Один из часто задаваемых вопросов, обращенных тарологу - не грешно ли гадать?
Чаще всего его задают люди верующие, но бывает что и совершенные атеисты, интересуются «на всякий случай». Так же как «на всякий» они носят крестик и ставят свечки в церкви. Тем, кто спрашивает «просто на всякий» можно конечно ответить и что-то вроде «Если вы смотрите телевизор и занимаетесь сексом ради удовольствия, то можете уже и погадать». Для них логически вопрос закрывается, так как изначально глубинной веры и попытки разобраться в их вопросе не содержалось.
Для верующего же человека такой ответ звучит, примерно, как «Если вы в детстве утащили из кармана у родителей рубль, то можете уж смело идти и грабить банк». И вряд ли такой ответ его удовлетворит. По этой логике - если ты согрешил раз, теперь уж не останавливайся!
Для меня этот вопрос тоже совсем не праздный.
И я попробую поразмышлять на эту тему.
Без претензий на богословские изыскания, и попыток вывести единственно верный ответ на основании текстов Священных Писаний. Образования в этой области у меня явно не хватает, да и ответа однозначно верного, скорее всего, в природе нет.
Если он вам нужен, то его дает синод - гадать грешно. Так же как и заниматься йогой, медитировать, верить в приметы, поклоняться идолам, изображать святых в виде скульптуры, и так далее. Список запретов бесконечен. Но он разработан православным синодом, а значит людьми. И этими же людьми часто в угоду разным соображениям языческие праздники вплетались в канву церковных празднеств. Такие как Масленица, например, обозначенная в церковном календаре как сырная седмица, но, по сути, стиль ее празднования в народе - пережиток языческого обряда поклонения богу Перуну. Однако покаяние после поедания блинов и кулачных боев церковью не требуется. В общем, если вы верите в синод, а не в Бога, то их ответа вам должно быть достаточно.
Чтобы ответить себе на вопрос грешно ли гадать, медитировать, заниматься йогой и сексом и т.д. хорошо бы разобраться, что вкладывается в понятие «греха». И это главный вопрос, на который хоть раз прикоснувшийся к истинной Вере человек знает ответ в своем сердце. Логикой его трудно прояснить, но я все же попробую изложить свой взгляд.
Само понятие «грех» есть символ, средство донесения до обыденного сознания человека понимание неправильного действия. Неправильного с точки зрения кого, или чего? С точки зрения движения по пути к Отцу, познания Отца, и, в конечном счете пути к Царствию Небесному.
Иисус постоянно обращал внимание на необходимость Веры, как главного условия входа в Царствие Небесное (нирвану, выход из круга сансары - для тех, кому христианская терминология не понятна). И условие это отнюдь не «разменного» свойства, а необходимость и если хотите средство.
Вера в присутствие и любовь Отца, в то, что Он знает наши нужды и не откажет в помощи тем, кто истинно верует (доверяет Ему), укрепляет христиан в борьбе с искушениями - с желаниями совершать поступки, ведущие нас к деградации (как противоположность поступкам, ведущим к эволюции Духа - пути познания Бога).
Не случайно все молитвы так или иначе начинаются и заканчиваются постулатом «И да свершится воля Твоя!» знаменующим доверие человека Высшему Разуму, принятие Его проявлений (а не покорность «року») и смирение (своих страстей, ведущих к инволюции).
И с этой точки зрения попытка заглянуть в будущее, узнать, что тебя ждет, есть акт недоверия Отцу, неуверенность в Его любви, неверие в силу молитвы. И каждый раз, поддаваясь в своем сердце недоверию, мы теряем Веру, тем самым, удаляясь от Отца. Так мелкими шажками, мы уходим с пути правильных поступков, иными словами - грешим. И в итоге, от любви к Отцу уже в душе ничего не остается. И не с чем идти в Царствие Небесное…
Но кто поможет современному христианину поддержать свою Веру? Не догматическими запретами - не греши (а то накажут), но добрым участием и советом? На это призваны духовники в церквях, и счастье, если сегодня на сотню храмов находится один, в котором прихожане могут получить искреннюю помощь от доброго пастыря и общины, вместо нотации из непонятных правил и запретов.
К сожалению, часто православный человек оказывается один на один со своими сомнениями, а сила Веры его может быть не так крепка, чтобы принимать жизненные трудности. И вот не находя поддержки в храме, человек ищет ее в других местах.
Кто идет к гадалке, кто к астрологу, или какому-нибудь гуру и т.д. и от истинной Веры он конечно в этот момент уходит. А значит - таки да, грешит. По тому как, если бы верил, то в молитве нашел бы утешение и поддержку, и искренняя просьба его о помощи была бы услышана. Но он не доверяет Отцу, а идет от него к гадалкам. И отдаляется. Это правда, с этим не поспоришь.
И если все же человек делает такой выбор, становится важной мотивация, которая его толкает искать помощи «на стороне». Что мы хотим знать, чему научиться, например, при помощи карт Таро: как обойти конкурента, увести мужа от жены, или как выйти на путь правильных поступков, следовать своей иволютивной программе, расти духовно?
Поскольку духовный рост без возрастания Любви в нашем сердце невозможен, если при помощи Таро или других разнообразных практик мы будем этого состояния достигать, то в итоге - сделаем угодное Богу. Ведь главное, что Он просит от нас, это любви к Нему, проявленной через любовь к нашим ближним.
Тогда, на чашу весов кладется не количество прочитанных молитв, а практические дела. Если благодаря консультации таролога, мы разобрались с негативной родовой программой, стали больше уважать свою мать, научились с ней разговаривать, начали заботиться о ней, больше чем делали это раньше - вот это и зачтется, а не то, как мы соблюдали пост. А сердцем мы всегда чувствуем - больше любви или меньше в нем стало. И это чувство для себя можно считать мерилом греховности или праведности нашего выбора.
Вот так мне видится.
Еще раз скажу, что эти размышления основаны на моем субъективном ощущении сути Веры, которое может быть отличным от вашего.