Сан-Ремо нормального человека :)

Mar 04, 2015 13:11

Недавно я совершенно случайно обзавелся четырехчасовой записью фестиваля в Сан-Ремо 2015 года. Дома, когда решали что смотреть, я предложил концерт. Для дочери был непонятны и само Сан-Ремо, и мой интерес к нему. Пришлось, вспоминая детство, рассказывать.

Итальянская эстрада вообще, и Сан-Ремо в частности, появились в моей жизни летом 1982 года, когда в Утренней Почте, единственной, пожалуй, на то время регулярной эстрадной передаче, ее ведущий Юрий Николаев поставил в конце Феличиту Аль Бано и Ромины Пауэр.

image Click to view



Несмотря на то, что на фестивале песня заняла второе место после Повседневных Историй Риккардо Фольи, Феличита стала хитом номер один на очень долгое время и является, пожалуй, визитной карточкой семейного на тот момент дуэта.

Оперный певец Аль Бано и дочка из американской артистической семьи Ромина были прекрасной, дополняющим друг друга во всем парой. В 1984 году они заняли в Сан-Ремо наконец-то первое место с песней Чи Сара

image Click to view



У дуэта было очень много известных и поныне хитов - Libertà!, Sharazan, Tu soltanto tu (мне очень нравилась эта лиричная песня, но она появилась в 1982 году, и ей было суждено всегда оставаться в тени Феличиты), Angeli.

Если вернуться к фестивалю в Сан-Ремо, то первый концерт состоялся аж в 1951 году. А за два месяца до моего рождения, в феврале 1970 года впервые первое место занял легендарный Челентано, спевший песню "Сhi non lavora non fa l'amore" - "Кто не работает, тот не любит". Примерно в эти годы немножко в другом месте снимали первую часть трилогии "Крестный отец", так вот песня обаятельного Челентано живо уносит в итальянскую атмосферу начала семидесятых. Обратите внимание насколько непосредственно и артистично ведет себя на сцене Адриано. Наши же певцы еще лет двадцать выступали будто осиновый кол проглотили.

image Click to view



Кстати, если говорить о Сан-Ремо с точки зрения советских зрителей, то Италия была страной загнивающего Запада, поэтому фестиваль итальянской песни не мог конкурировать с фестивалем в польском городе Сопот, куда приезжали в основном представители стран соцлагеря и сочувствующие ему. Ладно там великая, но тогда еще молодая Пугачева побеждала с песней Все могут короли, но еще и Лев Лещенко, Ирина Понаровская и Тамара Миансарова (в 1963 году с песней Пусть всегда будет Солнце!) становились лауретами Сопота, о чем впоследствие непременно объявлялось перед каждым выступлением артиста на любом концерте. Хорошо поставленным голосом диктор произносил:
- С песней "Ночное Кабаре" выступает Лауреат международных конкурсов эстрадной песни «Дрезден-75» (первая премия) и «Сопот-76» (Гран-при), Мисс Шанель Советского Союза 1990 года Ирина Понаровская!
Кстати, Понаровская выносила мозг партийным бонзам в Министерстве Культуры своими экстравагантными браками. Первый муж - еврей, второй - темнокожий Вейланд Родд, даром что родившийся в послевоенной Москве, третий на 10 лет младше самой Понаровской. И все это в СССР, в котором у большинства людей не было секса (с). Понятно, что при таком издевательстве над Родиной и женами партработников, Понаровская так и не получила ни одного звания типа заслуженной или народной артистки. Но Гран-При Сопота свое дело делал и Ирина Понаровская была известна гораздо больше, чем "какой-то" раз в год появляющийся у нас итальянец Джанни Моранди.

Джанни Моранди я застал уже на излете его популярности и единственной песней, запавшей мне в душу, стала "Я влюбился в собственную жену". Ее часто крутили в передаче "В рабочий полдень" на радиостанции Маяк. Но несомненно, Моранди - это титан итальянской эстрады

image Click to view



UPD. Тут меня поправили, эту песню, оказывается, пел Джанни Надзаро. Тридцать лет я считал иначе ))) Даже скажу больше, благодаря этой песне мне Джанни Моранди понравился, потому что все его остальное творчество для меня, школьника, было несколько взрослым, что ли... Надо будет послушать Надзаро, для меня это новое имя.

Кстати. Если вдруг кому-то из молодых, читающих эти воспоминания, будет удивительно откуда я помню названия передач и каналы ТВ, то на самом деле это просто. В СССР существовала два канала на ТВ, собственно, первый и второй, и две радиостанции на радио - первая программа и Маяк. В каждой республике, кроме России, было еще по одному местному каналу. В Украине, например, УТ-1 и радио Промiнь. Все передачи выходили строго в определенное время. В моей семье в 9.15 утра в воскресенье мы по радио слушали юмористическую "С добрым утром", потом в 11 по телеку Юрий Николаев вел Утреннюю Почту, ближе к вечеру показывали концерт в честь какого-нибудь дня (например, День работников легкой промышленности или День медика). По большим государственным праздникам очень поздно вечером, а на Новый Год в 4 утра, была передача "Мелодии и Ритмы Зарубежной Эстрады". Ничего более современного представить на телевидении и радио было нельзя. Вот, например, в 1982 году в эту передачу "Мелодии и Ритмы..." попали аж три песни из Сан-Ремо. Других представлений об итальянском фестивале у нас не было.

Самым элегантным певцом в то время был Тото Кутуньо. В неизменном белом шарфе он представал перед зрителем неким рыцарем печального образа, влюбляя в себя миллионы женщин. В Сан-Ремо Кутуньо взял Гран-При в 1980 году с песней Solo noi, еще пять раз его песни становились вторыми. Визитной карточкой певца считалась песня L’italiano, с которой Тото стал в 83-м году только пятым, однако по результатам «народного» голосования Totip, проведенного сразу после фестиваля, L’italiano занимает 1-е место. Песня многие месяцы держалась во главе хит-парадов многих стран и стала для меня несколько заезженной, поэтому мне больше нравились, например, Innamorati или Donna Donna Mia

image Click to view



В те прекрасные годы в Италии самые популярные певцы пели песни на слова поэта-песенника Паллавичини. И дуэт Кутуньо - Паллавичини сотрудничал с многими известнейшими исполнителями. С их песней в Сан-Ремо триумфально выступил Рей Чарльз в 1990-м году

image Click to view



Все знают Et si tu n`éxistais pas прекраснейшего Джо Дассена, это тоже работа Тото Кутуньо

image Click to view



Почти два десятка песен Кутуньо спел Адриано Челентано, среди которых такие известные, как Amore no, Soli, а песню Мирей Матье Ciao, bambino, sorry знал любой ребенок

image Click to view



Много песен Кутуньо подарил Далиде и группе Рикки э Повери, а в 1985-м году в Сан-Ремо блеснул 15-летний мальчишка Луис Мигель с песней Тото Noi, ragazzi di oggi. В этом году в СССР началась перестройка, мы начинали разбивать "железный занавес" и все больше интересоваться Западом и его современной культурой, поэтому этого мексиканского паренька по телевизору мы видели чаще, чем наши родители в свое время того же Джанни Моранди.

image Click to view



Кроме сольных певцов, Италия познакомила нас с некоторыми знаменитыми группами. Рикки э Повери все знают по песне Mama Maria, на нее существует даже несколько ремиксов, а я о ней впервые услышал в 1982 году, когда они спели песню Маленькая Любовь

image Click to view



А с песней Se Mi Innamoro трио вообще заняли первое место в Сан-Ремо в том же 1985 году

image Click to view



А группа Матиа Базар с Римскими Каникулами?! Еще в 1978 году они стали первыми в Сан-Ремо, но многие помнят более позднюю Vacanze romane

image Click to view



Помимо упомянутых монстров локальных успех имел слащавый Пупо со своим Gelato al Cioccolato, Риккардо Фольи с Storie Di Tutti I Giorni обогнал Феличиту в 82-м году, Умберто Тоции памятен песнями "Глория" и "Ты", а Лоредана Бертэ хитом "Кино". Еще мне помнится песня Romantici бывшей рокерши Виолы Валентино в основном из-за космического костюма на ней, который чуть позже мы увидим на роботе Вертере из фильма Гостья из Будущего. Эта песня также того же 82-года, но она не вошла в квоту разрешенных Гостелерадио для показа по телевидению, поэтому я впервые услышал Виолу в 1984 году, когда от маминого завода детей сотрудников отправили на экскурсию в далекую Калугу, а по пути мы заезжали на легендарный Апрелевский завод грампластинок, и по 3 рубля 50 копеек (или по 2,50 - не помню уже) можно было купить виниловые диски очень многих исполнителей. Вот я и купил Итальянскую Эстраду с Виолой Валентино в том числе

image Click to view



С середины 80-х годов на фестивале мэтров стал поджимать крепкий талантливый молодняк. В 1986 году первое место занял Эрос Рамазотти с песней Adesso tu, а через 11 лет его ждал главный хит с Тиной Тернер

image Click to view



Фестиваль в Сан-Ремо какое-то время продолжал выдавать звезд первой величины. Аж в 1994 году, когда я даже уже перестал пристально следить за этими ежегодними февральскими концертами, мир узнал отличного, увы, слепого Андреа Бочелли. Но мне выступление Бочелли на фестивале, причем в неглавном конкурсе «Новые голоса», больше показалось как привлечение внимания к оперному мастерству Андреа, а не как продолжение традиций итальянской эстрады.

image Click to view



Но это уже были 90-е годы, к тому времени мелодичные песни, полные любви и романтики, сдали позиции в мире поп-музыки под напором более дискотечного диско. Дитер Болен с 1985 года вовсю штамповал хиты для Модерн Токинг и Си Си Кетч, а позже для своего Блю Систем, но это уже другая, как говорят, история.

Итальянская эстрада 70-80-х годов не исчезла как таковая. Такие парни, как Рамазотти, ушли в жесткую коммерцию. Переезд в Америку, реклама, клипы, участие в серии концертов с Родом Стюартом, Элтоном Джоном и Джо Коккером приносят Эросу мировое признание и коммерческий успех.

Более старшие коллеги еще успели постричь купоны благодаря востребованности в странах бывшего СССР. Начиная с грандиозных для СССР концертов "Цветы и песни Сан-Ремо в Москве" и "Сан-Ремо в Кремле" и по сей день Тото Кутуньо, Рикки э Повери, Рикардо Фольи с удовольствием приезжают к нам за гонораром, вновь и вновь исполняя старые хиты для непритязательной публики.

Несколько особняком стоит Аль Бано, который после развода с супругой продолжает писать и исполнять новые песни.



Фестиваль продолжает жить своей жизнью. Концерт этого года я таки посмотрел. Первые три часа это были красивые скучные песни практически на один неторопливый мотив, потом с попурри из трех песен неожиданно появились Аль Бано и Ромина Пауэр. В качестве приглашенной звезды спело Кончита Вурст, ну и последний час уже был поживее, включая песню Grande amore победителей этого года - отличных пацанов из группы Il Volo

image Click to view



Если бы в моей жизни не было б Сан-Ремо, то, простите за штамп, его надо было бы придумать. Как мне представляется, итальянская эстрада, главным событием которой был фестиваль на Лигурийском побережье, добилась наибольшего расцвета и признания примерно с середины 70-х до середины 80-х годов. Из них я застал промежуток 82-86 годов. Потом я уехал из своей детской провинции в большой город учиться в институт. В Харькове возрождался КВН, скоро в город ворвется Чиж, а студенческая музыка стала в основном роковой, бардовой, изредка перемежаясь группой Браво. Через два года случилась армия с Полевой Почтой по радио Маяк пару раз в неделю, и стало уже совсем не до Сан-Ремо :)

итальянская эстрада, Италия

Previous post Next post
Up