Продолжаем традиционный ежегодный предобзор сезона автогонок в классе Формула-1. Прошлогодний текст можно почитать
тут, а особенности сезона-2011 нынче
читаем тут.
Новый сезон в Формуле-1: чего ждать от Большого Цирка
Меньше двух недель остается до начала очередного сезона в автогонках серии Формула-1. Поскольку на днях завершились межсезонные тесты, самое время присмотреться, что нам готовит сезон-2011. Последние несколько сезонов мы наблюдали выявление победителя чемпионата в самой последней гонке - именно так и должно быть в любом спорте, иначе при гегемонии какой-либо одной команды вскоре после середины сезона дальнейшие состязания превращаются в рутину "для галочки".
Стало быть, зрелищность возросла, и мы надеемся, что такой расклад сохранится. Но Международная Федерация Автоспорта (FIA) подготовила несколько изменений технического регламента, чтобы еще более повысить интерес к гонкам.
Главные нововведения - это восстановление правила "107%" и новые покрышки. Правило "107%" означает, что если в квалификации или свободных заездах перед ней пилот не уложился в 107% от времени лидера, то на старт гонки он не допускается. Таким образом, самым слабым командам пелетона придется приложить все мастерство, чтобы пробиться на стартовую решетку.
Новые покрышки обернулись для всех пилотов новой головной болью. Оказалось, что шины Pirelli, которые будут использоваться в этом сезоне, даже если взять самый жесткий из всех типов, изнашиваются намного сильнее, чем покрышки Bridgestone, используемые в минувшем сезоне. Гонщики не уставали жаловаться на то, как "обувка" разрушается буквально после десяти кругов, и сошлись во мнении, что в предстоящем сезоне, возможно, их придется менять по три и даже по четыре раза за гонку. В прошлом году можно было обойтись 1-2 заменами колес. На что итальянские шинники заявили, мол, это FIA призвала нас сделать гонки интереснее, и мы специально изготовили такие мягкие шины. В этом они, пожалуй, преуспеют: даже самый слабый гонщик на самой слабой машине, но со свежими покрышками сможет отыграть целую вечность на круге у самого быстрого пилота на стертых шинах.
Кстати, угадать, кто из пилотов в этом году будет самым быстрым, а кто - самым медленным, непросто. В межсезонье хоть больших кадровых перестановок и не последовало, но по результатам тестов можно сказать, что все смешалось: кони, люди...
Сразу отметим, что нынешнее межсезонье стало одним из самых спокойных за всю историю чемпионата: свои места в командах сохранило большинство гонщиков. Однако чаяния общественности об увеличении числа участников не оправдались, и команд останется тринадцать. Проект US F1 так и не вышел из зародышевого состояния, Lola от борьбы за место отказалась, да и сама FIA решила не устраивать тендер на четырнадцатое командное место, так что потуги Зорана Стефановича (Stefan GP), Дэйва Ричардса (Prodrive) и иных капитанов результатов не принесли. Подождем следующего года, а пока что отметим, что наибольшее число гонщиков - 34 - принимало участие в Гран-При Германии 1953 года. А чем больше пилотов - тем, естественно, интереснее борьба.
В командах, которые в последние четыре года дали чемпионов, ничего не изменилось: за Ferrari выступают Фернандо Алонсо и Фелипе Масса, за McLaren - Льюис Гамильтон и Дженсон Баттон, за Mercedes - Нико Росберг и Михаэль Шумахер, за Red Bull - Себастьян Феттель (на этой неделе продлил контракт до 2014 года) и Марк Уэббер. Не изменился состав и в двух арьергардных командах: Toro Rosso и Team Lotus.
В нынешнем году мы можем наблюдать забавную ситуацию: в пелетоне сразу две команды несут легендарное имя Lotus (подробности этого курьеза мы уже сообщали). В конце марта на судебном заседании выяснится, стоит ли одной из них сменить имя. Команду Lotus Renault должны были представлять Роберт Кубица и Виталий Петров, но, как мы писали, поляк попал в серьезную аварию на ралли в Италии и сейчас, после нескольких успешных операций, проходит курс реабилитации. По всей вероятности, он пропустит если не весь сезон, то уж половину - точно. Тем временем первым номером команды автоматически становится россиянин, а пару ему составит опытный "мистер второй номер" - Ник Хайдфельд (за 11 лет из 172 стартов - 12 подиумов и ни одной победы).
В остальных командах тоже произошли перемены: в Williams в напарники к самому опытному гонщику Рубенсу Баррикелло (18 лет и 303 старта в Формуле-1) пришел новичок Пастор Мальдонадо, выступление которого спонсирует венесуэльская национальная нефтяная компания; за Force India поедет еще один новичок чемпионата - шотландец Пол ди Реста; в Sauber пришел мексиканский дебютант Серхио Перес, а на новенького в команде Marussia Virgin (которая, как мы рассказывали, будет выступать под российским флагом) - бельгиец Жером Д'Амброзио. Что касается команды Hispania Racing Team, то тут вообще до последнего момента мало кто верил, что "конюшня" выйдет на старт чемпионата. Богатые спонсоры все не шли (за исключением индийского концерна ТАТА, который усадил за руль "самого быстрого в мире индийца" Нараина Картикеяна), а презентация болида и вовсе состоялась в предпоследний день тестов. Но при этом ни одного круга на новой машине ни Нараин, ни его напарник Витантонио Лиуцци не проехали: амортизаторы для болида застряли на таможне.
Судя по всему, неспокойная ситуация на ближнем Востоке сыграла команде HRT на руку. Гоночный сезон должен был начаться 13 марта в Бахрейне, но из-за беспорядков, как мы уже сообщали, было решено от этапа в этой стране отказаться, поэтому старт чемпионата состоится 27 марта в Мельбурне. Эта двухнедельная отсрочка позволила испанской "конюшне" хотя бы представить автомобиль заранее, а не за день до старта сезона, как это было в прошлом году. И пусть время для тестов уже упущено, команда по крайне мере сможет поработать с машиной в гараже и на стендах.
В дни февральских тестов сложно было выявить фаворитов. Многие машины страдали от неполадок, пилоты из Mercedes и McLaren говорили, что они существенно отстают от Ferrari и Red Bull, а Льюис Гамильтон даже назвал болид Toro Rosso "абсурдно быстрым"; самому же британскому пилоту не помогла даже радикальная аэродинамика его машины. Мартовские тесты еще более запутали ситуацию: 10 марта "наделал шороху" новичок Серхио Перес, показав лучшее время тестового дня. На следующий день первенствовал Михаэль Шумахер, который откатал прошлый сезон неважно, набрав вдвое меньше очков, чем его напарник. Но по результатам шестнадцати дней тестов складывается такая картина: команда Red Bull заняла верхнюю строку протокола 5 раз, Mercedes, несмотря на жалобы на отставание, - 4 раза, Ferrari - 3 раза, Lotus Renault - 2 раза, и по одному разу Williams и Sauber.
Кого можно назвать претендентом на победу? Если учитывать только результаты тестов, то команды Red Bull и Mercedes - кстати, чемпионы двух последних лет (поскольку Mercedes ни что иное как переименованная "конюшня" Brawn GP, триумфатор 2009 года). Но представители абсолютно всех команд, несмотря на множественные неудачи, заверили, что их новые болиды весьма существенно были доработаны и что у них высокий потенциал, который, очевидно, раскроется только на первом этапе. Хитрые двойные диффузоры отныне запрещены (именно это новшество и позволило Дженсону Баттону из Brawn GP стать чемпионом-2009), однако команды экспериментируют с размещением и конфигурацией выхлопных патрубков. Кроме того, не стоит забывать, что с этого года "конюшни" станут активно использовать подвижные элементы заднего крыла и системы рекуперативного торможения KERS, которые уже принесли пилотам на тестах немало хлопот. Кстати, семикратный чемпион мира заявил, что завоюет в этом сезоне и восьмой титул. Оптимизма немцу не занимать.
Старт в Бахрейне, как говорилось выше, пришлось отменить, а заодно и тесты провести не здесь, а в Барселоне. Но руководство Формулы-1 не отказывается от планов провести бахрейнскую гонку. Если позволят обстоятельства, то ее проведут между этапами в Абу-Даби (13 ноября) и Сан-Паулу (27 ноября). Впервые за много лет сезон заканчивается так поздно (еще позже - в декабре - гонки завершались трижды пятьдесят лет назад). Это обусловлено тем, что если все сложится и с Бахрейном, и с Индией (где в авральной спешке готовят автодром), то в нынешнем году нас ждет аж 20 увлекательных этапов - наибольший показатель за всю историю Ф-1.
Это, конечно, хорошо, особенно по сравнению с самым первым чемпионатом Формулы-1 в 1950 году, когда было проведено всего 7 зачетных этапов. Однако, как мы сообщали, страны одна за другой отказываются от проведения у себя Гран-при. При этом Берни Экклстоун продвигает гонки во все новые страны: через несколько лет добавятся этапы в России, Хорватии, США, в некоторых государствах Королевские Гонки переедут на новые автодромы.
Словом, чемпионат в очередной раз обещает быть интересным и насыщенным разнообразными событиями. Нас ждет и борьба за титул, и борьба за звание лучшей из отстающих команд, и внутрикомандная борьба между пилотами, и не менее серьезная борьба пилотов с покрышками и капризной техникой. А мы вместе с вами будем болеть за красивый спорт.
http://news.open.by/auto/49172