Друзья! 27 июля 1957 года - 65 лет назад - произошло удивительное событие. Первое в мире пассажирское судно с подводными крыльями «Ракета», построенное на заводе, пронеслось у стен Московского Кремля, открывая парад судов в дни VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. Создание первого судна на подводных крыльях стало мировой сенсацией.
Родилась эта «жемчужина советской техники» в мае 1957 г. «Ракета» развивала скорость до 65 км/час. Весной 1957 года 60-местное пассажирское судно на подводных крыльях конструкции Р. Е. Алексеева, построенное на заводе «Красное Сормово», было спущено на воду, и начались его испытания.
СПК «Ракета» проекта 340 на первых испытаниях в мае 1957 года
В связи с успешным завершением испытаний было принято решение о демонстрации теплохода на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов, проходящем в Москве. Теплоход на подводных крыльях «Ракета» вышел из гавани завода «Красное Сормово» в свой первый рейс до Москвы 26 июля 1957 года. За штурвалом «Ракеты» был молодой волжский капитан Виктор Григорьевич Полуэктов. Понадобилось всего 14 ходовых часов, чтобы прибыть в Химкинский речной порт Москвы. Москва радушно встретила создателей и строителей первенца скоростных судов. За три недели пребывания в столице на «Ракете» побывали многочисленные делегации участников фестиваля, многие отразили свои впечатления о новом скоростном судне в книге отзывов. Вот некоторые из них:
«Среди стольких приятных и интересных вещей, с которыми мы познакомились во время нашего путешествия в СССР, ваше изумительное судно является, несомненно, самой прекрасной. Мы по-настоящему счастливы, что нам удалось вплотную познакомиться с этой жемчужиной советской техники и совершить на этом судне столь увлекательную и единственную в своем роде поездку». (Специальный корреспондент итальянской газеты "Унита").
«Замечательный теплоход! «Ракета» будет особенно полезна на больших реках, таких как Волга, Енисей, Амур, Лена, где такой теплоход будет конкурировать с авиацией. Желаем конструктору товарищу Алексееву успехов в этом деле». (М. Суслов, А. Аристов - секретари ЦК КПСС).
Едва «Ракета» пришла из Москвы в свою родную гавань, как объединённое Волжское пароходство объявило о регулярных рейсах крылатого теплохода на линии Горький - Казань. 25 августа 1957 года речной теплоход «Ракета» был принят в эксплуатацию. В свой первый рейс от горьковского причала «Ракета» отошла с двумя капитанами - капитаном-испытателем СПК Виктором Григорьевичем Полуэктовым и капитаном-дублёром, которому предстояло в дальнейшем управлять этим теплоходом - Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, в прошлом боевым лётчиком. На борту теплохода был и его главный конструктор - Ростислав Евгеньевич Алексеев. Началась эра гражданских судов на подводных крыльях!
В свою первую навигацию «Ракета» прошла около 40 тысяч километров (практически обогнула землю по экватору!), потратив на это примерно 700 часов ходового времени. Показ теплохода «Ракета» в Москве возымел действие: филиал ЦКБ19 вместе с производственной и опытной базой был передан в состав завода «Красное Сормово» и стал называться «ЦКБ по судам на подводных крыльях завода «Красное Сормово» с подчинением Управлению судостроительной промышленности Горьковского Совнархоза. Такое решение предопределило дальнейший успех в развитии скоростного судостроения в нашей стране на базе СПК конструкции Р.Е. Алексеева.
Сейчас ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева - ведущее российское предприятие в области проектирования экранопланов, судов на подводных крыльях (СПК), судов на воздушной каверне (СВК), судов на воздушной подушке (СВП) и катеров. Многим известны такие названия, как суда на подводных крыльях «Комета», «Циклон». «Колхида», «Метеор», «Восход», «Спутник», «Ракета», «Буревестник», катера на подводных крыльях «Дельфин», «Волга» и др.; грузовые и пассажирские экранопланы «Орленок», «Лунь», «Стриж», «Бекас», «Баклан», «Спасатель» и др. В настоящее время ведутся работы по созданию высокоскоростных судов нового поколения для военного и гражданского флотов Росси
На смену «Ракетам» пришли суда нового поколения - «Валдаи». Они развивают хорошую крейсерскую скорость до 65 км/час, а на испытаниях скорость доходит до 74 км/час, Суда имеют комфортный салон, удобные кресла. В 2018 г. головное судно «Валдай 45 Р» было представлено на Международном экономическом форуме в Санкт-петербурге.
А в 2021 году было спущено на воду уже четырнадцатое судно «Валдай 45Р», построенное для Государственной транспортной лизинговой компании.
«Валдай 45Р»
В Нижнем Новгороде официальное открытие навигации судов на подводных крыльях «Валдай 45Р» состоялось 20 мая 2022 года - первые рейсы были выполнены до Чкаловска и Городца. Кроме этого, сейчас из Нижнего Новгорода на «Валдаях» можно добраться до Юрьевца, Макарьева, Балахны, Бора, Павлова, Дзержинска, Чебоксар, Юрино. Нижегородцам доступны также и экскурсионно-прогулочные рейсы.
Источники:
1. Аладьин, С. Капитан крылатых ракет : [к 75-летию со дня рождения первого капитана судна на подводных крыльях "Ракета" В.Г. Полуэктова] / С. Аладьин
// Нижегородская правда : [подборка статей]. - 2003. - 30 авг. (№ 99).
2. Гамзин, М. Король скорости : [Р. Е. Алексеев] / М. Гамзин // Нижегородский рабочий : [подборка статей]. - 1997. - 26 авг.
3. Кострина, А. Незаурядность и крылья / Алла Кострина ; фото предоставлены музеем завода "Красное Сормово" // Красный сормович. - 2021. - 17 дек. (№ 49). - С. 3.
4. Костров, П. Летящие над волнами : [о первом теплоходе "Ракета"] / П. Костров // Красный Сормович : [архив]. - 1997. - 22 авг.
5. Крылатые суда // Красный Сормович : [архив]. - 1999. - 11 нояб. (№ 127). - С. 2.
6. Маскалик, А. Родина крылатых судов / А. Маскалик // Красный Сормович : [архив]. - 1999. - 20 мая (№ 54).
7. Панов, А. Ю. Корабли и суда на подводных крыльях. Пассажирские теплоходы и газотурбоходы ЦКБ по судам на подводных крыльях : монография. / А. Ю. Панов. - Нижний Новгород : [б. и.], 2015. - 479 с. - Библиогр.: с. 425-475. - ISBN 978-5-7493-1829-6.
8. Чернигин, Ю. Рождение «Ракеты» / Юрий Чернигин // Красный Сормович. - 2017. - 5 мая (№ 17). - С. 10.