Оказывается, прошло уже почти семь лет с того раза, как
я вам рассказывал: в мире бизнеса очень часто наблюдается ярко выраженный дуализм, при котором в какой-то сфере деятельности есть два крупных игрока и много мелких, но их, как правило, мало кто может назвать сходу.
Назовите производителя №3 компьютерных процессоров. Назовите производителя №3 гражданских авиалайнеров. Назовите марку номер три на рынке зубных паст. Назовите производителя номер три белорусского женского белья. И так далее.
С тех пор у меня поднабралось еще несколько примеров.
1. Банкоматы
Подавляющее большинство банкоматов, встречающихся в Беларуси, - это марки Wincor Nixdorf (штаб-квартира в городе Падерборн, Германия) и Diebold (город Кэнтон, штат Огайо, США). А кто что слышал про производителя номер три?
В прошлом году в универмаге "Беларусь" в Минске увидел банкомат марки NCR (Дулут, Джорджия, США). А потом в России такие банкоматы встречал уже часто, в основном, у "Сбербанка". В Краснодаре увидел банкомат марки Hyosung (Сеул, Корея).
И вот чтоб совсем сложно было назвать производителя банкоматов номер три, нужно учесть, что фирма Diebold выкупила фирму Wincor Nixdorf, и теперь их название - Diebold Nixdorf. Теперь даже производителя номер два не назовешь (Википедия утверждает, что у Diebold Nixdorf в сумме лишь 35% рынка банкоматов).
В Беларуси первый банкомат появился осенью 1996 года, он был валютным. Поставили его в отделении Белвнешэкономбанка на улице Заславской. Название производителя я пока не отыскал. Еще в 2011 году этот банкомат
был действующим, хотя и переехал куда-то в Гатово.
Банкоматы в Екатеринбурге
2. Полуприцепы
Полуприцеп - это то, что еще называют словами "прицеп", "трейлер", "фура". Такой длинный кузов, который цепляется к грузовику дальнобойщика.
Я поездил немало автостопом и могу уверенно заявить: самый популярный полуприцеп, встречающийся в Беларуси, - это Schmitz Cargobull со слоном на логотипе (штаб-квартира - в городе Хортсмар, Германия).
Со вторым местом будет сложнее, потому что, по моим наблюдениям, вслед за "Шмитцем" чаще всего встречаются фуры сразу двух марок, примерно с одинаковой частотой. Это Kögel (Буртенбах, Германия) и Krone (Верльте, Германия). Этих двоих даже в сумме в полтора-два раза меньше, чем одних только Schmitz - вот какая частота (заявление подкрепляется наблюдениями - см. ниже).
Аналогичная картина со следующими по популярности производителями: одинаково часто встречаются Schwarzmüller (Фрайнберг, Австрия) и Wielton (Велюнь, Польша). Но эти двое даже вместе взятые встречаются сильно реже, чем "Кёгель" или "Кроне" по отдельности. При этом "поляки" в последнее время встречаются почаще, чем "немцы".
Небольшое дополнение: по наблюдениям, за последний год на белорусских трассах "Вельтонов" стало сильно больше - и они ушли в отрыв от "Шварцмюллеров" и "Кессбореров", которые примерно сравнялись друг с дружкой.
Все, что дальше, на фоне вышеперечисленного встречается сильно реже. Но поскольку фур через Беларусь ездит множество, то иной раз перед глазами промелькнут и такие названия: Lamberet (Сен-Сир-сюр-Мантон, Франция), Kässbohrer (Ахштеттен, Германия), "Купава"/МАЗ (Минск/Могилев). Кстати, неопознанные фуры могут с равной долей вероятности оказаться любой маркой. Но если все современные фуры, как правило, несут на себе клеймо изготовителя, то логоип на МАЗовских прицепах, наоборот, редкость. И, думаю, среди неопознанных наибольшая доля принадлежит им.
Ну и совсем уж редчайшая экзотика, представителей которой встречал на наших дорогах буквально по одному-два раза (не только полуприцепы, но и бортовые кузова): Zasław (Андрыхув, Польша), ВАРЗ (Верхнеднепровск, Украина), Chereau (Авранш, Франция), Humbaur (Герстхофен, Германия), TBV Kühlfahrzeuge (Вилльштетт, Германия), Panav (Сенице-на-Гане, Чехия), Fruehauf (Детройт, США), Trailor (вероятно, Германия, штаб-квартиру установить не удалось), CIMC (Шэньчжэнь, Китай, но сборка может быть в Гданьске и Наро-Фоминске), PEMA (Гамбург, Германия), SOR (Валенсия, Испания), Koluman (Анкара, Турция), LAG (Бре, Бельгия).
В июле 2021 на Украине видел фуры Karaoglan (Антакья, Турция), Tirsan (подразделение Kässbohrer, Стамбул, Турция), Fliegl (Мюльдорф, Германия), BRF (Антакья, Турция), Orthaus (Акъязы, Турция).
Дополнение от 19 октября 2020
На выходных 17-18 октября 2020 произвел наблюдения в три этапа. Утром 17 числа стоял на трассе М1 у выезда из Минска и считал машины в сторону Москвы; около 17 часов 18 октября стоял под Оршей и считал машины в сторону Москвы; потом с 17 до 19 часов ехал в Минск и считал попутные машины.
Вот сводные результаты:
55 - Schmitz
20 - Krone
16 - Kögel
7 - Wielton
2 - Schwarzmüller
2 - Fruehauf
1 - Kässbohrer
1 - Panav
~10 - не опознанные.
Кроме того, по крайней мере разок увидел фуру Lamberet, но она ехала не в ту сторону, в которую я вел подсчет, поэтому она не учитывается.
Любопытно, что "Крон" все-таки чуть больше, чем "Кёгелей", хотя я был уверен, что ситуация противоположная. И странно, что на этот раз так мало было "Шварцмюллеров".
Дополнение от 05 мая 2021
На выходных 1-2 мая 2021 снова был на трассе М1 и считал прицепы. Сначала считал на выезде из Минска в сторону Москвы и в районе поворота на Бобр в сторону Москвы - в в промежутке с 10 до 12 часов дня 1 мая. Потом 2 мая из машины, идущей в сторону Минска, считал попутные грузовики на участке от Орши до Минска. Теперь уже "Кёгелей" сильно больше, чем "Крон".
Вот сводные результаты:
59 - Schmitz
27 - Kögel
9 - Krone
4 - Wielton
4 - Kässbohrer
3 - Schwarzmüller
1 - Fruehauf
1 - Lamberet
1 - Trailor
14 - не опознанные
Дополнение от 12 сентября 2021
В воскресенье 12 сентября 2021 считал фуры на трассе М1 на участке примерно от Березы (125-й км) до Минска, с 16:00 до 18:00. Необъяснимая популярность "Крон" и крайне малое число "Кёгелей".
16 - Schmitz
5 - Kögel
13 - Krone
3 - Wielton
2 - Kässbohrer
2 - Schwarzmüller
3 - не опознанные
Дополнение от 17 октября 2021
В субботу-воскресенье 16-17 октября 2021 считал фуры на трассе М1 на участках примерно от поселка Сокол под Минском до Орши и обратно. В эти дни (вероятно, из-за коронавируса), казалось, фур на трассе больше, чем легковушек. Насчитал несколько новых марок, которые до этого не встречал. За эти два дня насчиал, пожалуй, больше, чем за все предыдущие наблюдения:
173 - Schmitz
51 - Krone
41 - Kögel
25 - Wielton
10 - Schwarzmüller
7 - Kässbohrer
4 - Lamberet
2 - Panav
2 - Купава/МАЗ
2 - CIMC
2 - PEMA
1 - SOR
1 - Koluman
1 - Chereau
1 - LAG
30 - Не опознанные
Итого
Сводные данные за 4 этапа наблюдений (3 раза по 1-2 дня с разницей в полгода между наблюдениями, октябрь 2020 - май 2021 - сентябрь 2021 - октябрь 2021):
303 - Schmitz
93 - Krone
89 - Kögel
39 - Wielton
17 - Schwarzmüller
14 - Kässbohrer
5 - Lamberet
3 - Fruehauf
3 - Panav
2 - Купава/МАЗ
2 - CIMC
2 - PEMA
1 - Chereau
1 - Koluman
1 - LAG
1 - Trailor
1 - SOR
57 - Не опознанные
Грузовик с прицепом в европейской части Беларуси Европе
3. Лифты и эскалаторы
Беларусь - интересная страна: здесь два собственных производителя лифтов, так что назвать белорусских производителей лифтов номер один и номер два труда не составит. Это "МогилевЛифтМаш" (выпускаются также под брендом Movel) и "ГомельЛифт" (а точнее, его дочернее предприятие "ЛюксЛифт").
Если говорить про иностранных производителей лифтов, представленных в Беларуси, то тут все просто и однозначно: на первом месте по популярности Otis (США), на втором - Kone (Финляндия).
Третье место, как мне кажется, будет у россиян - Щербинский лифтостроительный завод (Щербинка, сейчас Москва). А дальше совсем сложно. В жилых домах и бизнес-центрах видел лифты следующих марок: Fuji (Япония), HAS (Турция), Schindler (Швейцария), Doppler (Греция), Orona (Испания), TransMak (это лизинговая компания из ОАЭ, но кто истинный производитель - выяснить не удалось), Карачаровский механический завод (Москва).
Кроме того, компании, которые в Беларуси продают и обслуживают лифты, утверждают, что поставляют лифты компаний Сibes (Швеция), SEC (Словения), SKG (Германия), Shanghai Mitsubishi (Китай), IGV Group (Италия), Sword (Китай), Steimberg (Ленинградская область, Россия), "Тульский завод грузоподъёмных механизмов" (Россия), "Уральский лифтостроительный завод" (Россия). Но этих лифтов я вживую не видел.
С эскалаторами выбор еще меньше. И здесь тоже первые два - это Otis и Kone. Ранее в минском метро ставили эскалаторы ЭТ-5М, изготовленные еще в советском Ленинграде. В 2008 году, когда на «Октябрьской» три старых ленты эскалатора меняли на четыре новых, закупили модель ЕТК-215 с Крюковского вагоностроительного завода (Кременчуг, Украина). В подземных переходах и торговых центрах Минска (в том числе подземных) ставят американские эскалаторы Otis и финские Kone. На железнодорожном вокзале недавно смонтировали новые эскалаторы греческой компании Kleemann. В офисно-торговом центре Centropol в Минске установили китайские эскалаторы SJEC, в торговом центре "Камелот" на Мазурова - китайские эскалаторы BLT. , а в гипермаркете Green (бывший ProStore) в Чижовке на Уборевича - китайские эскалаторы Canny. На станциях строящейся третьей линии минского метро уже установили эскалаторы ЗАО «Солигорский институт проблем ресурсосбережения с опытным производством» (Солигорск, Беларусь). Солигорские эскалаторы уже стоят на станции метро «Новокрестовская» в Санкт-Петербурге, они отметились тем, что сломались через день после запуска. Уже упомянутый выше "МогилевЛифтМаш" с 2017 года совместно с китайцами выпускает эскалаторы, их устанавливали в Москве и Орле, сообщалось про три объекта где-то в Беларуси, но где точно и есть ли они в Минске, я не знаю.
Эскалаторы в Копенагене
А в чем вы затрудняетесь назвать производител номер три?
Первый белорусский банкомат, 1996