В пятницу был у мамы и смотрел русское телевидение. Каждый раз убеждаюсь что свалить оттуда была хорошая идея (wishful thinking?), но в Пятницу я увидел удивительную вещь, о которой даже через 4 дня руки чешутся написать.
На первом канале есть такое шоу - Пусть говорят с Андреем Малаховым. Так вот, на это шоу обычно зовут с одной стороны искалеченных людей пострадавших от той или иной нашумевшей трагедии и/или их родственников, а с другой, людей предположительно в той или иной степени отвечающих з
а их трагедию чтобы они друг на друга наезжали по федеральному телевиденью для развлечения публики. По-мимо потерпевших, видимо для объективности Малахов приглашает пару специалистов а так-же пару звёзд популярной эстрады чтобы обсудить данное происшествие в формате беседы между участниками которым по очереди предоставляется право голоса. Таким образом передача оказывается достаточно интересной среднестатистическому дибилу, включая и меня самого, ибо я, признаюсь, сам часто её смотрю, хотя не всегда одобряю жестокость самого концепта.
Как бы то ни было
в Пятницу программа была интересной потому что обсуждались 2 нашумевших случая:
1- В одном, дочь главы облизбиркома Анна Шавенкова
сбила на тротуаре двух сестeр, Лену и Юлю Пятковых…Одна из пострадавших погибла, вторая осталась инвалидом. Суд приговорил Анну к трём годам тюремного заключения, но на основании того, что она родила, её тут же выпустили на свободу. Наказание отсрочили до достижения ребёнком 14-летнего возраста.
2- В другом, директора филиала страховой компании и многодетную мать Юлию Круглову, приговорили к 3м годам тюрьмы за экономическое преступление и
не дали отсрочку по беременности, как вышеупомянутой дочери чиновницы. В дело вмешались многие СМИ, Общественная Палата и даже сам Павел Астахов лично.
Идея передачи была явно в том чтобы противопоставить дочь чиновницы, получившую снисхождение суда, несмотря даже на своё хамское поведение и обычную женщину которая этого снисхождения не получила, хотя и заслуживала его куда больше. Естественно все участники били себя кулаком в грудь высказывая своё возмущение эдаким вопиющим случаем и обещали даже помочь.
И видно кто-то помог, потому что на следующий день после съёмок, Самарский Суд, видно испугавшись за свою жопу, созвал внеплановое кассационное слушание (которое должно было состояться 17го сентября) и
отсрочил приговор на 12 лет. Не известно что конкретно повлияло на решение суда, вмешательство Астахова, звонок чиновника или давление СМИ, но ясно только что это было не суверенным судебным решением а вынужденным, что говорит многое о судебной системе.
Я не удивлён тем что дети чиновников чинят в стране беспредел - во-первых это не новость, а во-вторых это проблема не только России. Я не говорю что приговор несправедливый и что многодетная мать должна сидеть в тюрьме - я думаю она там не должна была находиться в первую очередь. НО, тот факт что на решение суда может повлиять в лучшем случае давление СМИ а в худшем вмешательство чиновника говорит о том что всё прогнило говном.
Дело в том что суды должны быть независимы от законодательной и исполнительной власти. Как-же тогда скандал в прессе может повлиять на судебное решение? Суды не зависимы от народа (и соответственно СМИ), так как народ не имеет на них никакого механизма прямого воздействия. Тем не менее, народ обладает механизмом прямого воздействия на законодательную и исполнительную власти. К сожалению события, 3го сентября напрямую доказывают что если народ достаточно разозлится, то власти задействуют соответствующие рычаги давления на судебную систему чтобы получить оптимальное для них решение, ибо популизм это политический феномен а не юридический. НО ТУТ-ТО ОНИ, в надежде спасти лицо, ОБЛАЖАЛИСЬ, потому что очень наглядно продемонстрировали всему миру что такие рычаги у них есть, что подрывает основу любого демократического общества основанного на первенстве права. Если законодательные и исполнительные власти могут оказывать давление на суды, то получается что суды не являются эффективными контрольными органами действий этих властей, что порождает атмосферу вседозволенности для чиновников и нестабильности для иностранных инвесторов.