Алексей Мещерский: "русский Форд", директор Сормовского завода

May 14, 2013 16:50




Мещерский Алексей Павлович
(1867 (по другим данным, 1868 или 1869) - 1938)
Среди русских инженеров, сделавших карьеру топ-менеджеров в дореволюционной России, пожалуй, самую высокую вершину одолел Алексей Павлович Мещерский (1867-1938), выпускник Горного института, ставший руководителем мощнейшего объединения машиностроительных заводов. Выдающийся организатор производства, Мещерский проделал огромный путь от небогатого дворянина, выросшего в смоленской глуши, до лидера почти всей тяжелой промышленности России. Современники называли его "русским Фордом", сравнивая  с создателем американского автопрома Генри Фордом.

В 1890 году Алексей Павлович окончил институт и некоторое время работал на Богословском горном заводе на Урале, затем он поступил на Коломенский машиностроительный завод под Москвой, а в 1896 году Мещерского пригласили на должность старшего инженера Сормовского завода под Нижним Новгородом.

Из воспоминаний дочери Нины Алексеевны Кривошеиной (урожденной Мещерской):
"После острой размолвки с Ауэрбахом отец с семьей чуть ли не в один день покинул Богословск и уехал в Петербург; одно время был без работы, потом нашел что-то незначительное, а потом как-то сразу получил предложение стать директором Сормовского завода, и мы стали жить в Сормове, где отец решительно начал перестройку заводской жизни, которая до этого шла по старозаведенным правилам. Новые темпы, новая техника, первая настоящая встреча с рабочим вопросом - никто над всем этим не задумывался, завод давал плохую продукцию, хирел.Мне трудно рассказать, каким образом отец в течение нескольких лет переменил в Сормове весь стиль работы: ввел строгую дисциплину, поднял экономику завода, заставил не только рабочих, но и всех инженеров работать сполна, с интересом и считать, что работа и ее успех - это главное на заводе, и не только там, но и в их жизни тоже. Вот это-то и было, мне кажется, то совсем новое, что проводил в жизнь мой отец - совсем другое, нежели прежнее отношение к работе завода и на заводе; всякое "чиновничество", какое бы то ни было чувство "службы" быстро кончились в Сормове под его руководством. Он сам появлялся на заводе не позже половины девятого утра, а частенько и ровно в 8 утра сам уж был в том цеху, где что-то не ладилось. Сопровождаемый инженером, заведовавшим этим цехом, и старшим мастером, он совместно с ними выяснял в чем дело, что неправильно и почему, осматривал подробно станок и тут же решал, что и как надо дальше делать.

Он всегда ходил по заводу пешком, без всякой охраны, даже в 1903-05 гг., следил за тем, чтобы получка выдавалась всем вовремя и аккуратно (что до него не было заведено), сидел в заводской конторе подчас и до 8-9 вечера, и через 2-3 года вся жизнь на Сормове стала "деловой", начали выпускать то, что сейчас принято называть "отличной продукцией"; так, знаю, что в 1903 г. паровоз Сормовского завода получил золотую медаль на выставке в Париже, а это было совсем новое явление; отец был счастлив, но считал, что это только начало. Как к нему относились на заводе ? Видно, первое время не понимали, что надо и почему надо. Рабочие жили бедно и плохо,почти все в знаменитом Канавино, поселке, близком к Сормову. Политические агитаторы быстро взяли моего отца на мушку, называли его извергом, кровопийцей, а Горький, который сотрудничал в Нижегородском Листке, - боюсь, что это не точное название газеты, - писал в передовицах : "Опять тиран вернулся из Питера...", и далее статьи в том же вкусе.

Всего за 4 или 5 лет директорства мой отец не только сумел поставить Сормовский завод в ряды первых в стране, улучшить работу и жизнь рабочих, но и построил им зал на 1000 человек для всякого рода представлений, перестроил старые цеха, сменил старые станки и, как и на всех заводах, где позже был распорядителем, выстроил большой храм. Тяжелые годы 1904-05 и на Сормове прошли нелегко : инженеров, которых не любили, вывозили на тачках, были забастовки, многолюдные сходки, выносились всякие, часто просто нелепые решения - однако моего отца лично никогда не трогали. Нижегородский губернатор Гольдгойер и нижегородская полиция умоляли его быть осторожным, но он вел свою линию, выходил один на многотысячные сходки, однако из задних рядов толпы, где, конечно, чаще всего были мастера и почти не было политиканствующих зачинщиков. Когда он доходил до другого конца толпы, то уже был окружен более старыми и солидными рабочими, и тогда начинались мирные переговоры.

В 1905 г. отец получил от семьи Струве предложение стать директором-распорядителем Коломенского завода, покинул Сормово, и мы переехали в Петербург.

Ровно через год отец соединил в одно акционерное общество Коломну-Голутвин с Сормовым и стал во главе этого, можно сказать, "концерна".
Дальше идут заводы Ижевский и Выксинский, также Белорецкий - каким точно образом эти заводы вошли в "концерн" Сормово-Коломна, не знаю, видимо, через нового директора-распорядителя, которым стал мой отец.
В 1909-10 гг. он стал членом правления волжского пароходства, принадлежавшего семье миллионеров Меркуловых. Этот "послужной список" и сам за себя говорит; ясно, что человек, сумевший объединить воедино такое количество заводов и предприятий, был выдающимся организатором, инженером и администратором. Конечно, просто сказать : вот это он и есть, "капитализм", во всей своей красе и расцвете! Стоило купить пакет акций - глядишь, дело и закрутилось! Ведь и Морозовы и Рябушинские были не хуже того ; но мне кажется, ни к чему сопоставлять эти семейные фабрики с гораздо более обширным кругом деятельности моего отца. Производя, например, на Сормовском заводе вагоны, паровозы, пароходы (а позднее к 1912 г. теплоходы - чуть ли не первые такого рода в Европе), а далее, через завод земледельческих машин "Работник", он невольно соприкасался со всеми важнейшими отраслями тяжелой индустрии в России с 1905 по 1918 гг....
... В 1912 г. Сормовским заводом (по заказу Меркуловых) были спущены на Волжский пассажирский маршрут теплоходы, то есть суда с двигателем Дизеля. Это были роскошные суда, обладавшие удивительно легкой и точной маневренностью; тогда это был поразительный скачок в технике пароходства. Таких крупных теплоходов было спущено, кажется, шесть - Бородино, Двенадцатый год, Кутузов, и несколько других более мелкого тоннажа - один из них носил название Алексей Павлович Мещерский, и в кают-салоне висел большой портрет моего отца. Пожалуй, это были первые пассажирские теплоходы такого размера и тоннажа не только в России, но и в Европе, - впрочем, Волга, одна, конечно, и могла оправдать эксплуатацию подобных судов".

В заводском музее хранится исторический документ - циркуляр, подписанный директором Сормовских заводов А. П. Мещерским более ста лет назад. С даты подписания циркуляра (1904 год) ведет отсчет заводская кадровая служба, ставшая вскоре отделом кадров - первой инстанцией для всех претендентов на рабочие места.
Прошедший век подкорректировал основные задачи кадровой службы. Но в целом описанная в циркуляре система приема и увольнения очень напоминает современную.
                          «Господам заведующим отделами
                              и цехами Сормовских заводов
Сим довожу до вашего сведения, что в отмену существующего до сего времени порядка непосредственного найма рабочих в цеха заведующими и мастерами - устанавливается наем рабочих для всех цехов и отделов при посредстве особой устроенной «Конторы по найму рабочих на Сормовских заводах».
С 1 февраля 1904 года (13-го по новому стилю - ред.) «Контора по найму рабочих» открывает свои действия.
Ни один рабочий не должен быть принят на завод, если не был предварительно записан в «Конторе по найму рабочих» и не снабжен особым предварительным бланком и специальным пропуском на завод».
В циркуляре предписывается заблаговременно извещать заведующего Конторы о надобности в рабочих особым требованием с указанием, какого рода и сколько мастеровых и рабочих требуется в цех или Отдел, к какому сроку они должны быть приняты, каковы условия работы. Кандидаты должны снабжаться препроводительной запиской.
«Цеховая администрация убеждается на основании отметки заводского врача на записке, в удовлетворительном ли состоянии здоровье кандидата, уславливается с ним относительно платы за работу во время испытания, а по испытании проставляет в записке размер назначенной платы и с той же запиской отправляет рабочего в паспортное и контрольное отделения для сдачи паспорта и получения номерного знака.
Для более правильного выбора рабочих из числа записанных кандидатами Конторе по найму предписано отдавать предпочтение уже служившим на заводе и заявившим себя с хорошей стороны.
При переводе рабочего из одного цеха в другой он по получении расчета в цеху, где находился, должен снова пройти через центральную контору».
Директор Сормовских заводов А. Мещерский.
28 января 1904 года».
(из статьи "Кадровой службе завода - 100 лет")
Интересный факт, еще раз свидетельствующий о большом уме этого человека. В годы эмиграции его приглашали вернуться - он отказался наотрез. Вернувшийся в советскую Россию брат его жены был расстрелян еще при его жизни в 1938 году.

Литература в фондах сормовских библиотек:
  1. Кадровой службе завода - 100 лет [Текст] // Красный Сормович. - 2004. - 12 февр. (№ 16). - С. 2.
  2. Финюкова, М. "Русский Форд" или "Архижулик"? : [о А.П. Мещерском - директоре завода "Красное Сормово"]    [Текст] / М. Финюкова // Красный Сормович. - 2003. - 20 мая (№ 52). - С. 3.
  3. Кривошеина, Н. А. Годы в эмиграции : [фрагменты из книги воспоминаний Н. Кривошеиной, дочери А. Мещерского, директора Сормовского завода в 1900-1905 годах] [Текст] / Н. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 24 июня (№ 65). - С. 3. - Окончание. Начало в № 54-55, 57-61, 63.
  1. Кривошеина, Н. А. Мещерский и советская власть : [о А.П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери / Н. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 19 июня (№ 63).
  2. Кривошеина, Н. А. Он был человеком XX века : [о А.П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери / Н. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 24 мая (№ 54). - С. 2.
  3. Кривошеина, Н. А. Он всегда ходил по заводу пешком и без охраны : [о А.П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери / Н. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 5 июня (№ 59).
  4. Кривошеина, Н. А. После Сормова : [о А.П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери / Н. Кривошеина // Красный Сормович : [архив]. - 2003. - 7 июня (№ 60).
  5. Кривошеина, Н. А. Теплоход "Мещерский" [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери : [о А.П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] / Н. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 10 июня (№ 61).
  6. Кривошеина, Н. А. Фигура новая, примечательная : [о А. П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери / Н. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 3 июня (№ 58).
  7. Кривошеина, Н. А. Французское детство в Сормове : [о А.П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери / Н. А. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 27 мая (№ 55). - Продолжение. Нач. в 2003 № 57.

Интернет-ресурсы:
1. Мещерский Алексей Павлович / Религиозные деятели русского зарубежья
2. Кривошеина Н.А. (урождённая Мещерская). Четыре трети нашей жизни. М. "Русский путь", 1999.
3. Елена Арсеньева Возвращение в никуда (Нина Кривошеина)
4. «Там царят коньяк, вино, карты и дамы». Самые громкие дела СССР // Новая газета. - 2010. - № 94.
5. Потомки Ивана Мещерского. Поколенная роспись
6. 1905 год - кровавое противостояние // Красный Сормович. - 2005. - № 36-37.
7. Чугунные гири завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород)
8. Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника » Персональный список » МЕЩЕРСКИЙ
9. Кривошеина, Н. А. Мой отец Алексей Павлович Мещерский
10. Кривошеин, Н. И. "Белая Армия победила" (только упоминания, но сам рассказ чрезвычайно интересен)
11. Мещерские (портрет А. П. Мещерского 1915 года)

Революционное Сормово, Завод "Красное Сормово", Писатели и Сормово, История Сормова

Previous post Next post
Up