Мещерский Алексей Павлович
(1867 (по другим данным, 1868 или 1869) - 1938)
Среди русских инженеров, сделавших карьеру топ-менеджеров в дореволюционной России, пожалуй, самую высокую вершину одолел Алексей Павлович Мещерский (1867-1938), выпускник Горного института, ставший руководителем мощнейшего объединения машиностроительных заводов. Выдающийся организатор производства, Мещерский проделал огромный путь от небогатого дворянина, выросшего в смоленской глуши, до лидера почти всей тяжелой промышленности России. Современники называли его "русским Фордом", сравнивая с создателем американского автопрома Генри Фордом.
В 1890 году Алексей Павлович окончил институт и некоторое время работал на Богословском горном заводе на Урале, затем он поступил на Коломенский машиностроительный завод под Москвой, а в 1896 году Мещерского пригласили на должность старшего инженера Сормовского завода под Нижним Новгородом.
Из воспоминаний дочери Нины Алексеевны Кривошеиной (урожденной Мещерской):
"После острой размолвки с Ауэрбахом отец с семьей чуть ли не в один день покинул Богословск и уехал в Петербург; одно время был без работы, потом нашел что-то незначительное, а потом как-то сразу получил предложение стать директором Сормовского завода, и мы стали жить в Сормове, где отец решительно начал перестройку заводской жизни, которая до этого шла по старозаведенным правилам. Новые темпы, новая техника, первая настоящая встреча с рабочим вопросом - никто над всем этим не задумывался, завод давал плохую продукцию, хирел.
Мне трудно рассказать, каким образом отец в течение нескольких лет переменил в Сормове весь стиль работы: ввел строгую дисциплину, поднял экономику завода, заставил не только рабочих, но и всех инженеров работать сполна, с интересом и считать, что работа и ее успех - это главное на заводе, и не только там, но и в их жизни тоже. Вот это-то и было, мне кажется, то совсем новое, что проводил в жизнь мой отец - совсем другое, нежели прежнее отношение к работе завода и на заводе; всякое "чиновничество", какое бы то ни было чувство "службы" быстро кончились в Сормове под его руководством. Он сам появлялся на заводе не позже половины девятого утра, а частенько и ровно в 8 утра сам уж был в том цеху, где что-то не ладилось. Сопровождаемый инженером, заведовавшим этим цехом, и старшим мастером, он совместно с ними выяснял в чем дело, что неправильно и почему, осматривал подробно станок и тут же решал, что и как надо дальше делать.
Он всегда ходил по заводу пешком, без всякой охраны, даже в 1903-05 гг., следил за тем, чтобы получка выдавалась всем вовремя и аккуратно (что до него не было заведено), сидел в заводской конторе подчас и до 8-9 вечера, и через 2-3 года вся жизнь на Сормове стала "деловой", начали выпускать то, что сейчас принято называть "отличной продукцией"; так, знаю, что в 1903 г. паровоз Сормовского завода получил золотую медаль на выставке в Париже, а это было совсем новое явление; отец был счастлив, но считал, что это только начало. Как к нему относились на заводе ? Видно, первое время не понимали, что надо и почему надо. Рабочие жили бедно и плохо,
почти все в знаменитом Канавино, поселке, близком к Сормову. Политические агитаторы быстро взяли моего отца на мушку, называли его извергом, кровопийцей, а Горький, который сотрудничал в Нижегородском Листке, - боюсь, что это не точное название газеты, - писал в передовицах : "Опять тиран вернулся из Питера...", и далее статьи в том же вкусе.
Всего за 4 или 5 лет директорства мой отец не только сумел поставить Сормовский завод в ряды первых в стране, улучшить работу и жизнь рабочих, но и построил им зал на 1000 человек для всякого рода представлений, перестроил старые цеха, сменил старые станки и, как и на всех заводах, где позже был распорядителем, выстроил большой храм. Тяжелые годы 1904-05 и на Сормове прошли нелегко : инженеров, которых не любили, вывозили на тачках, были забастовки, многолюдные сходки, выносились всякие, часто просто нелепые решения - однако моего отца лично никогда не трогали. Нижегородский губернатор Гольдгойер и нижегородская полиция умоляли его быть осторожным, но он вел свою линию, выходил один на многотысячные сходки, однако из задних рядов толпы, где, конечно, чаще всего были мастера и почти не было политиканствующих зачинщиков. Когда он доходил до другого конца толпы, то уже был окружен более старыми и солидными рабочими, и тогда начинались мирные переговоры.
В 1905 г. отец получил от семьи Струве предложение стать директором-распорядителем Коломенского завода, покинул Сормово, и мы переехали в Петербург.
Ровно через год отец соединил в одно акционерное общество Коломну-Голутвин с Сормовым и стал во главе этого, можно сказать, "концерна".
Дальше идут заводы Ижевский и Выксинский, также Белорецкий - каким точно образом эти заводы вошли в "концерн" Сормово-Коломна, не знаю, видимо, через нового директора-распорядителя, которым стал мой отец.
В 1909-10 гг. он стал членом правления волжского пароходства, принадлежавшего семье миллионеров Меркуловых. Этот "послужной список" и сам за себя говорит; ясно, что человек, сумевший объединить воедино такое количество заводов и предприятий, был выдающимся организатором, инженером и администратором. Конечно, просто сказать : вот это он и есть, "капитализм", во всей своей красе и расцвете! Стоило купить пакет акций - глядишь, дело и закрутилось! Ведь и Морозовы и Рябушинские были не хуже того ; но мне кажется, ни к чему сопоставлять эти семейные фабрики с гораздо более обширным кругом деятельности моего отца. Производя, например, на Сормовском заводе вагоны, паровозы, пароходы (а позднее к 1912 г. теплоходы - чуть ли не первые такого рода в Европе), а далее, через завод земледельческих машин "Работник", он невольно соприкасался со всеми важнейшими отраслями тяжелой индустрии в России с 1905 по 1918 гг....
... В 1912 г. Сормовским заводом (по заказу Меркуловых) были спущены на Волжский пассажирский маршрут теплоходы, то есть суда с двигателем Дизеля. Это были роскошные суда, обладавшие удивительно легкой и точной маневренностью; тогда это был поразительный скачок в технике пароходства. Таких крупных теплоходов было спущено, кажется, шесть - Бородино, Двенадцатый год, Кутузов, и несколько других более мелкого тоннажа - один из них носил название Алексей Павлович Мещерский, и в кают-салоне висел большой портрет моего отца. Пожалуй, это были первые пассажирские теплоходы такого размера и тоннажа не только в России, но и в Европе, - впрочем, Волга, одна, конечно, и могла оправдать эксплуатацию подобных судов".
В заводском музее хранится исторический документ - циркуляр, подписанный директором Сормовских заводов А. П. Мещерским более ста лет назад. С даты подписания циркуляра (1904 год) ведет отсчет заводская кадровая служба, ставшая вскоре отделом кадров - первой инстанцией для всех претендентов на рабочие места.
Прошедший век подкорректировал основные задачи кадровой службы. Но в целом описанная в циркуляре система приема и увольнения очень напоминает современную.
«Господам заведующим отделами
и цехами Сормовских заводов
Сим довожу до вашего сведения, что в отмену существующего до сего времени порядка непосредственного найма рабочих в цеха заведующими и мастерами - устанавливается наем рабочих для всех цехов и отделов при посредстве особой устроенной «Конторы по найму рабочих на Сормовских заводах».
С 1 февраля 1904 года (13-го по новому стилю - ред.) «Контора по найму рабочих» открывает свои действия.
Ни один рабочий не должен быть принят на завод, если не был предварительно записан в «Конторе по найму рабочих» и не снабжен особым предварительным бланком и специальным пропуском на завод».
В циркуляре предписывается заблаговременно извещать заведующего Конторы о надобности в рабочих особым требованием с указанием, какого рода и сколько мастеровых и рабочих требуется в цех или Отдел, к какому сроку они должны быть приняты, каковы условия работы. Кандидаты должны снабжаться препроводительной запиской.
«Цеховая администрация убеждается на основании отметки заводского врача на записке, в удовлетворительном ли состоянии здоровье кандидата, уславливается с ним относительно платы за работу во время испытания, а по испытании проставляет в записке размер назначенной платы и с той же запиской отправляет рабочего в паспортное и контрольное отделения для сдачи паспорта и получения номерного знака.
Для более правильного выбора рабочих из числа записанных кандидатами Конторе по найму предписано отдавать предпочтение уже служившим на заводе и заявившим себя с хорошей стороны.
При переводе рабочего из одного цеха в другой он по получении расчета в цеху, где находился, должен снова пройти через центральную контору».
Директор Сормовских заводов А. Мещерский.
28 января 1904 года».
(из статьи "Кадровой службе завода - 100 лет")
Интересный факт, еще раз свидетельствующий о большом уме этого человека. В годы эмиграции его приглашали вернуться - он отказался наотрез. Вернувшийся в советскую Россию брат его жены был расстрелян еще при его жизни в 1938 году.
Литература в фондах сормовских библиотек:
- Кадровой службе завода - 100 лет [Текст] // Красный Сормович. - 2004. - 12 февр. (№ 16). - С. 2.
- Финюкова, М. "Русский Форд" или "Архижулик"? : [о А.П. Мещерском - директоре завода "Красное Сормово"] [Текст] / М. Финюкова // Красный Сормович. - 2003. - 20 мая (№ 52). - С. 3.
- Кривошеина, Н. А. Годы в эмиграции : [фрагменты из книги воспоминаний Н. Кривошеиной, дочери А. Мещерского, директора Сормовского завода в 1900-1905 годах] [Текст] / Н. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 24 июня (№ 65). - С. 3. - Окончание. Начало в № 54-55, 57-61, 63.
- Кривошеина, Н. А. Мещерский и советская власть : [о А.П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери / Н. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 19 июня (№ 63).
- Кривошеина, Н. А. Он был человеком XX века : [о А.П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери / Н. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 24 мая (№ 54). - С. 2.
- Кривошеина, Н. А. Он всегда ходил по заводу пешком и без охраны : [о А.П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери / Н. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 5 июня (№ 59).
- Кривошеина, Н. А. После Сормова : [о А.П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери / Н. Кривошеина // Красный Сормович : [архив]. - 2003. - 7 июня (№ 60).
- Кривошеина, Н. А. Теплоход "Мещерский" [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери : [о А.П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] / Н. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 10 июня (№ 61).
- Кривошеина, Н. А. Фигура новая, примечательная : [о А. П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери / Н. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 3 июня (№ 58).
- Кривошеина, Н. А. Французское детство в Сормове : [о А.П. Мещерском - директоре Сормовского завода с 1900 по июль 1905 года] [Текст] : фрагменты из книги воспоминаний дочери / Н. А. Кривошеина // Красный Сормович. - 2003. - 27 мая (№ 55). - Продолжение. Нач. в 2003 № 57.
Интернет-ресурсы:
1.
Мещерский Алексей Павлович / Религиозные деятели русского зарубежья2.
Кривошеина Н.А. (урождённая Мещерская). Четыре трети нашей жизни. М. "Русский путь", 1999.3.
Елена Арсеньева Возвращение в никуда (Нина Кривошеина)4.
«Там царят коньяк, вино, карты и дамы». Самые громкие дела СССР // Новая газета. - 2010. - № 94.5.
Потомки Ивана Мещерского. Поколенная роспись6.
1905 год - кровавое противостояние // Красный Сормович. - 2005. - № 36-37.
7.
Чугунные гири завода «Красное Сормово» (Нижний Новгород)8. Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »
Персональный список » МЕЩЕРСКИЙ9.
Кривошеина, Н. А. Мой отец Алексей Павлович Мещерский10.
Кривошеин, Н. И. "Белая Армия победила" (только упоминания, но сам рассказ чрезвычайно интересен)
11.
Мещерские (портрет А. П. Мещерского 1915 года)