В минувшее воскресенье, 29 мая, состоялась юбилейная, сотая по счету 500-мильная гонка в Индианаполисе. Про нее мы расскажем позже, а пока что посмотрим, как команды провели первую треть сезона. Ранее мы
уже рассказывали, чего стоит ожидать от нынешнего сезона - теперь посмотрим, оправдываются ли прогнозы.
01 этап
Сент-Питерсберг
13 марта
Этап в Сент-Питерсберге отметился лихими перипетиями. Поул-позицию завоевал Уилл Пауэр из Penske, но стартовать в гонке не смог: врачи обнаружили у него сначала отравление, затем - кишечный грипп, потом - сотрясение мозга. В конце концов выяснилось, что причиной недомоганий стало воспаление среднего уха. Как бы там ни было, а вместо австралийца в гонке стартовал испанский ветеран Ориоль Сервия. В результате устранения Пауэра с первой позиции стартовал Симон Пажено из Penske, но в ходе заезда он уступил первенство своему напарнику по команде Хуану-Пабло Монтойе, который и выиграл гонку.
Далее расположились Райан Хантер-Рей (Andretti), Элио Кастроневес (Penske) и Михаил Алешин (Schmidt Peterson). Два сильнейших пилота команды Chip Gannassi - Скотт Диксон и Тони Канаан - заняли, соответственно, 7-е и 9-е места. В целом гонка проходила спокойно до тех пор, пока на 46-м круге Марко Андретти при атаке на Карлоса Муньоса не спровоцировал аварию. Желтые флаги убрали на 57 круге - и тут же сам Карлос Муньос вызвал массовый завал попыткой атаки на Грэма Рэйхала. Новички из Формулы-1 Александр Росси и Макс Чилтон заняли 12 и 17 место, отстав от лидера на 1 круг.
02 этап
Финикс
2 апреля
Ко второму этапу Уилл Пауэр восстановился, но в квалификации занял лишь 9-е место. С поула же стартовал бразилец Элио Кастроневес, пару ему составил его соотечественник Тони Канаан. Гонка отметилась большим числом "коушенов" (желтых флагов): шесть раз, виновником одного из вновь стал горячий колумбиец Карлос Муньос. Интриге гонке добавило и странное совпадение: у Кастроневеса и Монтойи (они, как мы помним, являются напарниками по команде Penske) разрушились передние правые шины. Причиной назвали слишком низкий уровень прижимной силы, выставленный на обоих болидах.
Победил Скотт Диксон, далее расположились два пилота Penske - Симон Пажено и Уилл Пауэр, затем - Тони Канаан (Chip Gannassi) и Грэм Рэйхал (Rahal Letterman Lanigan). Новичок Макс Чилтон показал высокий седьмой результат. Кстати, Рэйхал стал лучшим представителем мотористов Honda, но в целом отставание японских двигателей от Chevrolet было очевидным и на первом этапе, и здесь. По мнению отдельных специалистов, "Шеви" были в среднем на 4 мили в час (~6,5 км/ч) быстрее.
Интересно, что этап в Финиксе, который вернулся в календарь после затяжного перерыва, почему-то не вызвал ажиотажа среди болельщиков. В ходе трансляции телезрители то и дело наблюдали полупустые трибуны.
03 этап
Лонг-Бич
17 апреля
Как водится, перед самой гонкой один из признанных пилотов-ветеранов катает болельщика, победившего в лотерее, на двухместном болиде. В Лонг-Бич таким "таксистом" стал Марио Андретти, и это неудивительно: за свою долгую гоночную карьеру он побеждал на этой трассе и в серии Indycar, и в Формуле-1. Поул-позицию снова завоевал Элио Кастроневес, ему в спину дышали Скотт Диксон, Симон Пажено, Тони Канаан и Хуан-Пабло Монтойя.
Трасса в калифорнийском городе Лонг-Бич является одной из самых быстрых среди тех, где заезды проводятся по городским улицам. В нынешнем году обновили и рекорд средней скорости победителя: 114,254 мили в час (почти 184 км/ч). Для сравнения: средняя скорость победителя на городской трассе Формулы-1 в Монако в прошлом году была в районе 143 км/ч.
Однако в этот раз гонка на легендарной городской трассе получилась какой-то пресной и скучной. Во-первых, за всю гонку ни разу не было желтых флагов (такое случается довольно редко: за последние годы можно вспомнить Индианаполис в 2014-м и Эдмонтон и Мид-Огайо в 2012-м). Во-вторых, почти не было обгонов непосредственно на трассе (а не за счет остановки соперников в боксах).
Пятеро гонщиков, ушедшие в бой с первых пяти позиций, поменялись местами исключительно в ходе дозаправок. Они бы так и финишировали своей пятеркой, если бы один из редких обгонов на трассе не провел боевитый японец Такума Сато из команды A.J.Foyt. В результате финишировали в следующем порядке: Пажено, Диксон, Кастроневес, Монтойя, Сато, Канаан. Сато же стал и лучшим представителем Honda.
04 этап
Алабама
24 апреля
После не очень богатой на события гонки в Лонг-Бич здесь, на трассе Барбер Мотоспорт в Алабаме, вновь разгорелась насыщенная баталиями борьба. Интересности появились еще между этапами: руководство серии пересмотрело правила контроля за выездом с пит-лейн. В Лонг-Бич некоторые гонщики (и среди них победивший Симон Пажено) при выезде пересекали несколькими колесами ограничительную линию, что стало предметом споров после заезда. Так что теперь отслеживать этот момент призван специальный датчик, который появится на всех машинах.
С поула стартовал Симон Пажено, пару ему составил напарник Уилл Пауэр. Интересно, что в первой восьмерке, кроме представителей Penske и Chip Gannassi, оказались представители других команд, которые нечасто показывают лидерские результаты: Джозеф Ньюгарден (Ed Carpenter Racing), Себастьян Бурдэ (KVSH), Грэм Рэйхал (Rahal Letterman Lanigan), Джеймс Хинчклифф (Schmidt Peterson Motorsports).
Колумбиец Карлос Муньос, похоже, решил пойти по стопам своего венесуэльца Пастора Мальдонадо: несколько лет назад в Формуле-1 тот тоже то и дело устраивал аварии на пустом месте. К слову: у обоих пилотов на счету по одной победе. Вот и в очередной раз Муньос затеял разборки и прямо на старте выбил с трассы Михаила Алешина. Следом подтянулся Себ Бурдэ: француз выбил Скотта Диксона. Что примечательно: два года назад на этой же трассе Бурдэ таким же приемом "вынес" Алешина.
Гонка подарила немало красивых обгонов. Наибольшую сенсацию сотворил Грэм Рэйхал, который стартовал шестым, но потихоньку забирался все выше и выше. Под конец гонки он шел уже вторым и отчаянно наседал на лидирующего Пажено. На 82 круге (из 90) он все-таки опередил француза, но вскоре при обгоне круговых сломал часть переднего антикрыла. В результате аэродинамика его болида ухудшилась, и Пажено вернул себе лидерство, а Рэйхал финишировал вторым. Хуан-Пабло Монтойя стартовал последним, но за гонку отыграл 16 позиций и финишировал пятым.
Своей победой Симон Пажено нарушил добрую негласную закономерность: обладатель поул-позиции почти никогда не выигрывает гонку. Например, в 2015-м обладатель поула стал победителем гонки лишь один раз, в 2014-м - трижды.
Еще одна традиция, которую нарушил Пажено, - число побед, завоеванных подряд. В 2015-м и в 2014-м таковых не было вовсе! А в 2013-м Скотт Диксон одержал три победы подряд, а Уилл Пауэр - две.
05 этап
Индианаполис
14 мая
На трассе в Индианаполисе проводят сразу два этапа: Гран-При Индианаполиса (на дорожной конфигурации трассы) и собственно "Инди-500" (на овальной конфигурации). В середине мая прошла первая из этих гонок. Квалификацию снова выиграл Симон Пажено, а на втором месте оказался Чарли Кимболл из Chip Gannassi, который в этом году так высоко еще не квалифицировался. Третье и четвертое места оккупировали Грэм Рэйхал и Джеймс Хинчклифф на моторах Honda; пятая строчка досталась Джозефу Ньюгардену. Однако после квалификации на машинах Рэйхала и Ньюгардена обнаружили недовес, и пилоты отправились стартовать с последнего ряда.
Пажено лидировал на протяжении 37 кругов, но затем, после появления желтых флагов, подрастерял преимущество и откатился на третью строчку. Однако благодаря тактике дозаправок он "пересидел" своих оппонентов и все же вернул себе первое место. Гонку определенно украсил прорыв Грэма Рэйхала с последнего стартового места на финишное четвертое.
В гонке принял участие Мэтью Брэбем - третий представитель гоночной династии (внук сэра Джека Брэбема и сын Джефа Брэбема - оба они состязались в том числе и на этапах "Инди-500"). Высокий результат новичок показать не смог: лишь 23-е место.
Третья подряд победа Пажено начинает смахивать на любой из нескольких последних сезонов Формулы-1, когда один из пилотов побеждает в доминирующем стиле. Особенно примечателен успех Пажено тем, что в прошлом году, также выступая за Penske, француз ни разу не финишировал даже в первой тройке, на лидерство не претендовал и по итогам чемпионата занял лишь 11-е место. В нынешнем же сезоне уже со второй гонки чемпионата он находится на верхней строчке протокола. Ни разу за пять гонок не опустившись ниже второго места, он сейчас лидирует в чемпионате с отрывом от ближайшего преследователя - Скотта Диксона из Chip Gannassi - в 76 очков (у него 242 балла против 166 у новозеландца).
Изменения в календаре
В ходе сезона изменения затронули календарь. Городская гонка по улицам Бостона, которая впервые должна была принимать серию в сентябре, отменяется. Из-за того, что некоторые улицы, по которым собирались проложить трассу, оказались в возможной зоне затопления, организаторам гонки пришлось получать разрешение на проведение дополнительных работ, - а это сделало будущую гонку экономически невыгодной. Так что календарь временно сократился всего до 15 этапов.
Руководство гоночной серии принялось прорабатывать срочный план по внедрению в календарь еще одного этапа. Среди кандидатов назывались трассы Гейтуэй в городе Мэдисон (штат Иллинойс), Фонтана (Калифорния), Лоудон (Нью-Гэмпшир), Уоткинс-Глен (Нью-Йорк). В результате именно последняя из перечисленных и примет предпоследний этап сезона (15-й из 16-и). С 1961 по 1980 здесь проходил Гран-При США в классе Формула-1, сама серия Indycar тоже здесь отмечалась (в 1979-1981 и 2005-2010 годах).
С начала года шли разговоры и о внезачетном этапе, - такое явление было популярно около десяти лет назад, во время раскола серии на ChampCar и IRL. Тогда вне зачета проходила гонка в австралийском Серферс-Парадайз. В феврале 2016-го промоутер серии Марк Майлз говорил, что после завершения сезона внезачетный этап могут провести либо в Мексике, либо где-то на Ближнем Востоке. А сейчас, в мае, тот же Марк Майлз поведал, что ведет переговоры о проведении городской гонки по улицам Пекина в октябре. Кстати, в календаре на 2012 год была заявлена гонка в китайском же Циндао, но буквально за месяц до этапа ее отменили.
Впрочем, далеко не все руководители команд одобряют такое расширение календаря и географии. Например, Роджер Пенске, командир одной из самых успешных команд в истории автоспорта, считает, что выездные гонки не пойдут на пользу чемпионату. Мол, большинство спонсоров команд и пилотов - американские, на внешних рынках не представленные, так что вряд ли они получат коммерческую отдачу с выезда куда-нибудь в Абу-Даби.
А вскоре мы расскажем, как прошла гонка "Инди-500" на "старой кирпичнице" в Индианаполисе! Там было очень захватывающее побоище!