Дорога в Наксалбари - первое десятилетие независимости Индии

Apr 04, 2013 10:47

Оригинал взят у antinormanist в Дорога в Наксалбари - первое десятилетие независимости Индии

Продолжаю рассказ об истории индийских коммунистов в первые годы существования независимости Индии. Итак, попытки поднять крестьян на вооружённую борьбу, успеха не дали и вызвали жесткую ответную реакцию властей.

Выступление пролетариата не последовало, численность партии упала с 89 тысяч до 20 тысяч. В мае 1950-го ЦК КПИ убрал объявленного "догматиком" Ранадива и заменил его на посту генсека Р.Раджешваром Рао, одним из вождей "Андхра Махасабхи", сторонником "китайской" линии на приоритет в развёртывании вооружённой борьбы в сельской местности.
В КПИ в то время существовал настоящий культ Мао Цзэдуна. И неизвестно, какую бы революцию устроили индийские коммунисты (скорее всего, никакую - Неру и Патель бы их просто вырезали, как Сухарто - индонезийских коммунистов), если бы в это время не изменились указания из Москвы.

В Индию приехал британский коммунист Р.Палма Датт с подробными инструкциями от советских товарищей о том, что партия должна свернуть вооружённую борьбу и добиваться своих целей исключительно мирными методами.
В начале 1951 года четыре лидера партии - Раджешвар Рао, Ш.А.Данге, Аджой Гхош и М.Басавапуннайя - посетили Москву. Они вели переговоры с Сусловым, Молотовым и Маленковым, а в последний день визита их принял Сталин. Вождь согласился с индийскими товарищами, что независимая Индия остаётся "британской полуколонией", но заявил им, что приход к власти по китайскому сценарию для них сейчас нереален, посоветовав свернуть вооружённую борьбу.

В мае 1951-го собрался ЦК, Гхош заменил Раджешвара Рао на посту генерального секретаря ЦК КПИ. Прежний курс объявлен "левацким авантюризмом", принята резолюция о прекращении восстания в Теленгане.
Хотя пленум и сопровождался бурными дискуссиями, большинство всё же решило послушаться "Камрада Сталина".
Причины такого поворота очевидны - Индия Неру стремительно становилась важным стратегическим партнёром СССР. И индийским коммунистам следовало не бегать по джунглям, а ”конструктивно оппозить” в парламенте, оберегая советские торговые и внешнеполитические интересы.



В конце 1951-го центральное правительство распорядилось о снятии в штатах запретов на деятельность Компартии.
Участие КПИ в первых выборах в 1952-м можно назвать успешным - 26 мест в нижней палате парламента (Лок Сабхе). На выборах в Законодательные собрания 4-х штатов коммунисты заняли 2-е место.
В свете таких электоральных успехов III съезд партии, проходивший на рубеже 1953-го и 1954-го в Мадурае, заменил в программе “народную демократию” - ”национальной”, ЦК переименовал в Национальный Совет. Было провозглашено, что в Индии есть не два (пролетариат и крестьянство), а четыре (ещё средний класс и национальная буржуазия) прогрессивных класса. Необходимо широкое объединение политических сил этих классов в "Национально-демократический фронт", который и сокрушит Неру на выборах.
То есть, всё та же привычная для коммунистов тактика широкого "Народного фронта".

Но как раз в 1954-1955-м укрепивший свою власть Неру взял влево в своей внешней и внутренней политике, стал ещё больше дружить с СССР. Мао Цзэдуна же в те годы Джавахарлар звал "великим воином, великим революционером и великим созидателем". Правда, как позднее писал в воспоминаниях Джиоту Басу "разговоры про социализм, равенство, общественное благосостояние оставались только на бумаге".
Так что к концу 50-х КПИ по своим лозунгам уже мало отличалась от правящего Конгресса, особенно когда IV съезд партии, проходивший в Амритсаре в 1958-м, выполняя рекомендации XX съезда КПСС, убрал из программы Компартии слова про диктатуру пролетариата и строительство социализма в Индии. Теперь партия всего лишь намеревалась добиваться "большей демократизации" всех сфер общественной жизни.
Коммунистическая партия Индии за первое десятилетие независимости изменилась неузнаваемо. Но внутри партии постепенно нарастало недовольство руководством, обвинения из Пекина советского руководства в “ревизионизме” и ”отходе от марксизма-ленинизма” нашли весьма благодатную почву.

Да ещё Конгресс ярко показал, что не намерен делиться властью - в конце 50-х годов Неру пошёл на введение в Керале президентского правления, чтобы свергнуть демократически избранное правительство КПИ.
"Это правительство невозможно свернуть демократическим путём. Мао Цзэдун был абсолютно прав" - написал по этому поводу в партийном журнале один из активистов КПИ в Западном Бенгале. Звали этого активиста Чару Мазумдар.

историческое

Previous post Next post
Up