Сейчас очень популярен стал бело-сине-белый флаг - мол, флаг России за мир без кровавой красной полосы.
Так знаете, что? На самом деле это еще и флаг тех белорусов, которые называли себя ятвягами. Этак 30 лет назад они хотели отделиться от Беларуси.
Сейчас расскажу вам про эту уже подзабытую сенсацию.
В Википедии
сказано:
"Бело-сине-белый флаг (также бело-лазорево-белый) - флаг, используемый участниками протестов против вторжения России на Украину в России и за рубежом. Получил распространение вскоре после начала вторжения в феврале 2022 года.
Дата первого появления флага достоверно неизвестна, однако похожий флаг использовался на сайте виртуального государства «Новгородская Республика» по меньшей мере с 2010 года, который в свою очередь был основан на официальном флаге Новгорода 1994-2007 годов".
Создателями флага считают Кай Катонину ("оно работает дизайнер_кой" - это я
цитирую "Медузу") и автора твиттер-аккаунта «Звуки рыб»; Кай также
называет автором идеи ее приятеля Фредди.
В Википедии же в разделе "Похожие и концептуально связанные флаги" перечислены такие из похожих:
Флаг Чудовского района Новгородской области в 1997-2008 годах
Флаг муниципального образования «Сосново-Озерское»,
Флаг аргентинской провинции Тукуман
Флаг швейцарского кантона Цуг
Флаг виртуального государства Вейшнория
Но нет одного очень важного, который появился до того, как появилась большая часть перечисленных выше.
Открываем книгу Александра Басова и Ивана Куркова "Флагі Беларусі ўчора і сёння" (Минск, "Полымя", 1994).
"У апошні час пачаў складвацца нацыянальны рух ятвагаў, ад якога нядаўна аддзяліўся рух младаятваягаў, які ўзначальвае Шэляговіч. Ятвягі, якія не пажадалі прымкнуць да младаятвягаў, сталі называцца стараятвягамі і прытрымліваюцца гістарычна склаўшыхся напрамкаў традыцый беларусаў. Флагам стараятвягаў з'яўляецца палотнішча з трох гарызантальных палос: белай, сіняй і белай, што асацыіруецца з ракой Сож. Младаятвягі выкарыстоўваюць у сваім флагу ўкраінскія блакітную (верхняя) і жоўтую (сярэдняя) палосы, якія дапоўнены зялёнай".
Упомянутый Шелягович - это Николай Шелягович, который выводил теорию ятвяжской земли на территории Полесья. Свою землю он называл "Етвызь", продвигал
ятвяжский язык (западнополесский) и одно время даже собирался добиться создания Полесской автономии и даже отдельной Полесской Республики. Правда, потом пошел отбираться в качестве кандидата в президенты Беларуси на выборах 1994 года - на этом автономные поползновения, кажется, и закончились.
Вот две вырезки из газет 30-летней давности: "7 дней" от 13 января 1992 года и "Вечерний Минск" от 15 апреля 1994-го - если напечатанное верно, то понятно, что Николай Шелягович задумывал знатно перекроить границы тогдашней Беларуси. Шелягович, как сказано, возглавлял младоятвягов, так что если бы Рыспублыка Етвызь появилась, то ее флагом был бы не бело-сине-белый, а сине-желто-зеленый.
Пожалуй, в продвижении ятвяжского (западнополесского) языка он продвинулся чуть больше. Еще с конца 80-х на страницах газеты "Червоная змена" он публиковал литературные подборки на этом языке, а потом и самостоятельную газету выпускал (еще при советской-то власти).
У меня
хранится редкое издание на западнополесском языке, которое выпустил другой адепт оного - известный белорусский шахматист Степан Давидюк. Это сборник шахматных задач, который я выиграл на каком-то локальном чемпионате в нашем кружке в ЖЭСе №100 (тренер был Будай Сергей Викторович - кто знает, отзовитесь). Попробуйте прочитать страничку из этой брошюрки и понять, о чем речь.
В конце августа 2020 года я связался с Николаем Шеляговичем (он уже давно живет за границей) и попросил интервью на тему попыток создания Полесской автономии и даже республики, но он отказался со словами "Мне не интересно участвовать или способствовать участвующим в общественно-политических состязаниях". Так что желающим придется довольствоваться
чужим интервью за 2014 год. А за современное интервью об автономии, по нашей новой традиции, в Беларуси бы на него завели уголовное дело об измене родине и попытке свержения конституционного строя, что чревато неиллюзорным сроком в местах, где автономии добиться еще сложнее.
Споры о том, действительно ли после войн с Витовтом ятвяги переселились на Сож и действительно ли они сформировали современный полесский говор, в ЖЖ утихли лет этак 10-15 назад.