«Тулку приходят в этот мир для дарования Учений»/ часть 2.

Dec 10, 2012 23:27

Оригинал взят у snatalya в «Тулку приходят в этот мир для дарования Учений»/ часть 2.
Начало здесь.

Константин Астахов - практикующий, студент Шедры Шечен (Катманду, Непал)

Институт тулку является тибетской традицией и характерен для Ваджраяны*. В Тибете насчитывают около 600 линий тулку.

Можно говорить о том, что начало было положено Буддой Шакьямуни и основано на пророчествах содержащихся в Сутрах. Первым тулку стал Кармапа. Первый Кармапа, его звали Дюсум Кхьенпа (Дюсум переводится как 3 времени, а Кхьенпа как знающий), был учеником Гампопы*, который в свою очередь являлся главным учеником Миларепы*.

По поводу него было пророчество еще в Самадхираджасутре Будды Шакьямуни, что в северной стране снегов появится человек по имени Карма, который станет распространителем учения Тантры и у которого будут перерождения.

Также можно считать косвенным обоснованием линии тулку предсказание Будды Шакьямуни о Цонкапе*: когда Будда был в Раджагрихе, к нему подошел Бодхисаттва из его махаянских учеников и подвел маленького мальчика из брахманской семьи. Мальчик держал в руках хрустальные четки, которые поднес Будде. И Будда сказал, что в далеком будущем этот мальчик родится в стране снегов, его будут звать «Хороший Ум» (по-тибетски Лобсанг), он будет распространителем и реформатором учения и построит монастырь под названием Тушита. Т.е. за 2000 лет до происхождения событий Будда видел цепочку перерождений этого мальчика. И его высшим воплощением стало воплощение Цонкапы в 15 веке. В истории все было реализовано: он получил имя при рождении Лобсанг Драгпа и построил самый большой монастырь - Тушита.

Рассказывая о точности предсказаний перерождений, следует упомянуть историю с Кармапами. Кармапы всегда оставляли подробные указания, где искать тулку. И в случаях с подлинными тулку всегда присутствовали ясные знаки, поэтому поиски были легкими. Четвертый Кармапа - Ролпей Дорджде и восьмой Кармапа сразу после своих рождений объявили, что они являются Кармапами. Третий Кармапа - Рангжунг Дордже начал говорить сразу после своего рождения, что было необычным. И в возрасте трех лет, играя с детьми, он начал мастерить из кусков земли черную шапку Кармапы.

Высокореализованные Ламы обычно знают о своем следующем воплощении и всегда оставляют ясные указания.

В качестве примера можно привести основателя Дуджом Терсара* - Дуджома Лингпу. В день своей смерти он сказал своим ученикам идти с молитвами в тайное место Гуру Ринпоче* в западном Тибете, и еще добавил, что окажется там раньше их! Он указал место рождения и имена родителей. Когда ученики добрались туда, ребенок уже родился. Необычность этого воплощения в том, что не было традиционного вхождения сознания в момент зачатия (что соответствует буддийской традиции), и сознание не пребывало в бардо. То есть воплощение тулку возможно в момент рождения и даже после рождения!

Для высокореализованных Лам не существует препятствий или определенных закономерностей, существующих для обычных людей: пребывание в бардо, например, вхождение сознания в чрево через соединение элементов. Сознание Дуджома Лингпы сразу вошло в ребенка.

Нужно еще сказать, что в некоторых случаях перевоплощений сохраняются даже внешние признаки, физические свойства. Удивительный пример: Цетрул Ринпоче. В его предыдущем воплощении в результате одного инцидента у него были обрублены пальцы руки. И в этой жизни пальцы на одной руке у него почти в два раза короче, чем на другой.

Отметим, что одновременно могут существовать три тулку и более. Вспомним Джамьянга Кхьенце Ванпо - сакьяпинского Учителя 19-го века, тертона. Единовременно у него было пять тулку: речи, ума, тела, активности и мудрости! Его воплощениями считаются Беру Кхьенце Ринпоче, Дзонгсар Кхьенце, Додрубчен Кхьенце, Тулку Янгси Дилго Кхьенце.

Также бывают случаи, когда один человек является воплощением нескольких. Много тертонов являлись воплощением нескольких учеников Гуру Ринпоче. Например: Намкай Норбу в одном лице воплощает перерождения Адзома Другпы, Дхармарджи Бутана и сакьяпинского Ринпоче.

Добавлю, что пол при воплощении может меняться. Но институт женских тулку развит слабо. Пример: Кхандро Ринпоче, дочь ушедшего Тричена Ринпоче, - воплощение дакини из Цурпху. Думаю, что это связано с несколько негативным отношением к женщинам в тибетском обществе. Женское рождение является по определению низшим. Хотя нужно сказать, что есть и очень высокие йогини, а также существует культ дакини*.

Были и сложности с определением тулку в некоторых случаях. Считается, что основная проблема заключена в учениках Лам: главное препятствие - нарушение самай* учениками. Шестнадцатый Кармапа, обладавший сильноразвитым ясновидением, при жизни определял большинство кагьюпинских и нингмапинских перерождений. К нему часто обращались с просьбой определить перерождение. В некоторых случаях это было легко сделать, а в некоторых случаях он говорил, что «видит перед собой туман». Причиной этой неясности и являлись проблемы с самайями учеников по отношению к Учителю: ссоры и разногласия между учениками, отсутствие преданности Учителю. Учитель как бы «теряет связь» с этим миром, теряет стимул для возвращения и перерождения. Как нам известно, тулку приходят в этот мир для дарования Учений, ученики притягивают Учителя.

В сложных случаях определения прибегают к различным методам: гаданию, обращению к оракулам (людям, связанным с духами), астрологическим вычислениям.

Для определения Далай-Ламы использовали силу озера Кхалмо Лацо. Считалось, что озеро связано с божеством Пхалден Лхамо, являющейся охранителем школы Гелуг. Высокие Ламы приходили на берег озера, совершали специальные подношения, и в водах озера появлялось изображение места рождения Далай-Ламы или его родителей.

Так как считается, что Учение Будды постепенно приходит в упадок, влияние общего разрушения и коммерциализации сказывается и на институте тулку. Я считаю, что 90% выборов современных тулку обусловлены политикой и экономикой.

В истории российского буддизма самым известным тулку являлся Дондорон, ушедший в 1974 году. В бурятском, калмыцком и тувинском буддизме линий тулку как таковых не существовало. Встречались единичные случаи перевоплощения Лам.

*Ваджраяна - колесница учений Тантры; упражнение в том, чтобы видеть явления как проявление изначальной чистоты. В шести разрядах тантр Ваджраяны эта практика представлена всё более непосредственным и глубоким образом. Входными вратами Ваджраяны служит посвящение, которое даёт духовный учитель.

* Гампопа - (1079-1153) - основатель всех линий передачи Кагью, самый выдающийся ученик Миларепы, обладавший и высочайшей духовной реализацией, и великими познаниями. Был автором «Драгоценного украшения освобождения».

* Миларепа - (1040-1123) - один из самых знаменитых йогинов и поэтов в духовной истории Тибета. От него пришли многие из учений школы карма-кагью. См. The Life of Milarepa и The Hundred Thousand Songs of Milarepa. Его имя означает «Мила, одетый в хлопок».

* Цонкапа - (1357-1419) - основатель линии Гелуг. Был автором Lam-rim Chen-mo ("Большого руководства к этапам Пути Пробуждения", 1420 г.) в пяти томах, где важнейшие идеи буддизма изложены в форме систематического руководства, подробнейшим образом описывается весь путь духовного развития для достижения состояния Будды. Его имя означает «Тот, кто родом из Луковой долины».

* Дуджом Терсар - терма, открытое Дуджомом Ринпоче.

* Гуру Ринпоче - «драгоценный учитель». Лотосорождённый Гуру, который в VIII веке принёс в Тибет Ваджраяну. Также его называют Падмасамбхава. Более подробно о жизни этого учителя см. The Lotus Born.

* дакини - женское тантрийское божество, которое защищает и хранит учение Тантры.

* самайи - священные обеты, заповеди или обещания в практике Ваджраяны. По сути, заключаются в сохранении гармоничных отношений с ваджрным учителем и ваджрными братьями и сёстрами и в непрерывном продолжении практики. Тот, кто совершил тяжкое нарушение самайи, подобен предателю или демону.

Продолжение следует…

karmapa, hh dalai lama, тулку, buddhism

Previous post Next post
Up