Уникальный рекламный носитель в 90-х - книги!
Рекламировать что-либо, печатая объявления в книгах? Сейчас это так же эффективно, как размещать на столбах объявы о криптотрейдерстве. Но в лихие 90-е книги действительно выступали рекламной площадкой. Эффективной, примерно как "холодные" звонки: при тогдашних тиражах книг в 100-200-500 тысяч (!) экземпляров кого-нибудь реклама да и зацепила бы.
Покопался на книжных полках и вручаю вам реликты эпохи. В конце записи будет ого-го!
Книг в 90-е печатали много, особенно заходил читателям жанр крутого детектива с перестрелками, роковыми красотками и двойными агентами. Но все же не всем нравились детективы, и тогда в издательствах старались запихнуть под одну обложку все что только можно. Есть у меня такая характерная книга: «Детективы, фантастика и многое другое» (Москва, издательство "Металлургия", 1992). Я ее купил за-ради редкого приключенческого романа Хэммонда Иннесса "Троянский конь". Есть еще там и фантастические повести. Но треть всей книги (а в ней 432 страницы) занимают совсем не детективы и фантастика: там история обработки металлов на 40 страниц (не забываем про название издательства), советы садоводам-любителям (еще 50 страниц) и советы врача (еще 45).
Так, теперь переходим к объвлениям. Самые популярные объявления - о том, что к печати готовится новый книжный том или серия, и там будут супер-пупер романы. Можно просто понаобещать побольше кровишшы, а можно сделать упор на то, что книга эта подойдет только смелым девушкам с богатым воображением.
А еще издатели вели диалог с читателями и, например, извинялись за то, что подписка подорожала или что из-за старания выполнить обещание - выпустить книгу в срок - в нее попали ошибки.
А вот еще пример социальной рекламы: часть средств от продажи книги пойдут на благотворительность. Подобные объявы иной раз печатали прямо на обложках.
А что до коммерческой рекламы, то чаще всего любили размещать объявления разных брокерских фирм, банков и прочих мутных контор, которые точно знают, как распорядиться вашими денежками. В таких объявах очень любили обращение "Господа!".
И все остальное тоже рекламровали. Турпоездки, съемку рекламных роликов, женскую одежду и все такое прочее.
А вот и самый сок. Белорусский сборник комиксов "Посланцы" по мотивам произведения Роберта Ирвина Говарда "Крылья в ночи" (1992). На последней странице - реклама холодильников "Атлант", с топорным изяществом обыгранная героями комикса.
И еще одна не менее эпохальная. В 1990 году в Минске выпустили 6 выпусков комиксов про Тарзана. На обложке 4-го выпуска "Схватка в джунглях" еще одна контекстная реклама:
Копия этой записи
в фейсбуке.
P.S. А вот тут почитайте, какие дарственные надписи я понаходил в книгах:
https://incopolis.livejournal.com/329709.html