Оригинал взят у
aqua_frizzante в
Анатомия фанатизма В редакторской колонке свежего (август 2014 года) номера Vedanta Kesari ("Лев Веданты"), издаваемого с 1895 года в Мадрасе, рассматривается природа столь распространённого в наши дни явления, как религиозный фанатизм. С точки зрения автора статьи Анатомия фанатизма (стр.286), эксклюзивизм - не столько заблуждение, сколько психическое расстройство, поэтому люди, верующие в "эксклюзивную истинность" своей религии и ложность прочих, нуждаются в сострадании и психологической помощи также, как, скажем, лица, страдающие алкоголизмом.
"Моя учительница - такая интересная женщина!" - рассказывает о своём школьном дне маме маленький Мукеш. "Она преподаёт арифметику и каждый день предлагает новые решения. Однажды она сказала, что два плюс два - четые. А сегодня заявила, что четыре - это три плюс один!" (...) У нас в различных сферах жизни точно такие же проблемы, что и у Мукеша. Например, мы задаёмся вопросами: "Как Бог, предстающий перед нами в конкретной форме, может одновременно быть бесформенным?" или "Почему мы называем Бога разными именами? Если я поклоняюсь Вишну, то как Он одновременно может быть Шивой?" (...) Мы принимаем что-то за истину, но нам не удаётся понять, как и Мукешу, что одна и та же Реальность выражается различными путями и методами (...) Как следствие мы становимся нетерпимыми и, в конечном итоге, прибегаем к насилию (...)"
"Как утверждает Свами Вивекананда, 'каждая религия предлагает свои доктрины и настаивает, что они единственно истинны. Более того, она полагает, что те, кто не разделяют эти доктрины, непременно должны отправиться в какое-то ужасное место. Некоторые даже берут в руки меч, чтобы заставить во всё это поверить других. Делают они всё это не со зла, а из-за особенной болезни человеческого мозга, именуемой фанатизмом. Эти фанатики очень искренни, пожалуй, они самые искренние из всех людей. Но, как и прочие сумасшедшие, они не отдают себе отчёта в своих поступках. Болезнь фанатизма - одна из самых опасных'".
"Эксклюзивист утрачивает способность рассуждать... Будучи добрым, хорошим, честным и любящим по отношению к людям, разделяющим его мнение, он без колебаний готов совершить самые гнусные поступки в отношении тех, кто не принадлежит к его религиозному сообществу (...) Вырвавшись из компании этих фанатиков, мы учимся относиться к людям с любовью и пониманием (...) как в случае с алкоголиком, которому мы сочувствуем, так как он тоже человек, как и мы сами (...) Главная проблема ништха бхакти (однонаправленной преданности идеалу, религиозного эксклюзивизма) в том, что можно превратиться в фанатичного демона, а их уже так много в этом мире (...) Большинство людей так слабы, что для того, чтобы полюбить одно, им нужно возненавидеть другое (...). Мужчина любит женщину, потом влюбляется в другую. А для того, чтобы любить её, ему нужно возненавидеть предыдущую. Так обстоят дела с женщинами. Такова характеристика всех аспектов нашей природы, включая и религиозную жизнь".
В завершение статьи автор приводит старинную историю о "демоне с колокольчиками в ушах" (гханта-карна асура), который считается отцом всех эксклюзивистов. В прошлой жизни он был фанатичным шиваитом, ненавидевшим Вишну и поклонение Ему. Неоднократно он получал увещевания от любимого им Шивы о том, что Тот есть и Вишну, но оставался слеп и глух к Истине. Однажды, совершая вечернюю молитву Шиве, он заметил, что дым от благовоний овевает и мурти (идол) Вишну, находившийся рядом. Разгневанный, он закрыл нос Вишну, чтобы тот не наслаждался арати, а в свои уши вставил колокольчики с тем, чтобы их звон заглушал гимны, посвящённые Вишну. Как результат он родился демоном, вызывающим у верующих одержимость идеей: "Только моя религия истинна, прочие - ложны". Во времена Свами Вивекананды (XIX век) деревенские мальчишки в Бенгалии совершали особую "пуджу" в честь этого демона: вначале его изображение украшалось дурно пахнущими цветами, а затем избивалось палками.
"Я надеюсь, что каждый из нас обретёт одновеменно широту взглядов, и глубину веры для понимания Истины, которая, с моей точки зрения, включает в себя всё, а не исключает... Глубокое, как океан, широкое, как бескрайние небеса: такое сердце нужно нам" (Свами Вивекананда, ПСС, 3.174).