Про Теории и Практики сейчас все знают, вот по их наводке я побывала на
безумной лекции.
Итак, человек (его зовут
Николас Ривз) развлекается особым образом: он берет некие объекты материального мира (скажем здания или облака или еще разное) и конвертирует их в звуки, получается музыка. Такие идеи часто бывают выхолощенными и заумными, но представленный способ мне понравился.
1. Здания в музыку.
Берем здание (архитектурный шедевр, как правило, но вообще какое угодно), режем его на сферические кусочки-оболочки (по аналогии с луковицей).
На каждом таком "пузыре" остаются следы, в тех местах, где сфера проходила через материал здания. Таким образом на ней выявляется такой однобитный рисунок "масса\пустоты". Последовательность таких сфер (от самой маленькой центральной к самой большой наружней) задаст потом мелодию.
Далее каждая сфера конвертируется в звук по особой методике. Суть ее в том, что многие вещи можно разложить на элементарные составляющие, если опереться на теорию волн. Например, каждый звук на отдельные элементарные звуки, тут волны звуковые. А вот рисунок на сфере уже сложнее разложить. Однако Николас смог. ) Привел такой пример: чтобы создать на поверхности воды в бассейне любой рельеф, можно установить по его периметру точечные "возмутители" водной глади и так их настроить, что когда они начнут генерировать свои простейшие волны (видимо чем-то долбать по воде), на поверхности воды проявится некое конкретное изображение. Наверняка это математически непросто, автор в это не углублялся, упомянул только о теореме Фурье, и принцип примерно стал ясен. Таким же образом рисунок на сфере тоже можно разложить на отдельные "гармонии", как он это назвал. Потом каждая гармония ставится в соответствие аналогичной звуковой, тоже элементарной, и уже из последних собирается музыка.
Как бы в воображаемую мясорубку загружаем дом, а на выходе получаем музыку с однозначным соответствием. Прикольно, мне понравилось.
Особенно тем, что смысл все-таки сохранился, при всей замороченности. Я специально спросила, когда начались вопросы-ответы, а почему на сферы режем? Почему не на плоскости там или еще как. Он очень обрадовался вопросу, сказал, что много думал об этом. ) Сферы оптимальны, потому что есть и геометрический смысл, и символический. Геометрический я забыла какой (кажется их легко обсчитывать), а символический в том, что остается что-то и от обычного человеческого восприятия архитектуры. Мол стоишь внутри здания, видишь его элементы вокруг себя, те что ближе, это первый слой, все, что подальше - следующий, и так далее. Сказал, что подходящая теория есть у
Бергсона. Слушатели попросили показать какой-нибудь пример, конкретный дом, и что из него вышло в смысле музыки. Почему-то отказался. )
2. Облака в музыку.
Эта идея еще интереснее и ближе к народу. Он построил такую высокую
хрень, внешне нечто среднее между нагромождением музыкальных колонок в понтовых деревянных корпусах, кафедрой в католическом соборе и картонной коробкой из-под гигантского холодильника. Комментируя дизайн, сказал, что стремился передать ощущение с одной стороны футуристического электронного устройства, а с другой -- классического музыкального инструмента (органа чтоли?). Ну удалось в целом.
Эта штука издает звуки, если над ней плывут облака. Она постоянно анализирует небо над собой, вернее одну его точку. В зависимости от облаков, то есть от того, как они высоко, какой плотности, как быстро летят, "арфа" генерирует звучание. Сэмплы у нее уже загружены (мы вот слышали что-то вроде таких клавишных пумканий), а их например тон меняется в зависимости от всех "облачных" параметров. Прикольно! В целом связь очевидна между явлениями, то есть когда быстро несутся низкие облака , музыка получается такая скорая, тревожная, драматичная. А отдельные медленные облачка порождают мечтательное звучание, задумчивые одинокие нотки, много пауз. Можно лежать на травке, смотреть в небо и лениво прогнозировать музыку, глядя на те облака, которые вот-вот наплывут. Конкретно та "облачная арфа", которую я вчера наблюдала, придвинута еще и к деревьям, так что в поле ее "зрения" иногда попадают несколько их крайних листочков, они колышутся ветром и вносят приятное разнообразие в звук, если облаков маловато.
После того, как закончился рассказ про всю эту теорию и практику переработки домов и облаков (а еще землетрясений и биений сока внутри растений) в ноты, он включил свою арфу. Арфа начала сканировать небо и издавать звуки, вечер стал очень томным, и я решила подойти поболтать.
- I thing it's a great business idea, isn't it?
- Business idea?
- Yeah! Many people...
- Will put it into their gardens (or smth)...
- Yeah!
- Yeah. But very rich people.
И профессор озорно сверкнул глазками.
Я потом почитала пресс-релиз, там было написано, что эта арфа существует в единственном экземпляре. Наверное имелся ввиду штучный уникальный дизайн, ведь нельзя же допустить, что в пресс-релизе написали неправду. А может я слишком цинична, бывает же и чистое искусство, ну! Лекция кстати была бесплатная, надо на такие и ходить. Они намного интереснее платных.