О конкурентах.

Jul 14, 2011 07:09


Стоит или не стоит их изучать?

Полагаю, что каждый отвечает на этот вопрос по своему.

Мой ответ однозначный - конкурентов (особенно в России) быть не может, а следовательно изучать их нет никакого смысла. Только время зря терять.
***Давайте еще раз определимся, что я пишу для начинающего предпринимателя и примеры "войны коки и пепси" мне в комментариях приводить не надо.

Итак, вы задумали свое дело!
Ура! Я вас поздравляю!
Ну а теперь давайте, начинайте изучать конкурентов! Давайте-давайте! СВОТ анализ, еще какую-нибудь ерунду, да еще попробуйте понять из их сайта, что они вообще делают!
Только время убьёте. Драгоценное время! А знаете ли вы, уважаемые, что есть очень много компаний, которые специально на сайте помещают неверную информацию, например по ценам.

Вот с них и давайте посмотрим.
Итак, ценообразование. Важнейший элемент бизнеса. Поставишь малую цену - и денег банально не хватит. Поставишь большую - вряд ли кто купит ваш продукт. Если залезем в учебник по экономике, то сможем найти кучу методов ценообразования. Я выделяю лишь две. Для меня они основные:
1. Следование за рынком.
2. От себестоимости.
Первый способ: посмотрел, сколько просят за такой же продукт или услугу твои «конкуренты» и поставил цену с оглядкой на них. Будет ли в данном случае подниматься вопрос - изучаю ли я своих конкурентов? Скорее нет, чем да. Цена еще ни о чем не говорит.
И давайте я буду писать о своем рынке, а вы все будете думать и переносить данные и знания на свои. Причем замечу, я убежден, что и в других областях экономики у нас такая же «байда».
Здесь, к сожалению, почти все начинающие бизнесы совершают одну и ту же ошибку - выставление цены «ниже рынка». В надежде, что потенциальный потребитель согласится с их предложением.
В Кард Экспресс в момент становления была почти похожая ситуация.
Как делал я, когда выходил в рынок?
Да просто взял с сайта одного из уважаемых "конкурентов" цену и один в один поставил ее у себя. И лишь только по прошествии некоторого времени, когда появилась своя статистика я сделал цену такой, какая есть сейчас. И сейчас у меня она уже - «умная» цена. В ней учтен опыт года работы!

Второй способ: вы собрали все расходы в кучу (определили точку безубыточности), далее решили какая величина прибыли для вас нормальна и выставляете цену.

Оба способа имеют право на существование.

Кроме цены мы можем еще кучу сравнительных характеристик посмотреть для себя. Но нужны ли они? Помогут ли?
Могу сказать свое мнение.
Если я допустил у себя такую мысль - сделать то-то и то-то, это значит, что мне просто не попался тот «конкурент», который бы мог тотально влиять на рынок.

Давайте на примере.
Пластиковые карты. Не было и нет ни одной компании как в Питере, так и в России, которые были бы «законодателем моды». Те, которые могли бы сделать выход любого нового бизнеса «предупредительно невозможным (новый термин)». И говорю лишь о том, что когда предприниматель выходит в рынок, и в нем он не видит явного лидера, то вряд ли стоит вообще кого-то изучать. Можно смело выходить и забирать все то, что «плохо лежит». Ведь, слава Богу, в бизнесе нет такого, что якобы одна компания «застолбила на веки вечные» свой сегмент, свой рынок.
А вот посмотреть на конкурента с точки зрения того, что не надо делать - это ДА. Этот подход для России. Так как у нас практически можно браться за любое дело и делать его хорошо - и успех просто обеспечен. Еще раз повторю - ЗА ЛЮБОЕ!

Второй пример, розничный магазин.
От метро Лиговский проспект до места моего проживания (Тюшина/Воронежская) метров 800. И вот на этом промежутке немыслимое количество продовольственных магазинов. И сетевики (полушка, семья, фермер) и единоличники. Все «ловят рыбку в этом мутном пруде».
Ну какого лешего мне их изучать, если у них самое главное отличие или похожесть - ОНИ ВСЕ ТОРГУЮТ ОДНИМ И ТЕМ ЖЕ!!!
И если я выхожу в продовольственную розницу, то кого же мне изучать? Вот эти бестолковые бизнесы? Да нафиг надо!
Д.Потапенко поучился и поработал в Aldi. И что? Он сделал «Пятерочку». Только это не Aldi. Потому что у немцев на первом месте КАЧЕСТВО ПРОДУКТА, а у нас «как можно больше бабла накосить и желательно быстрее».
Кто здесь для меня конкурент и кого мне надо изучать?

Ответ: никого.

И пожалуй самое главное, почему я не рекомендую изучать конкурентов.
В юности я увлекался боксом и самбо. Это индивидуальные виды спорта. Где за результат ты отвечаешь сам. И вот ты выходишь на ринг (помост). Горишь желанием победить. Только одна мысль - Победа! И ты выходишь и побеждаешь!
Второй вариант. Тебе в ухо все вокруг нашептывают, что противник у тебя - ас из асов! Поверьте, все Победы и поражения свершаются еще задолго до выхода на ринг (на помост). Все это получается у нас в голове.
Так какого рожна я буду заранее изучать того, кто уже обосновался в этом рынке и кажется незыблимым?
Я этого не делаю!
Просто прихожу и забираю весь рынок. Столько сколько смогу унести.

Прошу считать этот пост «моим оценочным суждением».

Каждый может и должен иметь свою точку зрения на этот вопрос. Свою я высказал.

Теперь насчет того, что я изучаю своих конкурентов, будущих конкурентов - продовольственную розницу.
Да. Я проехал по нескольким сетям в Финляндии, Германии, Эстонии.
Вывод - они все на одно лицо.
Если закрыть глаза и забыть в какой ты стране, то можно легко и моментально забыть и не вспомнить название той или иной сети.
Вот вам и конкуренция.
И я должен у этих людей чему-то учиться?

Считается ли то, что я проехал по нескольких магазинам изучением конкурентов?
Мой ответ - нет.

Я просто лишний раз убедился, что легко и просто можно выходить на любой рынок. И забирать его. Столько, сколько вы хотите. И для этого нет нужды изучать, досконально изучать конкурентов.

А вот что реально надо изучать - так это своих потенциальных потребителей.
Мы на протяжении двух месяцев проводили опросы. Мне повезло, со мной сотрудничает один из самых лучших маркетологов - Зоя Жура, ака zhuzzzhu    Она провела замечательнейшее исследование! 
Вот своих будущих покупателей мы изучили, или скажем так - МЫ ТОЧНО ЗНАЕМ, ЧТО И КАК НАДО ДЕЛАТЬ!

Зоя, спасибо тебе и твоим коллегам, что помогали нам в этом!

Мы изучали СВОИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ! А не конкурентов.

Я всё сказал.

Приглашаю к дискуссии.
Только с примерами. Комментарий типа «сам дурак» - не надо.
Давайте конструктивнее.

Резюме:
1. Конкурент есть. Всегда. На любом рынке.
2. Стоит ли его изучать? Скорее нет, чем да.
3. Стоит ли опасаться конкурентов? Скорее да, чем нет.
4. Стоит ли после этого СТРОИТЬ СВОЙ БИЗНЕС? Ответ - ДА. Еще раз ДА. И еще раз ДА!

Стройте свой бизнес, свои компании и не обращайте внимание на этих пресловутых конкурентов.

Удачи и процветания вам, друзья и коллеги!

Маркетинг, Размышлизмы, Инструменты ТЭБ, Продажи, Конкуренты, Продукт

Previous post Next post
Up