Дхармы

Feb 16, 2013 14:30

Оригинал взят у _dasein_ в Дхармы
Дхармы (пали - dhammaa, санскр. - धर्माह) - ноуменальные, множественные атомарные (далее неразложимые) носители тех элементов, на которые в буддийской онтологии разлагается поток сознания-бытия, который в обычном опыте воспринимается в виде индивидов и вещей. Сами буддисты определяют дхармы как неопределимые «носители собственной сущности», подчеркивая при этом, что познанию доступны лишь их проявления, проявлениями которых, в свою очередь, является все, что может быть объектом обычного опыта.
Хотя основатель буддизма выступал против «брахманской и шраманской метафизики» своего времени, обращенной к сверхопытным вещам и невидимым «стационарным сущностям», он вовсе не отрицал то, что можно назвать динамической онтологией индивида, подвергая критике учение об Атмане и анализируя индивида как лишь условное единство автономных, "объективных" психофизических факторов. В раннем буддизме предпринимаются попытки эти факторы, обозначаемые уже термином дхармы, классифицировать. По одной из классификаций палийских текстов совокупность дхарм делится на обусловленные действием кармических сил (санкхата дхамма) и необусловленные им (асанкхата дхамма), из которых первые обладают признаками возникновения, уничтожения и инобытия (Ангуттара-никая 1.152), тогда как вторые определяются как нирвана (Самьютта-никая IУ.359). В канонических уже палийских текстах обнаруживаются и три классические классификации дхарм на скандхи (пали - кхандха), аятаны и дхату, которые разрабатывались позднейшими абхидхармистами (Дигха-никая 11.301-303, Самьютта-никая 11.140, 111.59-61). Первая из этих классификаций вводится в действие в древней "Катхаваттху", в полемике с буддийскими «еретиками» ватсипутриями, вводившими квазиперсону (пудгала) в число компонентов индивида: буддийские "ортодоксы" ставят их перед дилеммой, спрашивая, считают ли они ее реальной в том же смысле, что и скандхи, или в каком-то другом.
Наиболее известная экспозиция «обусловленных» (санскрита) и «необусловленных» (асанскрита) дхарм представлена в «Абхидхармакоше» Васубандху и в его автокомментарии к своему тексту, который опирается, однако, на значительно более древнее наследие сарвастивадинов. Классификация пяти скандх означает разложение индивида, а для буддистов, отрицающих Я, лишь индивидуальной психосоматической организации, на составляющие: 1) материю (рупа), 2) ощущения (ведана), 3) представления (самджня), 4) факторы мотивации (санскара) и 5) сознание (виджняна), которые далее делятся на подвиды. В классификации 12 аятан («опоры сознания») дхармы распределяются на шесть родовых внешних, объектных опор сознания - цветоформа, звук, запах, вкус, осязаемое и мыслимое и шесть соответствующих рецептивных способностей (индрии) - зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания и мышления (1.17-19). В классификации 18 дхату («элементы сознания») к указанным объектно-рецептивным соответствиям добавляются и соответствующие виды сознания - сознание видимого, слышимого, обоняемого, вкушаемого, осязаемого и мыслимого (1.20). Различные "подделения" этих классов дхарм позволяют установить их 75 подвидов (по второй классификации в двенадцатую «опору» - мыслимое - включается 64 подвидов, все предыдущие содержат по одному), из которых вторая и третья классификации позволяют найти три «клеточки» для дхарм «необусловленных». К ним относятся пространство-акаша (по В.И.Рудому и Е.П.Островской речь идет о пространстве психического опыта, а не о физическом), а также две дхармы "прекращения" потока дхарм - разобщение с наличными дхармами, подверженными притоку аффектов, и препятствие для проявления еще не возникших (1.5-6). Список дхарм, однако, не является в буддизме жесткой константой: известны исчисления 84 дхарм, 100 и т.д. Варьировали и "клеточки", выделенные для дхарм необусловленных.
Примечание в книге Шохина "Стратификации реальности..."

словарь, индология, buddhism, индийская философия

Previous post Next post
Up