Кхатванга

Jan 17, 2014 10:45

Оригинал взят у tashi_tsering в Кхатванга
Нашел сегодня очередную интересную штуковину (не старую, но все равно интересную).

Называется эта штука кхатванга - такой вид древнеиндийского оружия (что-то типа дубины или палицы) и является атрибутом многих буддийских (и индуистских) божеств. Кхатванги бывают разных форм и видов, буддисты выделяют два типа кхатванги: связанные с отцовскими тантрами и связанные с материнскими. Кхатванга, относящаяся к отцовским тантрам имеет на верхушке трезубец, такую кхатвангу можно увидеть например у Гуру Падмасамбхавы. В материнских же тантрах кхатванга на вершине имеет перекрещенную ваджру, над ней горшок, над ней три головы (снизу вверх: свежая синяя голова, красная полуразложившаяся и белый сухой череп) и заканчивается все это половинкой ваджры. Такую кхатвангу можно увидеть у Ваджрайогини, Ваджраварахи, у двенадцатирукой формы Чакрасамвары и у многих других идамов.

Кхатванга, которую я сегодня нашел, относится к материнским тантрам и представляет собой сугубо ритуальный предмет, который, скорее всего, предназначен для посвящений (в ходе посвящений в материнские тантры кхатванга, как и иные предметы, демонстрируется посвящаемым. Выглядит она так (фотографии продавца, мне традиционно лень):



Под катом еще одна фотография и немного о символике, в соответствии с описанием в циклах Ваджрайогини. Я опишу значения очень кратко, так что тем, кто не знаком с буддийской тантрой ничего не будет понятно (я это скорее для себя делаю, т.к. регулярно забываю какая часть кхатванги что обозначает).





Итак кхатвангу можно условно разделить на две части: верхнюю (головы, ваза и ваджра) и нижнюю (древко и половинка ваджры). Древко является символом Чакрасамвары, супруга Ваджрайогини. Хотя Ваджрайогини изображается одна, без супруга, супруг символически присутствует в виде древка, что является обозначением одномоментного постижения пустоты и блаженства. Нижняя половинка ваджры обозначает мандалу Чакрасамвары.

Верхняя половинка ваджры имеет 5-ть лепестков (один по цетнтру и четыре по кругу), это символ самой Ваджрайогини и четырех главных дакинь из "мандалы тела" (это характерная особенность практики Ваджрайогини, в других системах мандалы тела либо отсутствуют, либо выглядят иначе): Дакини (в данном случае это имя собственное), Лама, Кхандароха и Рупини.

Под верхней полуваджрой расположены три головы - белая, красная и синяя. Они представляют собой еще три группы божеств, входящих в мандалу тела. Каждая голова символизирует восьмерку таких божеств. Первая голова белого цвета - обозначает восьмерку героинь (или дакинь), которые отвечают за каналы тела. Красная голова символизирует восьмерку героинь, которые отвечают за каналы речи. И синяя голова символизирует восьмерку героинь, которые отвечают за каналы, связанные с сознанием. Под головами находятся две перекрещенные ваджры, которые символизируют еще восьмерку дакинь (или героинь), которые отвечают за т.н. двери человеческого существа: глаза, уши, нос, рот, анус, половой орган и "отверстие Брахмы" (это такая дырочка на макушке). Таким образом, половинка ваджры (5-ть божеств), три головы (24 божества) и перекрещенная ваджра (8-мь божеств) является символом 37-ми божеств из мандалы тела Ваджрайогини.

Ваза, расположенная над ваджрами является символом дворца Ваджрайогини - источника дхарм.

Обычно к верхней части кхатванги привязывается ленточка, на которой висят маленький колокольчик и барабанчик-дамару. Колокольчик и барабанчик символизируют речь пробужденного, ленточка - ум, а вся кхатванга является символом тела.

Ффух. Вроде все :)

Китай, 54см

This entry was originally posted at http://tashi-tsering.dreamwidth.org/300091.html

ритуалы, предметы, buddhism

Previous post Next post
Up