Кашмирский шиваизм. Глава 6. Спанда

Mar 06, 2013 13:44

Оригинал взят у _dasein_ в Кашмирский шиваизм. Глава 6. Спанда


Спанда - это сущностная природа абсолютной монистической реальности, известной как Парамашива или Парабрахман. Это божественная суть Господа. Источник всего мира явлений за ключается в спанде. Спанда, появляясь на разных уровнях, управляет феноменальным существованием и приводит вселенную в движение. Она же приводит людей к зависимости от цикла рождений и смертей. Но, по мере того, как люди осознают ее суть, они обнаруживают, что ничем не отличаются от Всемогущего Бога. В этом смысле, спанда есть Средство достижения Самореализации, всех высочайших целей жизни и совершенного освобождения от всяческого страдания.
Понятие спанда (спанда-сиддханта) - одно из важнейших в кашмирском шиваизме.
Самое раннее упоминание спанды в шиваитской литературе относится ко 2 веку до н.э. и встречается в "Парашамбхумахимнаставе" Дурвасаса, риши, который традиционно считается основоположником учения шиваитского монизма. Слово «спанда» встречается в двух стихах шестого раздела этого гимна. В одном спанда воспевается как божественное свойство Господа, позволяющее Ему поддерживать движение всех физических и психических явлений в правильном направлении. В другом стихотворении говорится о том, что йогин достигает освобождения только после реализации единства своего истинного я с высшей спандой, приводящей в движение всю вселенную. Эти два стихотворения - предшественники более поздних философских взглядов на спанду, выраженныйх Бхатта Каллатой в его "Спанда-кариках".
Сущность понятия спанды была выявлена Васугуптой в начале 9 века в "Шивасутрах", письменном труде, который, как считается, был открыт ему Господом Шивой во сне. Васугупта передал знание теоретических и практических аспектов спанды своему ученику Бхатта Каллате, который впоследствии развил эту концепцию в своей работе "Спанда-карики" в середине того же века. Бхатта Каллата также написал короткий комментарий к этой работе. Философская идея, содержащаяся в термине спанда, далее была рассмотрена Соманандой в его труде "Шивадришти", и Утпаладевой в его вритти (коротком комментарии к «Шивадришти»), а также в "Ишварапратьябхиджне". Тем не менее, никто из них не использовал термина спанда. Для передачи той же идеи употреблялись такие слова, как "спхуратта" и "прасара".
К концу 10 века Абхинавагупта разъяснил философское значение спанды, ее суть и составляющие в таких работах, как "Ишварапратьябхиджаявимаршини", "Паратришикавиварана", "Тантралока" и "Малинивиджаяварттика". Другие комментарии к "Спанда-карикам" были написаны Рамакантхой, молодым современником Бхатта Каллаты, и Утпалавайшнавой в начале 10 века. Кшемараджа написал комментарий к "Спанда-карике" в 11 веке, а также небольшую работу под названием "Спанда-сандоха", объясняющую философскую идею, заключенную в термине "спанда".
Буквальное значение слова "спанда", его этимология, подробно обсуждаются Абхинавагуптой в вимаршини (комментарии) к «Ишварапратьябхиджня» Утпаладевы. Он также говорит о спанде в виваране (комментарии) к "Паратришике".
Понятие "спанда" - основополагающее для онтологии пратьябхиджняшастры (доктрины узнавания). Абхинавагупта часто приводит цитаты из "Спанда-карик" в «Вивритивимаршини» и «Тантралоке». Две строфы карик также приводятся в "Шивадриштивритти". Следовательно, пратьябхиджня и спанда представляют собой две части одной и той же доктрины (шастра). К сожалению, современные ученые рассматривают их как две отдельные школы мысли только потому, что первый исследователь этой темы, Дж.К. Чаттерджи в начале своего исследования так ошибочно интерпретировал их. В результате, нынешние ученые повторяют эту ошибку.
Как правило, для обозначения спанды используют слово "вибрация". В самом деле, спанда - это своего рода вибрация, но существенно отличающаяся от вибрации, представленной в физике. Ученые описывают вибрации таких физических явлений, как звук, свет, тепло, как движение, направленное наружу и постоянно пульсирующее сквозь пространство. Но спанда - двойное движение чистого Сознания, направленное вовне и внутрь одновременно. Это «внутреннее» и «внешнее» движение не относится к какому-то определенному положению в пространстве. Тождественность с Я, определяет внутреннее движение, в то время как тождественность с это-стью, или объективной реальностью (и отсутствие тождественности с Я) обозначает направленность вовне. Хотя спанде не присуще физическое движение в пространстве, ее сущность пронизывает и управляет материей и ее движением на всех уровнях. Также, хотя спанда и не обладает психической вибрацией в характерном для психологии смысле, она все же является основным источником этой более явной формы вибрации.
Слово "спанда" происходит от санскритского корня "спанд", который поясняется Панини как "спади кинчиччалане", что означает - «небольшое движение». "Спанд" значит «пульсировать», «вибрировать». Если спанда означает "чалана" или движение, зачем добавлять слово "канчит" («немного»)? Если это действительно движение, его так и следует принимать. Эпитет «немного» становится бессмысленным, поскольку даже небольшое движение есть движение, и означает изменение в положении. Следовательно, незначительность не может изменить основного характера чаланы, независимо от того, большое оно или маленькое. С другой стороны, если это не движение, тогда размер чаланы, большое оно или маленькое, не будет иметь отношения к спанде и для чего тогда вообще включать элемент чалана?
Абхинавагупта делает следующие замечания:
(1) Абсолютное Сознание ничуть не отклоняется от Своей бесконечной и чистой сути, и его фундаментальная природа не подвергается никаким изменениям. Даже несмотря на то, что она неизменна, существует тонкое духовное движение внутри чистого Сознания, которое означает, что оно не полностью статично подобно пустому пространству
(2) Его характер одновременно статичен и динамичен. Неизменность - Его статический аспект. Внутреннее духовное движение - динамический аспект, и это и есть спанда.
(3) По сути, это движение чистого осознания, с помощью которого абсолютное Сознание всегда осознает Себя и Свою божественную природу. Сознание есть пракаша, а Его Само-осознание - вимарша.
(4) Безграничное блаженство - неотъемлемая характеристика этого движения чистой вимарши.
(5) Движение блаженного Само-осознания (вимарша) делает абсолютное Сознание игривым, всегда жизненно активным и вовлеченным во внешнее проявление Его пяти божественных энергий, заключающихся в созидании, сохранении, растворении, Самозабвении и Самоузнавании.
(6) Вибрируя, Сознание выплескивает свои божественные силы и все элементы феноменального существования в форме отражения.
(7) Психический свет чистого Сознания освещает эти божественные энергии и все мироздание, и отражает их вовне посредством своей независимой, игривой и божественной воли.
Так, пять божественных энергий и все внешние проявления мироздания оказываются следствиями спанды, блаженно активной пульсирующей природы чистого Сознания.
Поскольку весь процесс творения осуществляется в форме отражения, Бог не участвует в трансформации (паринама), или изменении (викара). Скорее, процесс проявления следует понимать как нечто вроде божественного преобразования. Изменение же происходит за счет божественных действий Самозабвения, или омрачения. Разворачивая Себя вовне в виде явлений, Он просто предстает так, как будто с Ним происходят какие-то изменения, удаляясь от Его изначального состояния неизменности, и постепенно становясь феноменальным существованием. Есть лишь подобие движения, метафорически называемого "небольшим движением", и «это небольшое движение» - то, к чему относится эпитет «канчит» в "спади кинчиччалане".
Это можно понять с помощью примера из повседневной жизни. Когда волна блаженства поднимается в человеке, она ощущается как невыразимый трепет, чудесный всплеск энергии, сияющей и завораживающей внутренее Я. Как и в случае с абсолютным Сознанием, человек, находящийся в состоянии блаженства, не остается неподвижным и пустым подобно пустому пространству. Также возникает живое ощущение очарования, пульсирующего глубоко внутри Я. Это и есть переживание спанды, сверкающей внутри ограниченных существ.
Парамашива и Его спанда не означают одного и того же представления об Абсолюте; а спанда - не то же самое, что шакти. Существует несколько способов уяснить понятие шакти. Абсолют есть Шива, а Шива есть Шакти: такой взгляд считается наиболее точным. Шива и Шакти - два имени, данных Абсолюту для того, чтобы разъяснить понятия трансцендентности и имманентности, свойственные ему. Далее, поскольку все мироздание - внешнее проявление Шакти Шивы, слово «шакти» часто используется для обозначения самого мироздания. Слово «шакти» также употребляется для описания определенных ступеней процесса созидания. Спанда, с другой стороны - блаженная, духовная вибрация, постоянно восходящая и нисходящая внутри Шивы в силу того, что Он есть Шакти. Или же, иными словами, Шива всегда исполнен спандой, так как Он - Шакти. Таким образом, спанда - это внутреннее проявление Шакти, тонкое внутреннее движение Шакти до момента внешнего проявления.
Чит, ананда, иччха, джняна и крия - пять основных энергий Бога, известных как пять шакти Парамашивы. Он есть чит (сознание), а чит - это и Шива, и Шакти в их взаимной тождественности. Ананда (блаженство) составляет сущность природы чит; эта природа и есть спанда. Таким образом, спанда - это анандашакти Парамашивы. Это двустороннее, блаженное, духовное движение океана нектара, вызывающее приливы и отливы бесконечно разнообразного феноменального существования. Спанде свойственны три фазы, соответствующие Парамашиве, Шиве и Шакти. На самом высоком уровне, высшая пульсирующая активность (параспанда) относится к одновременным вибрирующим движениям Абсолюта, называемого Парамашивой, внутрь и вовне. Шива, относительно статичный аспект неизменности есть Его внутреннее движение. Шакти, динамический аспект, вызывающий проявление всего творения и его бесконечно разнообразных видов деятельности, - движение вовне. Парамашива, Абсолют, - одновременно и Шива, и Шакти, благодаря спанде, сущностной природе Абсолюта. Если бы Абсолют не обладал бы природой движения внутрь и вовне, он существовал бы в одиночестве. На самом деле, он вовсе не существовал бы, так как не было бы никого, кто мог бы сомневаться в его существовании, или утверждать его. В таком случае, существовала бы лишь совершенная пустота. Но поскольку Абсолюту присуща спанда, он проявляет внутри Себя все явления, разворачивается в форме всех явлений и при этом остается неизменным.
Вторая фаза спанды отражает аспект чистоты и неизменности, известный как аспект Шивы и называемый универсальной вибрацией (саманья-спанда). Она обладает безграничной способностью проявлять любые преобразования.
Третья фаза спанды относится к ее естественной склонности к проявлению. Это аспект Шакти, называемый особая вибрация (вишеша-спанда). Все феноменальное существование - следствие внешних движений вишеша-спанды.
Существует четыре ступени или уровня внешнего проявления вишеша-спанды. Жизненная сила, или жизненность проявления - первая, самая тонкая форма вишеша-спанды. За ней следует аспект спанды, дающий жизнь органам чувств и позволяющий им функционировать с помощью своей сияющей пульсации. Функционирование физического тела и его различных систем составляет третий, еще более внешне проявленный, тип спанды. Четвертая, самая внешняя фаза спанды - это вращательное движение неодушевленных компонентов материи, известных как атомы.
Созидание и растворение мира явлений - следствие внешнего и внутреннего движений вишеша-спанды. Во время создания вселенской драмы, Господь скрывает Свою истинную природу, с присущими ей безграничностью, чистотой, божественностью и бесконечной мощью. Он предстает в виде ограниченных существ, считающих себя скованными, способными к знанию и действию лишь в незначительной степени. Это заблуждение - также результат внешнего движения вишеша-спанды. Следующее действие драмы начинается тогда, когда Бог ниспосылает Свою благодать ограниченным существам. Тогда они оставляют представления о своей ограниченности и встают на путь высшего знания, йоги и бхакти. Такие существа, двигаясь по пути самореализации, в конечном итоге осознают, что они ничем не отличны от Парамашивы. Реализация этой истины ведет к бесконечно прекрасному и сладостному чувству блаженства Я. Господь руководит всем драматическим представлением божественных действий только для того, чтобы пережить это открытие Самого Себя. Это блаженство Я - самый утонченный и возвышенный аспект внутреннего движения спанды и средство к достижению саманья-спанды. Эти движения спанды Бога имеют место всегда, на всех уровнях Его бесконечной вселенской драмы, поскольку Его сущностная природа заключена в таком действии. Эта природа известна как Его вселенское блаженство (джагадананда).
Давайте теперь посмотрим на то, как древние мастера кашмирского шиваизма описывали различные грани понятия вибрации. Сомананда определял идею, обозначенную термином «спанда» как единую форму всех божественных энергий Сознания. Он говорит, что ее можно осознать в собственном сердце в разных повседневных ситуациях: при внезапном воспоминании о неотложном деле; испытывая огромную радость; неожиданно сталкиваясь с чем-то вселяющим ужас; нежданно встретив кого-то; при произнесении звука висарга (шестнадцатой гласной санскритской фонетики); во время очень быстрого бега; читая что-то быстро и вслух; во время семяизвержения в чарья-йоге, и т.д. Хотя Сомананда не использует слова "спанда" как такового, он обозначает то же понитие словами "спхуратта" и "прасара", означающими пульсацию и поток. Несмотря на то, что Сомананда и Бхатта Каллата принадлежали к одной эпохе, создается впечатление, что Сомананда написал "Шивадришти" несколько раньше, чем Бхатта Каллата - "Спанда карики", или, по крайней мере, до того, как эта работа стала известной, а термин спанда стал привычным.
Утпаладева, не используя термин "спанда" описывает понятие, им обозначенное, как "самоосознание" и "суть Сознания". Он употребляет следующие определения:
(а) паравач, высший сокровенный аспект речи
(б) сватантрия, совершенная Независимость
(в) спхуратта, пульсирующая вспышка Самоосознания
(г) махасатта, абсолютное существование, не обусловленное временем, пространством, и т.д.
(д) сара, сокровенная суть абсолютной истины.
По поводу реализации высшей спанды Абхинавагупта говорит: "Это то всепоглощающее Само-осознание йогина, которое сияет в его сердце, заставляя его чувствовать, что весь мир явлений поглощается им. Это то, что в шастрах называется саманья-спанда и что является действием выплескивания Себя. Это самое тонкое движение неподвижной сущности. В ней нет никакой двойственности. Это волна океана Сознания, всегда изобилующая ею (спандой)". («Тантралока», IV.182-84).
Бхатта Каллата характеризует универсальную и особую спанду (вишеша-спанда) как открытие (унмеша) и закрытие (нимеша) глаз Бога, что приводит к созиданию и поглощению вселенной. Под созиданием и поглощением он подразумевает внешние и внутренние движения спанды. Вселенская спанда проявляется не только в совершенно свободном, но и в ограниченном существе в минуты сильных эмоций гнева, радости, удивления, или быстрого бега.
Бхатта Каллата выражает состояние удивления, которое сопровождает реализацию спанды: «Как может участвовать в горестном цикле перерождений созерцающий собственное господство над этой природой (т.е. спандой), и потому пребывающий в состоянии чудесного изумления?». Он объясняет здесь, что даже опытный йогин испытывает чувство крайнего изумления (висмая) при достижении такого потрясающего состояния как универсальная спанда.
Говоря о методе реализации высшей спанды, Бхатта Каллата советует практикующим найти с помощью Само-осознания ту Само-светящуюся сущность, которая сияет в промежутке между мыслями, беспрерывно возникающими в уме. Это чистое Сознание, вибрирующая природа которого производит бесконечную цепочку мыслей. Каждая последующая мысль исходит из Сознания посредством внешнего движения спанды, а каждая предшествующая мысль снова поглощается Сознанием с помощью внутреннего движения спанды. Он трактует спанду как активную природу Бога, которая держит человека в связанном состоянии до тех пор, пока он не реализует ее истинную природу. Но как только он узнает ее, она становится освободительной и одаривает его всеми божественными силами.
Бхатта Каллата, описывая порабощающие и освобождающие действия спанды, говорит, что внешние ее течения, исходящие из вселенской спанды, предстают как различные качества (гуны), и скрывают от обычных людей их истинную природу. В результате, эти люди оказываются низвергнутыми в ужасные циклы перерождений, из которых очень трудно вырваться. Тем не менее, эти внешние течения спанды не представляют никакого препятствия для тех, кто обладает правильным знанием их сути.
Мыслители недвойственного шиваизма исследовали истину, исходя из возвышенных состояний, которых они достигли в результате духовных практик. Они обнаружили принцип спанды, объясняющий проявление всего многообразия внутри лучезарного Само-осознания единого монистического абсолютного Сознания. Они ощущали как спанда, обладающая блаженством и игривостью, сама появляется в виде мироздания, развертывая все представление потрясающей вселенской драмы. Движение бесконечной радости Господа и есть спанда. Сущностная природа спанды - в блаженстве, а ее конечная цель - полная реализация своей природы как бесконечного блаженства. На уровне повседневного человеческого существования, во всякой игре есть радость, как ее неотъемлемое свойство, а радость - цель любой игры. Между этими двумя уровнями много общего. Ограниченная игра смертного существования - лишь отражение бесконечной игры абсолютного Сознания.

книги, индология, hindu, индийская философия, shiva

Previous post Next post
Up