Александр Махов. Рафаэль

Jun 09, 2014 02:48

Оригинал взят у zametilprosto в Александр Махов. Рафаэль
Книга выпущена издательством Молодая Гвардия в серии ЖЗЛ. Довольно старая книга, 2011 года, давно у меня лежала. А вот теперь, после посещений Лувров и Эрмитажей грех было не прочитать. (Даже несмотря на то, что надо бы полностью завязать с чтением) Тираж 5000 экземпляров.


Надо как всегда предупредить, что я не профессиональный искусствовед (как и в любой другой сфере деятельности я профессионалом не являюсь), так что не собираюсь разбирать искусствоведческую и рафаэлеведческую сторону работы. Не думаю, что в этой книге есть что-то сильно противоречащее общепринятому. То что Перуджино не был учителем Рафаэля? Да вроде и в других книгах, которые я успел посмотреть, это пишут. Вообще Александр Махов давно занимается эпохой Ренессанса, правда, насколько я понял, не только живописью, но именно Эпохой в целом. Он, в частности, переводил Ренассансных авторов (в книге приводятся сонеты Рафаэля и Микеланджело). В итоге книга получилась у него тоже такая - Ренессансная. Само время конца XV начала XVI веков является равноправным героем книги, наряду с самим Рафаэлем. Даже, на мой взгляд, более выпуклым героем. Оно противоречивое, оно куда-то вечно стремится. Фигуры второго плана прописаны классно. Начиная от современников - Микеланджело, вечно норовящего с кем-то поссориться, великого Леонардо, который почти все мог, даже фехтовать и гнуть подковы руками, Боттичелли, в то время уже старика. Но также и как-то совсем мимоходом появляющегося Савонаролы (получается, что Боттичелли до конца так и не вышел из-под обаяния этого монаха), всех Борджиа (а Леонардо работал на Цезаря Борджиа), пап Юлия II и Льва X, герцогов Урбинских и клана Медичи…

Сам же Рафаэль получился слишком идеальным, пытающимся со всеми жить дружно, никогда не идущим на обострение. Разве что один раз проявив строптивость, потребовав от папы освободить своего земляка. Мало написано о личной жизни героя, который часто влюблялся, но который так и не женился. (Впрочем, последнее, может и правильно.) Очень неожиданным была для меня беллетризация в книге. То есть Рафаэль и другие люди в книге говорят, прямой речью, думают… Но так выполнена только часть книги. Рядом же присутствуют обычные искусствоведческие описания картин Рафаэля, да и не только Рафаэля. Например: сравнение «Обручений Девы Марии» Рафаэля и Перуджино. (Хорошо, что в блоке иллюстраций эти картины даны рядом, причем, в цветном изображении.) В итоге впечатление от книги у меня получилось весьма эклектичным. Вообще, неоднократно убеждаюсь, что содержание книги - а тут к содержанию можно отнести целую эпоху - обязательно влияет на автора. У Махова же получилось что-то такое очень возрожденческое!

Резюмируя. Считаю, что книга очень неплоха именно для таких как я - для тех кто толком ничего ни о Рафаэле, ни о его времени не знает. С нее вполне можно начинать. С другой стороны - это все-таки не беллетристика. И очень желательно иметь перед глазами картины Рафаэля. Да, книге есть иллюстрации, они помогают. Но их немного, они небольшого размера, и часть - черно-белая. В данном случае это не «наезд» на издателя, не буде забывать, что это не альбом.

ЗЫ. Жалко, что я не прочитал эту книгу до посещения Лувра. Я бы поискал там некоторые работы. (А то, конечно, теряешься, не знаешь на что обращать внимание кроме Джоконды) И жалко, что нет рассказа о луврской «Мадонне с вуалью», которую я как раз нашел!
ЗЗЫ. А вот уже после прочтения сходил в ГМИИ имени Пушкина и нашел работу отца Рафаэля. И на табличке написано, что это отец Рафаэля, но кто будет вчитываться в музее в таблички? Особенно на постоянных экспозициях?

искусство, книги, рецензия

Previous post Next post
Up