Сормовский район нашёл своё отражение в произведениях живописного искусства прошлых веков и современности. Сегодня речь пойдет о сормовском художнике Василии Мартынове, авторе живописных полотен на тему труда судостроителей Сормовского завода.
Василий Леонтьевич Мартынов (1888-1971)
Василий Мартынов родился в селе Большое Мерюшево Нижегородской губернии. Как писал он в своей автобиографии, ему было шесть лет, когда его отец, "выходец из крестьян Нижегородской губернии, гонимый нуждой и малоземельностью, принуждён был выехать из родного угла, приехал в Сормово" и стал работать там каменщиком-печником. Во время учебы в сормовской церковно-приходской школе Василий увлекся рисованием и после её окончания заявил отцу, что хочет стать художником. Для семьи сормовского пролетария это было делом небывалым, и трудовой путь будущий художник начал на Сормовском заводе держальщиком заклепок - "глухарем". В архиве семьи художника сохранилась пожелтевшая справка с печатью "Контора Сормовского завода", которая гласит: "Мартынов Василий работал в мостовом цехе держальщиком с 17 декабря 1907 по 22 февраля 1908 г."
Но одновременно юноша упорно продолжал заниматься рисованием, посещая студию знаменитого нижегородского художника и фотографа Андрея Осиповича Карелина, который щедро помогал начинающим художникам своими консультациями. Дочь Карелина, художница Ольга Андреевна Карелина, посоветовала Василию поступить в театральную декоративную мастерскую хотя бы "мальчиком". С трудом, но ему удалось устроиться на работу в оперный театр Фигнера на Нижегородской ярмарке. Так, в 1908 году началась жизнь сначала ученика, а потом и самостоятельного театрального художника Василия Мартынова. Вместе с театрами, для которых он готовил театральные декорации, он объездил почти всю европейскую часть России.
С началом первой мировой войны Мартынов вернулся в Сормово, был вынужден вновь идти на завод, теперь уже экспедитором механического цеха, но рисовать ему очень хотелось. Вместе с другими рабочими он организовал в 1914 году Кружок любителей художеств, который начал устраивать регулярные выставки картин кружковцев в Сормове.
Из работ того периода известна картина "В лунную ночь"(1914), в которой молодой художник старательно следовал традициям национального русского лирического пейзажа второй половины ХIХ в. (Васильева, Саврасова, Левитана).
После Октябрьской революции Мартынов в гарнизонном клубе имени Мордовцева (потом ТЮЗ) издавал печатные плакаты для армии, оформлял клубы, постановки красноармейских театральных коллективов. Его работа в городских театрах продолжилась и в мирное время.
Большую роль в формировании творческого лица художника сыграл театр. Эскизам оформления театральных постановок, созданным В. Л. Мартыновым, свойственна яркая красочность, праздничность, богатая фантазия, обилие затейливых деталей. И эти яркая цветность, романтически приподнятый лиризм живописных решений, проявившиеся уже в начале творчества, стали отличительной чертой манеры Мартынова.
Художник тяготел к своеобразной символике и метафоричности. Порывом в будущее наполнена его композиция "Торжество Победы". На фоне заводских труб и корпусов изображает художник многочисленные толпы манифестантов с флагами и транспарантами, как бы переполняющие пространство, выплескивающиеся за его пределы. Конкретный вид рабочей демонстрации создавал образ-символ, овеянный романтикой революции, вызывал праздничное, приподнятое настроение.
Мартынов В. Л. Торжество Победы. 1925 г.
А вот так выглядела глазами художника весна в Сормове 1926 г.
Хорошо знавший жизнь сормовских рабочих, Мартынов стал своеобразным летописцем родного Сормова. Значительная часть произведений Василия Мартынова посвящена Сормову, его окрестностям, верфям и цехам. Картины "Листопрокатный стан", "Фасонно-литейный цех", "На судояме", "В кузнечном цехе Сормовского завода" и многие другие сделали его первым в среде горьковских художников мастером индустриального пейзажа. Ряд полотен живописца, такие как "Сормовская судоверфь"(1911), "Старый завод"(1913), "На Сормовской судоверфи" (1919), "Оттепель" (1921) находятся в собрании Нижегородского государственного художественного музея. Несомненный талант живописца в пейзаже "На Сормовской судоверфи" проявился в том, что прозаический, производственный мотив превратил в красочную симфонию, в "праздник для глаза".
В. Л. Мартынов. На Сормовской судоверфи. 1919 г.
До конца своих дней Василий Мартынов сохранял счастливый дар восприятия красоты природы. В ней была сконцентрирована для него извечная сущность прекрасного.
Мартынов В. Л. На Оке. 1927 г.
Мартынов В. Л. На окском пляже. 1927 г. (Собрание Д. И. Ивлиева)
Постоянно совершенствуя своё мастерство, Василий Мартынов был активным участником Нижегородского филиала АХРР (Ассоциации художников революционной России, основанной в 1922 году; с 1928 года - Ассоциации художников революции). В 1935 году он стал членом Союза художников России, в 1949 году - членом Горьковского отделения Союза художников РСФСР. Василий Леонтьевич был постоянным участником областных и республиканских выставок в Нижнем Новгороде, неоднократно в Горьком были его персональные выставки: в 1955,1956,1971 и 1978 годах. Среди его учеников наиболее известен талантливый горьковский художник Александр Михайлович Каманин.
Мартынов не имел специального образования, был художником-самоучкой, но именно в этом, может быть, заключалась его самобытность и особая ценность. Он принадлежал тому поколению, жизненный пример которому подал А. М. Горький и которое "само себя сделало". Простой рабочий парень из Сормова, сын печника, захотел и стал замечательным профессиональным живописцем.
Список литературы о художнике в фондах сормовских библиотек:
1. Балакин, П. П. Художники города Горького / П. П. Балакин, В. П. Батуро. - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1974. - 54 с. : 24 л. ил.
2. Курылев, Л. Кружок любителей художеств / Л. Курылев // Красный Сормович. - 1996. - 25 сент.
3. Филиппов, В. А. Художник В.Л. Мартынов. К творческой биографии / В. А. Филиппов // Записки краеведов. - Горький : Волго-Вят. кн. изд-во, 1979. - С. 78-85.