Два пальца под ножик.
Как гласит педагогическая мудрость, озвученная в том числе и Анатолием Маркушей, настоящему мужчине обязательно нужно иметь нож. Хороший, добротный нож, который выручит в тысяче ситуаций. У мальчишек нашего двора (и многих других соседних дворов) ножик чаще всего использовался для одного дела: для игры "в ножики".
В то время, как девчонки возились с куклами и дочками-матерями, лепили в песочнице куличи, мальчишки обменивались вкладышами от жвачек (это мы уже обсуждали) и играли с ножиком в разные игры. Некоторые игры с ножом мы рассмотрим чуть ниже, а пока что выясним: если спички - не игрушка, то разве нож - игрушка?
Ножик острый, им ребенок может порезаться, - так обычно рассуждают родительницы. Конечно, могут. А еще можно поломать руки-ноги на горках, качелях и всяких "лазалках". А можно наглотаться пыли в песочнице. А можно при игре в футбол получить мячом в голову. А если пользоваться вещами аккуратно - то травмы не получишь. Итак, ножик. Ножик нужен для того, чтобы втыкать его в землю, - на этом основано большинство известных мне игр "в ножики". В одной из передач цикла "Следствие вели..." автор Леонид Каневский, рассказывая о событиях какого-то громкого минского дела, попутно упоминает игру в ножички. Только в той игре минские мальчишки старались воткнуть ножик не в мягкую податливую землю, а в скамейку или дерево. Мы в своем дворе таким вандализмом не занимались: микрорайон был новый, и на лавочках постоянно сидели мамы с маленькими детьми, а после строительства домов толстые деревья еще не успели вырасти. Так что о таком варианте игры в ножики знаю лишь из уст "майора Пронина".
В принципе, для игры "в ножики" годится любой нож и не только нож - лишь бы втыкаться мог. Но нож все же лучше. Как правило, это был складной перочинный ножик. Китайского ширпотреба тогда не было, и пользовались качественными советскими ножиками. Ножик в сложенном состоянии был 10-12 сантиметров в длину, в разложенном - 18-20 см. Складной ножик было удобно носить в кармане, в рукаве, за пазухой, даже в ботинках. Некоторые ребята за неимением складного ножика пользовались обычным кухонным. Такой ножик был во всех отношениях хуже. Во-первых, кухонный нож можно было лишь стащить на кухне (мы были уверены в этом), а складной ножик можно найти, можно выменять, можно купить на барахолке, складной ножик могут подарить. Во-вторых, обычный нож опаснее носить с собой: того и гляди, порежешься ненароком. В-третьих, простой кухонный ножик небольшого размера, каким мажут масло на хлеб, легче аналогичного по размерам складного ножика, поэтому он хуже летит и хуже втыкается в землю. Наконец, обычный нож с большей вероятностью мог отобрать какой-нибудь взрослый (случалось, что и отбирали). Некоторые ребята вместо ножика использовали обычное шило. Но шило тоже хуже ножика. Колющая часть у шила очень короткая, и из-за этого невозможно исполнять некоторые элементы (об этом тоже ниже). А вот ручка у шила, наоборот, массивная, она нередко перевешивала, и ножик не втыкался или под тяжестью ручки выдергивался из земли. Металлическая часть шила была не очень прочной: при ударе о камень шило нередко ломалось, - для ножа это было немыслимо. Лезвие ножа - плоское, и поэтому даже если ножик втыкается строго вертикально, всегда видно направление, в котором можно прочертить линию, - это важно в некоторых играх; а вот шило такой особенностью не обладает. И - опять же - шило опасней носить с собой. У шила было только одно преимущество: оно стоило в хозмагазине очень дешево, и можно было не съесть одну порцию мороженого, а вместо этого купить гладкое шило с черной или зеленой округлой пластмассовой ручкой. Общим для шила и кухонного ножа является то, что их нельзя согнуть под углом 90 градусов - а значит, нельзя выполнить некоторые элементы, используемые в играх. Так что хороший складной ножик был очень ходовой вещью, высоко ценился и при обменах стоил очень дорого - за него можно было просить десяток-другой вкладышей "Турбо".
Родители не поощряли наши игры "в ножики". Перед выходом на улицу, случалось, проверяли карманы и регулярно устраивали обыски в ящиках стола и в шкафах. Если удавалось прятать ножик дома, то вставал вопрос - как его вынести на улицу. Часто его засовывали в кеды (по этой же причине туда прятали и вкладыши от жвачек) или прятали подмышками. Если выходил во двор с какой-нибудь машинкой, то можно было попытаться спрятать ножик в ней. Наконец, если в кармане куртки была хорошая небольшая дырка, то ножик можно было затолкать за подкладку аж на спину. Если же ножик в доме прятать не удавалось, тогда использовали потайные места во дворе или подъезде. В подъезде можно прятать ножик в батарею отопления на первом этаже или засовывать поглубже в дырку под крыльцом. Во дворе - прятать в приметном месте в кустах или закапывать где-нибудь под забором детского садика. Случалось, таким образом находили чужие ножики и иные ценности.
Для игры нужно было найти такое место во дворе, где мягкая податливая земля. Там, где земля твердая, с большим содержанием камушков (так оформлялись дорожки или футбольные площадки), ножик не воткнется. Хорошо играть после дождя. Еще лучше - по ранней весне, когда снег сходит, почва влажная, мягкая, а трава еще не выросла. Для всех игр характерно следующее: если твой ножик воткнулся - продолжаешь бросать; а если не воткнулся, упал, - ход переходит к следующему игроку. Если ножик натыкался на камень ("клад", "кладик") и от этого неизбежно падал, то очередность хода зависела от предварительной договоренности. Так, если условились играть "с кладами", то незадачливый игрок повторял свой ход - бросал ножик заново; если же играли "без кладиков", то ход переходил к другому. При хорошем броске ножик втыкается четко, красиво, почти под прямым углом. Если же бросок некачественный или выполняется с дальнего расстояния (например, фигура "самолет"), то, случается, ножик почти целиком лежит на земле, и тогда сложно определить: торчит ли он потому, что вошел в землю, или же потому, что слегка опирается на основание ручки. В этом случае действовало правило "двух пальцев": если под кончик ручки можно свободно просунуть два сложенных пальца, то ножик считался воткнутым, в противном случае - лежачим. Сколько споров из-за этого было! Если ножик втыкался задней частью (ручкой), то такой бросок считался мастерским (хотя, конечно, тут лишь воля случая) и считался за два или даже три обычных.
Бросать ножик можно по-разному и, в зависимости от этого, при удачном броске получать ту или иную условную единицу. Сложилось так, что почти все эти условные единицы были военного типа, и их название отображало тот или иной тип вооружения или живой силы. Каждая фигура имела свое графическое обозначение на земле - легко запоминающееся и легко воспроизводимое. Сейчас перечислим несколько фигур, которые мы использовали в играх.
"Солдат" - самая простая фигура: исполняется с положения "на корточках" или стоя, но сильно согнувшись: ножик берется за рукоятку и втыкается. "Солдатик" получается почти всегда, и лишь "клад" или простое невезение заваливают ножик "на спину". "Солдатик" и рисуется столь же просто - обычный кружок.
"Японец" - вариант "солдатика": ножик нужно взять за кончик ручки, а лезвие направить вдоль локтя. Это не намного сложнее, но "японцем" пользовались не часто. Рисуется как обычный "солдатик", только с глазками в прорезях балахона - словно голова ниндзя.
"Парашютист" исполняется как "солдатик" в прыжке, - очень непростой элемент: в прыжке нужно согнуться и, еще не коснувшись земли, метнуть ножик. В случае успешного броска на земле рисовался купол парашюта в профиль.
"Танк" - фигура второго уровня сложности. От солдатоподобных элементов отличается тем, что при броске ножик нужно держать за лезвие. Выполняется с положения стоя. Выпрямился, зажал покрепче ножик, прицелился, четким коротким рывком метнул ножик - и тот, сделав один или (реже) два оборота, втыкается в землю. Начинающим игрокам "танчик" был не под силу, поэтому в играх они пользовались по возможности солдатиками. Но при терпении научиться метать ножик можно за день - достаточно правильно соотнести длину ножика и высоту положения руки. При определенной сноровке можно научиться ставить "танчики" из положения сидя, - такая фигура тоже как-то называлась, но я уж позабыл, как. Рисуется танчик тоже просто и узнаваемо: квадрат.
"Пантерка" - вариант танчика. Что русскому хлеб, то немцу смерть, поэтому и немецкий танк "Пантера" исполнялся "задом наперед": ножик нужно брать не за острую часть лезвия, а за кромку. Ставится "пантерка" не проще и не сложнее, чем обычный танк. При игре шилом, разумеется, простой "танчик" и "пантерка" не различаются.
Утрачено название вот такого варианта "танчика". Взяв ножик за лезвие, нужно метнуть "танчик" в падении, а едва выпустив ножик из рук, следует выставить вперед ногу, чтобы не грохнуться оземь. Эта фигура значительно сложнее простого "танчика": в процессе падения нужно приподнять руку на нужную высоту, чтобы ножик успел совершить оборот.
"Десантник" - это смесь "парашютиста" и "танчика". Оно и неудивительно: настоящий десантник должен уметь и с самолета прыгать, и танк водить. Для выполнения этого элемента нужно скрестить ноги и в прыжке поставить "танчик". Хоть "танк" сам по себе и сложнее "солдатика", но "десантника" выполнить проще, чем "парашютиста": в прыжке не нужно сгибаться. Обозначался "десантник" как перечеркнутый круг.
"Бронетранспортер" выполняется так: нужно зажать лезвие в кулаке и с положения стоя метнуть ножик. Ничего сложного нет, но считалось, что эта фигура опасная: можно порезать руку. Хотя в момент броска ладонь разжимается, и, на моей памяти, никто не порезался. Строго зафиксированного "междворового" начертания не было, обычно рисовали какое-то подобие машинки. Особая вариация "бронетранспортера" с позабытым названием выполнялась так. Лезвие ножа нужно пропустить между безымянным и средним пальцами с одной стороны и мизинцем и указательным - с другой. Короткий взмах, разжимаешь пальцы - и ножик уже торчит в земле. Обозначение на земле также утрачено. При игре шилом такой элемент не выполнить: не хватит длины металлической части.
"Подводная лодка". Очень сложный элемент, больше, чем любая другая фигура, зависящий не от мастерства, а от свойств ножика. Складной нож нужно согнуть под углом в 90 градусов и слегка воткнуть в землю - неглубоко, лишь бы держался. Затем одним или двумя пальцами его нужно поддеть за рукоятку так, чтобы ножик, совершив один-два оборота, снова воткнулся лезвием в землю. Если ручка ножика будет много тяжелей лезвия - "подводную лодку" вы не поставите. Но вместе с тем весь ножик в целом должен быть достаточно тяжел: полет небольшой, и у легкого ножика не хватит инерции, чтобы вонзиться в землю.
"Вертолет": держим ножик за лезвие и подбрасываем его выше головы. Фигура во многом зависит от везения. Обозначается как "десантник" (перечеркнутый круг), только крест должен значительно выступать за границы круга. Вариант этой фигуры со своим названием (уже забытым) - подбрасывать ножик не выше головы; другой вариант - метать "вертолет" далеко за спину.
"Самолет" - самая красивая и очень простая с виду фигура, но поставить его сложно: взяв ножик за лезвие, нужно четким выверенным движением без перекосов метнуть его далеко вперед, метров на 10-15. Элемент, успех которого тоже очень сильно зависит от везения. Рисовался на земле как самолетик в профиль - с крыльями или без.
При постановке "вертолета" и "самолета" чаще, чем при выполнении других элементов, ножик втыкается ручкой: благодаря большому инерционному моменту в землю вонзается даже пластмасса. Хорошо, если ножик имеет острый кончик ручки; еще лучше, если на торце имеется какой-нибудь иной упрятанный инструмент, например, шильце, отвертка, даже открывалка для бутылок, - при метании "самолетика" их на всякий случай извлекали из ножика: авось воткнется.
"Колючая проволока" - хоть и не войсковая единица, но в армии тоже нужная вещь. "Разматывалась" эта "колючая проволока" так: нужно поднять правую ногу, подсунуть под нее руку с ножом и, взяв ножик за ручку, втыкать в землю. Элемент сам по себе несложный, но требует отменного соблюдения равновесия. Рисуется "колючка" в виде снежинки.
Не помню уже не названия, ни начертания вот такой редкой фигуры. Нужно присесть на корточки, взять ножик за лезвие и метнуть его так, как метают камушки над водой, чтобы они отскакивали, - то есть очень близко к земле и непременно боком. Удачно выполненный элемент - из разряда фантастики.
Также мы применяли немало простых элементов, в которых главными были не сила и ловкость, а просто везение. Например, взяв ножик двумя пальцами за ручку, чтобы он свободно висел, нужно его пропустить сквозь образованное пальцами другой руки колечко, - эта фигура называлась "колодец". Или такой элемент. Согнув ногу в колене, нужно упереть ножик лезвием в колено и, толкнув его за ручку, заставить совершить оборот в воздухе и воткнуться; эта же фигура выполнялась с локтя и с ботинка. А вот две фигуры посложнее, при исполнении которых нужно сложить руки ладонями. Первая: складываем ладошки, а между кончиками пальцев зажимаем лезвие ножика (вертикально или горизонтально). Взмахиваем руками, разжимаем ладони и отпускаем нож. Вторая: ножик зажимаем не между пальцами, а у основания ладоней; в этом случае нож не просто отпускаем, а выталкиваем запястьями (втыкается с большим трудом). Этими фигурами пользовались нечасто, поэтому и название их давно уже забыто. Нередко мы сами придумывали какие-то новые фигуры.
А теперь давайте же рассмотрим сами игры, в которые мы играли.
"Земля", также называемая "Круг", была распространена не только в нашем дворе и не только в Минске - в нее играли с не меньшим азартом и в Гомеле, и в Браславе. "Земля" - это военная игра глобального значения и упрощенного исполнения. На земле рисуется круг диаметром метра три - это и есть Земля. Затем площадь круга делится по количеству участников. Чаще всего играли трое-четверо. Но с начертательной геометрией мы тогда не были знакомы, и на три части землю делили двумя прямыми линиями. Соответственно, игроки, чьи территории располагались с краев, получали меньше земли, чем игрок в центре. Кроме того, игрок в центре получал преимущество в том, что мог воевать сразу на два фронта - например, сначала расправиться с более слабым противником, а потом уже с сильным. После мы научились делить круг на три части по принципу "мерседесовской" трехлучевой звезды. Итак, земля поделена, каждый стал на свою территорию; иногда этим землям давали названия существующих стран. Дальше по жребию начинались военные действия. Малыши играли "солдатиками", ребята постарше - "танчиками". Нужно, стоя на своей земле, метнуть ножик во вражескую землю. Если нож воткнулся - по направлению лезвия чертим линию до края круга и обратно - до границы своей земли. Вражеский участок, таким образом, делится на две части, из которых меньшая отходит тебе. Стираем старую границу и продолжаем экспансию. Если же ты не можешь дотянуться до "края земли" (а круг специально рисовали большим), то ход переходит к следующему игроку. Таким образом, ход за ходом, политическая карта мира серьезно перекраивалась. Когда площадь земли врага уменьшилась до размеров ботинка, врагу уже можно предлагать постоять на своей территории. И так до тех пор, пока порабощаемый монарх может 10 секунд устоять на своей земле без заступа на чужую территорию. Сначала он стоит целой ступней, потом половиной, потом на носочке... Кстати, даже в таком положении он все еще продолжает игру. Пока нож метают другие игроки, он стоит в сторонке, за пределами круга. Если же очередь доходит до него, то он становится носком ботинка на свою землю и, балансируя, бросает нож, а потом еще тянется и рисует линию. Случалось, из такого положения впоследствии выигрывалась вся игра. Игра продолжается до тех пор, пока всей землей не завладеет один человек.
Игра "коник", она же "лошадка", она же просто "танчики". Если в предыдущей игре ребята проявляли свои диктаторские замашки, то здесь присутствует элемент частного извоза. Сначала выбирают непосредственно "коника". Чертят квадрат размерами примерно метр на метр и по очереди бросают в него "танчики". Кто не попал - тот и "коник". Дальше более удачливые игроки начинают отмерять дистанцию. Становится игрок в квадрат и в любом направлении начинает один за одним ставить "танчики", отмечая каждый не привычным квадратом, а просто чертой (для скорости). Таким образом уходили на многие десятки метров, огибали дома и детские садики. Это называлось - "намаявать". Наконец, там, где игрок промахивался, "коник" начинал отыгрываться: отбивать каждый поставленный "танчик". Иногда считали с точностью до танчика, а иногда измеряли по расстоянию, и тогда несколько простых "танков" можно было возместить "длинным танком" или даже "самолетиком". На том месте, где "конику" не удавалось отразить очередной "танчик" противника (нож падал), он подставлял свою спину: на него залазил противник, брал в руку ножик и ехал на спине "коника" обратно к квадрату. В конце он в таком положении должен метнуть "танчик" в квадрат: попал - продолжает игру, промахнулся - ход переходит к другому игроку. Правда, с чьей-то спины метнуть четко нож чаще всего не удавалось, так что "намаявать" дистанцию начинал новый игрок. В "коника" обычно играли большими компаниями: по 5 и более человек. Представьте, сколько порой приходилось перевезти седоков незадачливому "конику"! Ребята помладше, которые еще не освоили "танчики", играли в эту игру "солдатиками". Иногда в компанию ребят постарше брали и младших - тогда им разрешали играть "солдатиками", ведь все равно чаще всего именно младшие возили старших.
Игра "города", она же "армия", она же "война" - самая долгая, батальная и интересная игра в ножики. Именно здесь были важны все элементы, описанные выше. Чаще играли вдвоем, изредка - втроем. Противники расходились метров на 50 и начинали строить города: рисовали квадрат, разделенный на четыре части, а в центре еще небольшой круг. С внешней стороны квадрата рисовали четверо ворот. Все: город готов. Особой стратегической хитростью было нарисовать свой город на каменистом участке земли: противнику, который станет осаждать крепость, придется несладко. Внутри города-крепости размещали гарнизон: в каждый сектор квадрата метали ножик, выполняя тот или иной элемент. Так, в городе можно было расквартировать несколько десятков солдат различных подразделений, танки, артиллерию. Город окружали танками и обносили колючей проволокой. Причем все эти вооружения наращивали не каждый одновременно сам по себе, а по очереди, с переходом хода после неудачного броска. Когда главнокомандующий считал, что хватит проводить мобилизацию, он шел войной на противника. По пути он продолжал ставить "солдатики", "танчики", "самолеты" и прочие виды техники и живой силы. Где-нибудь посередине противники встречались и начинали сражения. Каждый стоящий на пути единичный "танк" (к примеру) нужно поразить: метнуть ножик именно в квадратное обозначение танка. Если же ты попал в землю рядом с чужим "танком" - тогда тут же рисуешь свой "танчик". "Самолетики", "вертолетики" и прочие фигуры, которые невозможно поставить на конкретном пятачке, отбивали по принципу "воткнулось - не воткнулось". Точно так же поступали, если где-нибудь по пути враг разместил дивизию из полусотни солдат и вместо пятидесяти кружочков нарисовал один с пометкой "х50". Так, постепенно уничтожая вражеские укрепления, технику и войска, подбираемся к городу. По пути не забываем насаждать своих солдат и технику (для скорости ставили просто "солдатиков"). На подступах к городу сносим все, что находится вокруг цитадели, потом взламываем ворота (два "танчика" подряд), затем начинаем уничтожать внутренний гарнизон крепости. Естественно, при любой вашей неудаче враг может отстроить город, восполнить потерю солдат и отправиться завоевывать ваши позиции. Когда от штаба врага остаются одни лишь голые стены, принимаемся за сам город: каждый сектор квадрата нужно поразить пятью "танчиками" подряд, а центральный кружок - десятью подряд "танчиками". Тогда игра считается оконченной. Игра в "города" продолжалась несколько часов, шла с утра до вечера, а порой откладывалась на следующий день, - текущее положение фронтов записывали и зарисовывали на бумаге!
Много лет подряд с ранней весны до поздней осени мы играли в ножики, и я не припоминаю случая, чтобы кто-нибудь через это серьезно поранился или покалечился; в худшем случае были небольшие порезы.
Мой счастливый ножик, служивший мне верой и правдой многие годы, был утерян одноклассницами на практике в Ботаническом саду.
Вот такое у нас было счастливое детство. А у вас?