Подводная почта - самая подводная в мире

Jan 17, 2021 01:32

Расскажу я вам про подводные лодки на марках. Вы уже знаете, что я редкий в Беларуси человек, который побывал на пяти подводных лодках (безусловно, Эдуард i-legal-alien Овечкин куда круче), и что я веду крупнейшую в рунете энциклопедию фильмов о подводных лодках - podlodkino. Теперь же расскажу про еще одно свое подлодочное коллекционирование - марки.

Я вам уже показывал марки, на которых изображены великолепные автомобили и самолеты SAAB, и также показывал небольшую коллекцию марок про эсперанто в подарок брату, который язык сей изучил основательно и без запинки скажет вам, что "подлодка" на эсперанто будет "submarŝipo" [субмаршипо].

Собирать марки с подлодками я решил где-то летом 2019 года. Примерно тогда же случайно увидел на почте и белорусские марки с подлодками. Хотя в самой Беларуси подлодок нет и никогда не было, но страна наша дала подводному миру целых трех адмиралов, которых художники "Белпочты" и изобразили на зубцованных картиночках. Более основательно за изучение вопроса с марками-субмаринами (я придумал им название "субмарки") я взялся в марте 2020-го, а в минувшем ноябре засел за интернет-аукцион всерьез, выкупил и к началу декабря получил из разных городов и стран четыре с лишним десятка марок.

Сейчас все расскажу и покажу.



Я основательно подошел к делу и прочел на Википедии длиннейшие статьи про "песчаные дюны" и спекулятивные выпуски. Поэтому на барахолке еще осталось множество африканских марок, красивых, красочных, необычных форм, на которых подлодки изображены. Но такие марки солидными коллекционерами не ценятся, их не принимают на выставки, редко печатают в каталогах и вообще это примерно как золотой унитаз: выглядит ярко, но радоваться или тем более гордиться такой штукой в коллекции глупо. Так что если задумаете мне подарить марки с подлодками, обходите такие и им подобные африканские выпуски после 2000 года за пару кабельтовых.



Пока марки только ехали ко мне в конвертах, я изучил картинки, тексты, даже сайты почтовых ведомств, чтобы максимально точно указать на бумажечке: что это за подлодка, какой страны, какого типа, когда построена. Иногда не получалось сделать это точно - писал "предположительно". Выглядит альбомный лист с марками и подсказками вот так:



Сейчас пройдемся по некоторым экземплярам коллекции. Кратенько скажу про каждое фото (но марки покажу не все, не буду переутомлять).

Так случилось, что три белорусские марки стали первыми в моей коллекции. И по алфавиту стоят в самом начале альбома. Но вот с опознанием лодок были сложности. Реверсивным поиском я нашел в интернете рисунки, с которых художники "Белпочты" срисовывали субмарины - и даже по этим рисункам не всегда понятно, что это за лодка. Вот эта наиболее похожа на не очень популярный проект 705(К) "Лира". Вообще белорусские марки нередко занимают первые места на разных выставках, но конкретно эти я бы не назвал шедеврами почтовой миниатюры.

Дополнение от 10 февраля 2022.
Скорее всего, это лодка К-212, тип 670 "Скат" (СССР, 1964). Тип лодки подписан на открытке, где использован этот же рисунок. Известно, что в 1978 Томко был командиром похода на К-212 проекта 670 СССР).



Пакистанская подлодка S-130 Ghazi, бывшая американская SS-479 Diablo американского же проекта Tench. Причем фото, которое использовали пакистанские почтари (я нашел его), было сделано, еще когда лодка ходила под американским флагом.



Лодка Д-3 "Красногвардеец" проекта "Декабрист". Сестра этой лодки - Д-2 "Народоволец" - стала первой музейной субмариной, на которой я побывал - это случилось где-то в конце 2000-х годов (лодка до сих пор стоит в Питере). Красивая марка с печатью-тиснением, как у гравюр или денежных знаков.



"Редутабль", первая французская атомная субмарина. Сейчас действует как музей в городе, известном своими зонтиками, - Шербуре (там ее и построили).



Подлодка Lembit была построена в 1936 году в Великобритании по заказу независимой Эстонии, а в 1940 году вошла в состав советских войск, став, таким образом, редкой советской субмариной в ВОВ, построенной не в СССР. Сейчас лодка тоже является музеем в Таллинне (причем еще недавно была самой старой субмариной на плаву в мире, но теперь стоит под крышей музея). Не считая Калининграда, это ближайшая к Минску подлодка - возможно, еще доберусь до нее.



Американская марка 1994 года, на которой даже не стоит год выпуска. Тип лодки тоже сложно определить, реверсивный поиск по картинке не дал результатов.



С-13, знаменитая лодка Александра Маринеско, не раз попадала на российские марки (а вот в СССР после подвига Маринеско не шибко жаловали, и вроде марок с его лодкой нет). Тоже красивая печать-гравюра.



Марка Гренады, которую по некоторым признакам можно отнести к "спекулятивным выпускам". Решил, что пусть будет для коллекции. Сюжет описывает конкретный день и конкретный бой: немецкая подлодка U-30 потопила 3 сентября 1939 года английский корабль SS Athenia (виден на горизонте) - спустя всего 8 часов после начала войны между Германией и Великобританией. Так что "Атения" стала первым потопленным во Второй Мировой войне кораблем. Германия все отрицала и заявила, что это вообще сами англичане взорвали свой корабль.



Здесь, кроме двух уже известных вам марок, есть марка из ЮАР. Скорее всего, изображает лодку S99 Assegaai (Франция построила для ЮАР четыре лодки этого типа). Лодка тоже стала музеем.



Сверху уже известная вам С-13, а снизу - С-56 - самая результативная советская подлодка во Второй Мировой по числу потопленных судов (но не по общему тоннажу). Тоже лодка-музей (во Владивостоке) - и тоже марка-гравюра.



Три марки. На верхней, польской, изображен польский изобретатель Стефан Джевецкий, который строил подлодки для царской России. На перуанской марке - французская подлодка более чем столетней давности. Нижняя - очень длинная гравюрная марка (пожалуй, самая габаритная в моей коллекции, не считая блоков и сцепок) тоже из Польши, показывает субмарину Orzeł, построенную по польскому заказу в Нидерландах. Подлодка с очень интересной судьбой, в 1959-м поляки сняли про нее увлекательный одноименный фильм.



А здесь оказались сразу четыре испанские субмарины. Нижняя марка в блоке (тоже смахивает на спекулятивную) - камбоджийская, показывает испанского изобретателя Нарцизо Монтуриоля и его подлодку Ictineo. Справа - проект на тридцать лет моложе: Исаак Пераль и его Peral. Левая марка очень интересная. Сам бы я вечность пытался по ограждениям рубки определить, что за подлодки изображены (хотя и пытался). Но потом зашел на сайт испанской почты и там нашел ответы. Марка очень плотная, а в правой ее части изображение буквы ñ пробито насквозь.



Ну, остальные марки уж показывать не буду. Есть у меня пять марок с глубоководными спускаемыми аппаратами, но все же это не полноценные субмарины, так что решил их больше не коллекционировать (хотя продаются красивые марки с батискафом Огюста Пиккара).

Самая старая марка в моей коллекции выпущена в 1959 году: американская, на ней знаменитая первая атомная подлодка в мире SSN-571 Nautilus.

Теперь марки с подлодками стало непросто искать, потому что на Ay.by я почти все уже выкупил :)

В интернете есть сайт собирателя марок с подлодками из Израиля, у него огромная коллекция - но он не опознает изображенные лодки, да и сайт последний раз обновлялся в 2010 году, так что многих марок у него нет. Я ему писал про белорусские марки, но ответа не получил.

Все, приготовиться к всплытию!


подлодки, Питер, распознай-ка, транспорт, собирательство

Previous post Next post
Up