и признавал его - пусть мифологизированным - эталоном их практики. Утверждения многих первых учеников, не знакомых друг с другом, перекликаются в том, что в первые годы существования 3HO в организации «все крутилось вокруг Вирсы Сингха».

В противоположность этому, эти же ученики мало знали о Свами Дхирендре Брахмачари и слышали о нем лишь как о сподвижнике Йоги Бхаджана или как о главе центра йоги, где Йоги Бхаджан преподавал, если вообще слышали.

Для внешней аудитории все было как раз наоборот. О взаимоотношениях Йоги Бхаджана с Махараджем Вирсой Сингхом никогда не упоминалось в прессе, не говорилось на публике, при этом Йоги Бхаджан постоянно рассказывал о своем профессиональном опыте и взаимодействии со Свами Дхирендрой Брахмачари в его доме «Вишвайатан йога-ашраме» и упоминал двоих его самых известных учеников, Индиру Ганди и Джавахарлала Неру.

То, что Йоги Бхаджан делал публичные заявления о Свами Дхирендре Брахмачари, а в узком кругу распространялся о Махарадже Вирсе Сингхе, имеет смысл в контексте времени. Респектабельность и профессиональный опыт, связанные с первым, придавали статус самому Йоги Бхаджану и позволяли заинтересовать читателей газет и заслужить внимание широкой общественности в целом. Молодые же ученики, большинство из которых выросли на книгах Карлоса Кастанеды, «Автобиографии йога» Парамахансы Йогананды и историях мастеров дзен, искали учителя, который сам был бы учеником великого Учителя. Именно такого учителя они наделяли правом на духовное знание и силу, а не «бесхозного» или «самореализованного» учителя, который не принадлежит к какой-либо традиции, отличающейся солидной линией передачи или древним происхождением.

Парадоксально, но Йоги Бхаджан имел больше влияния в качестве ученика великого мастера, чем в качестве руководителя собственной, созданной им же самим, отдельной и современной практики.
Но традиция, линия передачи - это обоюдоострый меч. Большинство духовных учителей, которые прибыли в Соединенные Штаты с Востока в конце 1960-х годов, унаследовали свое высокое положение после смерти своего учителя; и, откровенно говоря, когда они восхваляли своих предшественников, они не рисковали ничем из того, что было ими создано на Западе. Ведь были же ученики Бабы Рам Даса, которые отправлялись в Индию на поиски его учителя, Нима Кароли Бабы. И читатели Карлоса Кастанеды, которые предпринимали поездки в мексиканскую пустыню, чтобы найти якобы существовавшего неуловимого индейца яки, проводника дон Хуана. Такие случаи свидетельствуют: ныне живущий Учитель учителя, если есть хотя бы гипотетическая возможность встретиться с ним, несмотря на все расстояния, вполне законно может стать соперником.

И Йоги Бхаджан оказался в неловком положении: не один, а целых два учителя еще живы, здоровы и принимают учеников. Кроме того, то, чему он учил своих учеников, существенно отличается от того, чему учат учителя, которых он назвал своими учителями. В первые два года на Западе Йоги Бхаджан преподавал все больше, у него появлялось все больше учеников. И напряжение в связи с этой щекотливой ситуацией росло. В результате этого в дальнейшем - после катастрофического и насыщенного событиями трехмесячного путешествия в Индию, куда Йоги Бхаджан ездил со своими учениками в конце 1970-го и в начале 1971 года, - произошли радикальные изменения в том, как Йоги Бхаджан позиционировал самого себя, и каким его видели его ученики.

современность, секты, эзотерические откровения, yoga, учителя, интересное, modern society, hindu

Previous post Next post
Up