Сейчас минчане получают рекламные листовки в почтовый ящик и выбрасывают их, не глядя. А когда-то издания с рекламой лежали в квартирах на видном месте. Я изучил столичную печатную рекламу, которой перевалило за 55 лет.
Специализированные рекламные издания, столь популярные сегодня (как правило, эти журналы чаще всего посвящены косметике), в советской семье полвека назад точно не водились. Зато во многих семьях имелся квартирный телефон, а значит, и место для телефонного справочника тоже имелось. И если справочник Минской городской телефонной сети за 1951 год представлял собой книжицу размером и толщиной с блокнот, то аналогичный справочник за 1958 год - это уже солидная книга размером почти с лист А4 и толщиной в 448 страниц. Причем почти треть его занимает коммерческая и социальная реклама.
На более чем ста рекламных страницах чаще всего встречаются текстовые рекламные модули, иногда заключенные в рамочки или мелкие узоры, чтобы выделить важные слова на странице. Социальная реклама и коммерческая не отделены одна от другой: призыв покупать салаку в масле может соседствовать с призывом своевременно платить за телевизор. Социальная реклама направлена как на обычных граждан, так и на управдомов и комендантов жилых зданий.
«Одна не утепленная вовремя водопроводная труба может лишить водоснабжения население целого квартала и даже улицы. Струйка воды толщиной в спичку дает утечку до 40 ведер воды в сутки, неисправность бачка - до 1 000 ведер в сутки».
«Если вы хотите знать, как вырастить здорового ребенка, как предупредить заболевания, как сохранить свое здоровье, - посещайте кинолекторий Дома санитарного просвещения, где каждый четверг читаются публичные лекции на медицинские темы и демонстрируются научно-популярные кинофильмы».
«Граждане! Ведите постоянную, систематическую борьбу с грызунами (крысами и мышами) и бытовыми паразитами (клопами, тараканами, мухами и др.), которые являются переносчиками инфекционных заболеваний».
Несколько страниц отведено правилам дорожного движения, поведению детей на дорогах и правилам пользования городским электротранспортом. Правда, ретушер так хотел показать на одном снимке многообразие минского городского электротранспорта, что «нарушил» ПДД (один из участников явно движется на запрещающий сигнал), а трамвай КТВ-55 как будто и вовсе едет по рельсам встречного направления!
Вот образчик социальной рекламы, рассчитанной «на конечного потребителя»: «Граждане! Не реже одного раза в два месяца очищайте дымоходы от сажи. За услугами по очистке дымоходов от сажи обращайтесь в Добровольное пожарное общество г. Минска. Заявки принимаются в письменной форме с указанием количества топок и адреса дома».
А вот уже для управдомов: «Вовремя утепляйте водомерные колодцы, водоразборные колонки и водопроводные трубы, проходящие в подвалах, на лестничных клетках и в других неотапливаемых помещениях. Бережно относитесь к водопроводным приборам».
На нескольких страницах граждан призывают не выбрасывать всякий мусор, а сдавать его в утиль, причем не только металл и бумагу, но также и «изношенную одежду и другое тряпье» и даже кости (в городе работал и трест «Жиркость»): «Не выбрасывайте вторичное сырье, как ненужные предметы, а полностью собирайте и сдавайте по заготовительным ценам ближайшим заготовительным ларькам и разъездным сборщикам потребительской кооперации».
Вот где поучиться сегодняшним пропагандистам раздельного сбора мусора! Любопытно, что можно было сдавать не только утиль в заготконтору или лекарственные растения в аптеки. Так, Трест зеленого строительства Управления коммунального хозяйства и благоустройства Мингорисполкома поместил такое объявление: «В целях развития цветоводства среди населения города Минска трест производит скупку у населения цветущих и декоративных растений».
Различных артелей по раскройке тканей и пошиву модной одежды в Минске было, похоже, пруд пруди; немало среди них было артелей инвалидов. Хочешь тебе - покрывала жаккардовые, хочешь - комбинации вискозные, хочешь - изготовление плиссе и гофрировки и так далее. Почти каждое ателье, цех или артель предлагают «ремонт чулок капрон».
А модельная одежда из шелка и штапеля!..
Сразу три мебельные фабрики разместили свою рекламу: «Родина» (ул. Опанского, 85), мебельная артель имени Димитрова (ул. Старовиленская, 103) и Минская мебельная фабрика №2 (ул. М. Горького, 81). Вы все еще покупаете «икеевскую» мебель?
На вашей фабрике завалялся вагон велосипедов или пара ящиков рыболовных крючков? Оптовая база Главкультторга выкупит это добро и потом перепродаст в магазины.
Главное слово в рекламе - «Требуйте!»: требовать нужно буквально все - от баночки консервов до шкафов (так и написано: «Требуйте мебель артели имени Димитрова во всех мебельных магазинах»).
Универмаги предлагают всевозможные товары. Кстати, слово «всевозможные» встречается так же часто, как «требуйте».
А если нет нужды (или средств) приобретать товары в вечное пользование, всегда можно взять «предметы хозяйственного и культурного обихода» напрокат.
Но уж, конечно, игрушки нужно только покупать, а не брать напрокат. Может, кто-нибудь из читателей пояснит, что такое «Тележки с кирпичом» и «Будь осторожен», которые «вырабатывает» артель «Культпром»?
И не забывайте вовремя страховать ваше добро! Причем застраховать можно не только радиолу, велосипед или ковер успешного человека, но даже книги и ноты!
Немало места занимает реклама продовольственных товаров. Снова «Требуйте во всех магазинах», ведь обеды из консервов экономят труд и время трудящихся, а плавленые и пластические сыры содержат до 40% жира. Печень трески и вовсе на складах имеется в неограниченном количестве. Спустя пару десятилетий она станет дефицитом.
Многие объявления, как вы заметили, перегружены сложными конструкциями или просто написаны «кондовым» языком. Даже реклама минералки - это не просто «Пейте “Минскую”!», а непременно подробный состав, рекомендация хранить в лежачем положении и применять «преимущественно при пониженной кислотности или отсутствии свободной соляной кислоты в желудочном соке». Интересно, что пивоваренный завод относился к организации под названием «БелБродТабакТрест».
А хладокомбинат тогда назывался словом «холодильник».
Насытившись, самое время культурно провести время. Так, с детьми можно сходить на Детскую железную дорогу - она действовала уже четвертый год.
А можно было сходить и в кинотеатр «Детский» (ул. Энгельса, 12), ведь там в фойе «работают читальня, массовик, уголок аттракционов, буфет». К слову, многие кинотеатры старались завлечь зрителей не только фильмом, но и чем-то другим. Так, «перед началом вечерних киносеансов периодически выступают коллективы самодеятельности, артисты Белгосэстрады и Белгосфилармонии»; можно почитать газеты и журналы. А кое-где даже есть магнитофон!
И, конечно же, рекламная часть не могла обойтись без призывов покупать облигации трехпроцентного государственного займа. Эта реклама была выделена цветом и помещена на форзаце справочника - не всякий рекламодатель может себе такое позволить. Можно было выиграть аж сто тысяч рублей - этого бы хватило, например, на сто тысяч детских билетов на ДЖД, на 6 944 годовые подписки на издание ЦК КПБ «Блокнот агитатора», на абонементную плату за квартирный телефон коллективного пользования в столице на двести лет вперед или на поездку на такси «Победа», «Волга» или «ЗиМ-12» протяженностью целых 66 666 километров.
http://citydog.by/post/ads/