На коммерческом фронте, как известно, все маркетинговые средства хороши. Если вы (к примеру, после работы) забрели на поле товарно-денежных отношений, то держите ухо востро, ибо противник умен, хитер и изворотлив. Мы же понимаем, что продавец не пылает к нам неземной любовью, не относится со всей мыслимой заботой к содержимому наших кошельков и в его снах нет места ценникам со сплошными нулями.
Во времена туманной юности я - наивная дурочка - верила, что все акции устраиваются единственно с благородной целью помочь мне сэкономить как можно больше денег. Все эти скидки вполовину, все эти сезонные распродажи, все эти смешные цены кружили голову и принуждали меня безвольно скупать все, что находилось в границах моей видимости и моих финансовых возможностей.
Разумеется, со временем туман рассеялся, наивность подчистую самоликвидировалась и я воочию увидела всю алчную сущность этих самых товарно-денежных отношений между покупателем и продавцом.
Однако, мне бы хотелось затронуть сейчас не сферу торговли продуктовыми и промышленными товарами, а сферу услуг, а именно - транспортных услуг, а именно - пассажирских железнодорожных перевозок.
Несколько раз в год я пользуюсь услугами РЖД, чтобы с некоторым комфортом транспортировать себя туда, где меня с нетерпением ждут. Но если дорога превышает пару суток, то я, конечно же, выбираю самолет. Мои расстояния крайне редко бьют рекорд названного временного лимита, поэтому и путешествую я преимущественно поездом.
Так вот, с некоторых пор начав покупать билеты самостоятельно, я оценила весь мощный адреналин этого процесса. Сидишь себе дома, прихлебываешь свежесваренный кофе, планируешь, вдумчиво втыкаешь в сайт РЖД, выбираешь и наконец, взвесив все, совершаешь покупку билетов туда-обратно, чтобы спустя время вручить себя заботам проводника и под неумолкный стук колес окунуться в road-романтику.
Как и везде, где я, в обличьи покупателя, отдаю свои кровно заработанные, меня подстерегают всякие разные уловки, сознательно придуманные для того, чтобы при моем согласии урвать у меня как можно больше денег.
Покупая билет на поезд, я снимаю галочку с предложения застраховать жизнь. Смысл? В очень маловероятном случае катастрофы, мне уже будет глубоко плевать на дальнейшую физику моего хладного тела.
Также я снимаю галочку с предложения застраховать здоровье на период поездки. На него я и так не жалуюсь, а уж в исключительно экстренном случае таблеточка из моей road-аптечки мигом снимет все симптомы на этот самый период поездки.
Видите? Снимая две дефолтно проставленных галочки, я экономлю пару-тройку сотен рублей, о чем детально рассказываю в первом же тосте на банкете, который незамедлительно устраиваю для всех адептов моей эконом-философии.
Также я не вижу особых преимуществ в купе и предпочитаю плацкарт. Да, мне по душе его open-space концепция и прочие незабаррикадированные свободы. Мне дискомфортно находиться в закрытом пространстве купе с незнакомыми попутчиками. Никогда ведь нет гарантии, что они окажутся компанейскими людьми, готовыми до полуночи вести умные беседы на самые разные темы, предложенные мной. Скорее всего вам придется делить это close-space с мамой и крикливым ребенком, ворчливой бабушкой и ее дурно пахнущим дедушкой, но не суть.
Итак, годика два-полтора назад я, планируя поездку и по обыкновению увлеченно втыкая в сайт, заметила, что при наведении курсора на цену билета, выпадает хинтик с какими-то баллами.
Я на автомате задумалась и пришла к логичному выводу, что за купленный билет мне щедро начисляются баллы и при последующей покупке цена билета будет ниже ровно на сумму накопленных мной баллов. Ну, разве плохо пользоваться такой накопительной скидкой?! Естественно, хорошо!
Прошло сколько-то месяцев и вновь дорога позвала меня за какой-то надобностью в дальние дали.
В режиме онлайн я оплатила билеты туда-обратно, распечатала их и сама себе довольно кивнула: предыдущие баллы помогли мне немного сэкономить. Правда, я не знала, сколько я сэкономила, поэтому решила посчитать. Не могу же я на банкете для адептов моей эконом-философии приводить сумму с потолка!
Посчитав и пересчитав, я ощутила, как все мои кровяные тельца съежились и застыли в безмолвном недоумении. Ранее объявленная цена и заплаченная мной сумма не отличались ни на копейку. При этом, что интересно, хинтик с баллами так же вываливался при наведении курсора.
Столь вопиющую несправедливость я не могла оставить без внимания.
Для начала я полазила по личному кабинету в поисках места, где хранятся мои баллы за предыдущие поездки. Возможно, их надо бы предварительно как-то активировать, но я не подумала сделать это, поэтому и понесла заслуженное наказание в виде полной оплаты билетов.
Никакого намека на накопленные баллы в личном кабинете я не нашла.
Столь вопиющую несправедливость я тоже не смогла оставить без внимания.
Я позвонила куда надо, изложила вопрос и выслушала ответ.
Оказалось, чтобы использовать ранее накопленные баллы при покупке билетов, надо зарегистрироваться в специальной программе лояльности "РЖД Бонус". Как видите, ничего хитрого и сложного.
Мне стало даже чуточку неловко за свой необдуманный вопрос. Посмотрите-ка, вот ведь какая! В программе не зарегалась, а бонусы хочет. Совсем наглость потеряла!
Спустя сколько-то месяцев дорога вновь позвала меня за каким-то хреном в дальние дали.
Программа "РЖД Бонус" - вот о чем я подумала, едва лишь открыла сайт.
Никакого намека на "РЖД Бонус" на главной странице сайта я не нашла.
Не верите? А попробуйте
поискать сами.
Вообще-то, можете даже и не пробовать, потому что ссылки на эту бонусную программу на главной странице сайта нет.
Вновь я звоню куда надо и задаю свой вопрос.
Мне довольно путанно, но доброжелательно, объясняют расположение ссылки на программу и расписывают маршрут ее поиска. Я, что удивительно, реально ее нахожу. Не на главной, нет, и нахожу не сразу, нет, но все таки нахожу. Попробуйте и вы найти "РЖД Бонус" вот на этой
странице. Спорим, вы не сразу ее найдете, поскольку ссылка вполне незаметна.
Следующие пункты мне кажутся нелогичными и до подозрительности неправильными:
- хинты с бонусными баллами при покупке билетов кидаются в глаза;
- бонусы предлагаются всем пассажирам без исключения, покупающим билеты онлайн;
- воспользоваться бонусами могут только зарегистрированные участники программы "РЖД Бонус";
- участие в данной программе не предлагается пассажиру столь же броско, как это делается показом баллов (не думаю, что это непреднамеренно).
В качестве резюме всему вышенакиданному я бы разродилась утверждением, что явный диспаритет между офертой бонусных баллов и офертой участия в программе лояльности "РЖД Бонус" способствует тому, что пассажир элементарно платит больше и никак не меньше.
Ну, да, все понятно. На коммерческом фронте все средства хороши. Так что, если вы оказались на поле маркетинга, то держите свое потребительское ухо востро, ибо противник умен, хитер и изворотлив.
Слушайте, может это я такая тупая и въедливая, а?