Пепел и снег: на экраны вышел фильм "Сталинград"

Oct 14, 2013 16:13

В широкий прокат вышел фильм Федора Бондарчука "Сталинград". Вроде бы сюжет должен быть эпичным - как-никак, битва за Сталинград длилась несколько месяцев, - а на деле режиссер рассказывает нам о горстке солдат и трех днях их жизни. Трейлер фильма, который недели за три до прокатной премьеры начали показывать по телеканалам, предвещал как будто бы неплохое кино. Но от человека, который снял "Обитаемый остров", подспудно не ждешь чего-то стоящего. Хотя вот "Девятую роту" снял тот же Бондарчук, - возможно, у него хорошие и "проходные" картины чередуются через одну. Словом, и в комментариях к трейлеру в интернете, и в зрительном зале перед показом народ был настроен скептически. Мол, снимет очередную муть с хаотичным монтажом и обильно пузырящимся соусом спецэффектов. Я сходил на премьеру и посмотрел, можно ли "камерный" сюжет сделать эпосом.



Фильм начинается сюжетом совсем не про войну. Бедствие в Японии, цунами, завалы, российские спасатели извлекают из-под обломков немецких туристов. Пожилой спасатель говорит, что, мол, у него было пять отцов, и все погибли, - он же не плачет. Тут уже сложно не понять, что его отцами были некие советские солдаты. И как только ты успел это про себя подумать, тут же начинается и война на экране.

Осень 1942 года. Небольшой отрядик отправляется занять дом, в котором господствуют немцы, чтобы обезвредить систему подрыва топливных складов. Но не успевают. Правда, дом все же заняли. В живых из отряда осталось пятеро. В это время зритель видит и самый сильный момент ленты: советские солдаты, охваченные огнем, бегут под обстрелом на окопы противника и кричат при этом. Выжившие немецкие вояки в мемуарах рассказывали, что вид бегущего и орущего "руса" - одно из самых сильных впечатлений на войне.

А вот уже на сцене появляется и девушка - хозяйка дома, единственная уцелевшая жительница лет девятнадцати. И теперь, как выражается капитан отряда Громов, все бойцы его небольшого отрядика, где собрались и пехотинцы, и невесть откуда взявшиеся краснофлотцы, и артиллерист, - воюют не за Родину, Сталина и отечество, а за нее, за Катю.

Сам Громов при этом - типичный "злой", как в фильмах про доброго и злого полицейского, и к Кате он тоже относится высокомерно и недобро. А остальные герои в общем-то добрые. Один весельчак-балагур, другой - замкнутый в себе оперный певец, третий - совсем еще "зеленый" солдатик по прозвищу Тютя. После очередной схватки с немцами их в живых осталось шестеро. И эти шестеро теперь должны удерживать дом до последнего, потому что это очень стратегически важный дом: за ним - выход к Волге.

По другую сторону баррикад - немецкий офицер Петер Кан, которого "выкурили" из этого дома и который должен отбить его у русских обратно. А еще у него любовь к русской девушке Маше. И та, хоть ни слова не понимает по-немецки, вроде бы не прочь остаться с капитаном. В какой-то миг кажется, что судьбы Кати и Маши переплетутся, но солдат Чванов, балагур "в общем и целом", не зря подолгу глядел в прицел своей снайперки.

В сюжет положена история о легендарном доме Павлова в Сталинграде, защитники которого обороняли его два месяца. Правда, и было защитников не шестеро, а значительно больше, да в подвале еще жили мирные жители. Здесь же все действо укладывается в несколько дней. За это время закадровый голос (это, кстати, сам Бондарчук озвучивает главного героя) успевает нам рассказать историю каждого из защитников дома, включая Катю. И поэтому уже не осуждаешь снайпера, который оправдывает убийство пришедшего за водой немца, хотя, как утверждает Громов, даже звери на водопое не грызут друг друга. И понимаешь, почему известный тенор почти никогда не разговаривает.

Несмотря на то, что фильм-то трагический, зритель то и дело смеется: то от шуточки Чванова, то от "зиги" придурочного подростка, который раз за разом приветствует немцев криком "хальт" (вероятно, путает с "хайль"), то от смешных поступков членов отряда Громова.

Каждая мелочь в кадре прорисована детально. Пусть это руины и развалины, но на дверном косяке видишь отметки роста детей, на стенах - портреты Пушкина и Горького, газетки там и так далее. И форма у красноармейцев не новенькая, с иголочки, как повадились показывать в современных фильмах "про войнушку", а уже изрядно полинялая. Словом, к деталям тут самое уважительное отношение. Иногда, впрочем, кажется, что кое-где перестарались. Скупой октябрьский снег, лежащий на земле и на шинелях, уж слишком разбит на крупинки: кажись, каждую снежинку с десятка метров можно разглядеть. И - пыль. Все засыпано пылью и пеплом, все вокруг серое и безжизненное. Только белоснежные улыбки бойцов со всем этим не вяжутся.

Несмотря на то, что компьютерной графики в фильме немало (утверждается, что в ленте 230 планов с ее использованием), чаще всего она незаметна. На горящих бойцах - заметна (хотя и "живьем" горела дюжина каскадеров). На падающем самолете - заметна. Ну, не могли же создатели и в самом деле грохнуть Heinkel He 111 во дворике со всего размаху. Но макет уже сбитого самолета на самом деле построили, - его, как и танк Т-34, создали витебские мастера. Словом, это вам не "Аватар" и даже не "Перл-Харбор", где нарисовано все, что только можно. В том же эпизоде с горящими бойцами за три съемочных дня провели 96 "горений". Да и вообще декораций было понастроено столько, что еще на несколько военных фильмов хватило бы. Ощущения "пластилиновости" попросту нет - все кажется очень настоящим, как будто на всамделишних руинах снимали.

Что интересно, так это несоответствие числа солдат. Спасатель, от имени которого ведется рассказ, неоднократно утверждает, будто бы мама рассказывала, что у него было пять отцов. А мы же наблюдаем шестерых бойцов. Додумай, зритель, как хочешь.

Еще любопытен вот какой факт. Сам Федор Бондарчук снимался в 1990 году в фильме Юрия Озерова "Сталинград", а Томас Кречман, играющий капитана Кана в новом фильме, играл в немецком фильме "Сталинград" 1993 года.

Фильм очень интересный и выверенный, советуем читателям сходить в кинотеатр. По сравнению с современным же сериальчиком про войну "Истребители" - небо и земля. И путь в "Истребителях" речь идет как раз о небе, зато достоверности там - ниже земной поверхности. А тут, хоть обычный дом на земле, но очень уж возвышенно. Это и про общий трагизм сюжета, и про отношение героев к Кате.

http://news.open.by/culture/113878

image Click to view

журналистика, open.by, кино, стацця

Previous post Next post
Up