Началось сотрудничество с порталом для журналистов Mediakritika.by. Буду им наполнять рубрику "Инструментарий" - писать обзоры сайтов и программ, помогающих журналистам, а также писать статьи на тему того, как развивались различные журналистские инструменты и программы. Первая статья - о том, какие кассетные и цифровые диктофоны были и остаются в ходу среди белорусских журналистов. В статье я рассмотрел (и показал вам в фотографиях) 8 диктофонов, еще несколько упомянул вскользь. Причем рассказал и о личном опыте использования "бормотографов", а заодно и о "моддинге". Например, свой самый первый диктофон я обогатил тремя полезными функциями (пришлось повозиться и с паяльником, и с лобзиком) и выносным микрофоном на собственноручно спаянном усилителе!
Диктофон для журналиста - вещь очень важная и почти незаменимая. Можно, конечно, записывать собеседника и на телефон, но иногда только отдельная "машинка" позволяет выполнить поставленную задачу. Отыскав в ящиках и шкафах старые устройства, расскажу, какими диктофонами пользовался я сам и мои коллеги-журналисты.
Первый диктофон, которым я пользовался, появился у меня в 11 классе школы, примерно в 2000 году. Это был кассетный аппарат, купленный подержанным где-то на барахолке. Фирма Sunny выпускала простейшие аудиоплейеры и при этом беззастенчиво пыталась копировать продукцию других фирм. В отличие от большинства других моделей, в этой была полноценная перемотка в обе стороны и автостоп (только в режиме записи/воспроизведения), а из собственно диктофонных особенностей - запись на встроенный микрофон, динамик на тыльной стороне, рычажок паузы и микрофонный выход. А вот тумблер голосовой активации отродясь не работал.
За несколько лет эксплуатации я подверг его некоторым доработкам. Во-первых, заменил бронзового цвета пластиковую вставку в кассетной дверце на прозрачную: так было намного проще контролировать расход ленты (счетчика в модели не было). Во-вторых, подобрал и припаял резистор, "повесив" на нерабочий тумблер VAS функцию замедления скорости воспроизведения ровно в два раза. Включив запись на пониженной скорости, можно было на стандартную 90-минутную кассету уместить 3 часа записи. В-третьих, пропилил в корпусе отверстие и припаял еще один переключатель, который запускал моторчик напрямую, без необходимости выдерживать скорость движения ленты в 4,76 см/с. Теперь она зависела лишь от мощности батареек, и эта доработка позволила значительно ускорить перемотку пленки. Наконец, по схеме из журнала "Радио" я изготовил внешний микрофон с миниатюрным усилителем на одной батарейке. Посредством двух штифтов этот модуль прикреплялся к корпусу диктофона через просверленные отверстия, - установка усилителя занимала две секунды, а микрофон на длинном проводе можно было крепить к одежде с помощью небольшой заколки для волос.
Диктофон нормально записывал голос и при должном уходе (чистка и размагничивание головок, протирка пассиков и прижимного валика) работал не хуже именитых аппаратов.
На первом курсе журфака я купил себе новый диктофон. Фирменные диктофоны тогда продавались преимущественно трех марок: Panasonic, Sony и Philips, причем "Соньки" и "Филипсы" были дороже, а на "Панас" можно было скопить за пару месяцев даже из скудной студенческой стипендии начала "нулевых". Наиболее ходовые модели у Panasonic были RQ-L10 и RQ-L30, второй отличался от первого наличием механического счетчика, микрофонным гнездом и функцией голосовой активации записи с двумя уровнями чувствительности. Обе модели также имели автостоп, рычажок паузы и индикатор заряда батарей на трех светодиодах.
Себе я выбрал модель постарше, ведь с помощью внешнего микрофона было удобно записывать телефонные переговоры (достаточно было вложить микрофон-"петличку" в ухо, как обычный наушник, и прижать его телефонной трубкой). По сравнению с диктофоном Sunny новый аппарат был меньше размерами, что позволяло удобно захватить его одной рукой, не боясь выронить в толчее, и при этом управлять основными функциями одной рукой. Эти модели были очень популярны среди журналистов, и я видел их на пресс-конференциях в Минске еще в 2013 году; а кое-где в райцентрах, возможно, журналисты пользуются ими до сих пор.
Немного выше в продуктовой линейке стояла еще одна довольно популярная модель диктофона - Panasonic RQ-L36. У нее было три основных отличия: дополнительная, замедленная втрое скорость (на стандартную кассету помещалось 4,5 часа записи), колесико плавной регулировки скорости (от замедленной на 30% до ускоренной на 20%) и изменение направленности микрофона путем сдвига пластикового кожуха. Почему-то эта последняя функция (которая на самом деле мало на что влияла) удостоилась отдельной, довольно большой надписи на корпусе "Slide Microphone".
Одной из самых продвинутых моделей диктофонов, доступных в продаже в Минске, была Sony TCM-465V, - дорогой и очень функциональный аппарат. Мне же на барахолке удалось купить еще более "навороченный" (и намного более редкий) диктофон Casio TP-6. Набору его функций мог бы позавидовать иной стационарный магнитофон. Откидной микрофон с тремя степенями чувствительности, три скорости протяжки ленты (как при записи, так и при воспроизведении), регулировка тона, голосовая активация с плавно изменяемым уровнем чувствительности, гнездо для пульта дистанционного управления, отверстие в крышке для подстройки головки и, наконец, возможность проставлять на ленту метки для быстрого поиска нужного места. Если во время записи нажать кнопку Cue Marker, то потом при ускоренном воспроизведении (жмем клавишу Play и прижимаем одну из кнопок перемотки) в этом месте раздастся характерный звук.
В 2004 году компания Panasonic выпустила диктофон RQ-L470, - пожалуй, его можно назвать квинтэссенцией кассетных рекордеров. У него было полностью электронное управление, ЖКИ-экран, стереозапись, запись в цифровой буфер, автореверс, возможность повтора воспроизведения заданного участка и некоторые другие "навороты" попроще. Новинка стоила примерно 100 долларов, но популярность кассетных диктофонов к тому моменту начала спадать, и производители вовсю выпускали цифровую технику.
Параллельно с диктофонами на обычных кассетах развивалось производство диктофонов на кассетах миниаютюрных. Производители разработали несколько их стандартов - NT-кассета, миникассета, пикокассета, но на мировом рынке прижились только микрокассеты (разработка Olympus).
Микрокассетные диктофоны имели, пожалуй, только одно преимущество перед аппаратами на стандартных кассетах: они были существенно меньше по размерам. Так, типичный микрокассетный диктофон вроде Panasonic RN-302 при сравнимой длине был примерно вполовину тоньше и на треть более узкий. Имеется функция активации голосом и несколько режимов скорости записи/воспроизведения, а у старшей модели RN-502 также были счетчик, индикатор заряда батарей и гнездо для внешнего микрофона.
Со временем микрокассетные диктофоны стали совсем миниатюрными. Так, компания Sony выпустила модель М-909, который имел размеры 68х65х19 мм, то есть немногим больше коробки спичек, и при этом имел богатый набор функций вплоть до автореверса. Но все же микрокассетные диктофоны не стали настолько же популярными, как их более габаритные "братья". Одна из причин - почти полное отсутствие совместимости с чем-либо: микрокассету можно было прослушать только в диктофоне (или в телефонах с автоответчиками). Переписать ленту для архива - проблема.
А между тем, качественный диктофон на обычных кассетах можно было использовать и в качестве плейера: у топовых моделей диапазон воспроизводимых частот приближался к пределам человеческой слышимости. Наконец, микрокассетники стоили существенно дороже обычных. Тот самый Sony M-909, самый маленький кассетный диктофон в мире, в 1992 году стоил 225 долларов. По сравнению с обычным брендовым диктофоном на большой кассете, который стоил около 30 долларов, или китайскими "бормотографами" Sunny либо Congli за десятку, - просто астрономическая сумма. Да и сами кассеты стоили больше при меньшем времени записи.
Где-то с конца двухтысячных цифровые диктофоны в Минске приобретают большую популярность среди журналистов. Ранние модели Olympus, Samsung, Panasonic были по-настоящему миниатюрными, но обладали большим числом функций. У "Панасоников" даже была металлическая скобка, как у шариковых ручек, чтобы крепить их к карману рубашки. Одна из типичных моделей эпохи, которой я некоторое время пользовался, - Panasonic RR-US360 - вышла на рынок примерно в 2001 году, но в руках у коллег я ее видел и десять лет спустя. Диктофон обладал и типичными для аппаратов той поры недостатками: запись в свой собственный формат и невозможность копирования записей на компьютер напрямую. Сначала нужно было установить драйвера и программу-синхронизатор, а потом подолгу экспортировать каждый трек в удобоваримый для прослушивания с компьютера формат. Кстати, от необходимости возиться со сторонними программами не избавлены и многие другие цифровые диктофоны, в том числе довольно новые (например, Sony ICD-PX820, вышедший в 2011 году).
По личным наблюдениям, если журналисты в Минске пользуются отдельными диктофонами (а не пишут звук на телефон), то чаще всего это Olympus семейств DS и VN, Panasonic RR-US, Sony ICD-PX, Ritmix RR. Радиожурналисты, которым важно высокое качество записи для последующей ее выдачи в эфир, используют профессиональные диктофоны Zoom и Marantz. Долгое время я пользовался цифровым диктофоном Olympus DM20. Модель вышла в 2003 году и уже тогда определялась компьютером как внешний накопитель, позволяя пользователю копировать записи напрямую без "танцев с бубном". Интересно, что запись ведется не во встроенную память, а на флеш-карту формата xD-Picture Card.
В 2007 году выходят модели Olympus DS-20/DS-30/DS-40 (отличались объемом памяти), - функционально это почти такая же модель, что и DM20. До сих пор Olympus DS-40 остается одним из самых функциональных цифровых диктофонов: у него большие возможности по настройкам, поиску и воспроизведению записей. Несмотря на то, что модели пошел уже восьмой год, ее все еще часто можно видеть в руках у коллег-журналистов: крепкий металлический корпус и достаточный функционал позволяют удовлетворить большинство запросов и пережить многие в буквальном смысле удары судьбы.
Все чаще приходится видеть, как коллеги записывают голос собеседника на мобильный телефон. Во многих случаях это наверняка удобно: телефон всегда под рукой, а диктофон нужно не забыть взять при выходе на задание.
С другой стороны, к смартфонам сложно подключить внешний микрофон, а для диктофона это обычная функция, и, скажем, записать сразу двоих собеседников, причем чтобы один из них звучал в левом стереоканале, а второй - в правом, - простейшее дело. Поэтому отдельный диктофон как полноценный журналистский инструмент будет жить еще очень долго.
http://mediakritika.by/article/2742/diktofon-dlya-zhurnalista-kusochek-istorii