Страшно-изнаночное. Из старого

Apr 04, 2013 18:01

Страшно-изнаночная сторона России десятых годов
выворачивается в 6 утра в московском метрополитене. Вы представить себе не
сможете, даже если очень захотите, как много крови в этой Мекке для всех
столичных неприкаянных, как безгранично много грязи. Здесь появляются женщины с
лицами проституток, и просто невезучие проститутки. Продираются и те, кто
жаждет добраться до места своего постоянного обитания потому, что ночью их
повели за собой нечеловеческие страсти и желания. Пробираются и те, кому, в
принципе, некуда ехать, но смысл их в теплом движении. Приползают и те, кого тошнит
от этой жизни так, что потом тошнит от выпитого спиртного, и, наконец, те, кто
свою одежду где-то оставил или потерял, ведь было слишком весело. Тут
обнажается вся подноготная, и страшно становится, когда тебя окружает эта
армия. Несчастные уборщицы и молящиеся жмутся по углам, вопрошая, где царство
божие, где величие страны нашей.

Величие заканчивается даже не в метро, облицованном
мрамором, кое-где, правда, потрескавшимся. Когда мне говорят, что в нашей
стране наблюдается упадок культуры ввидутого, что уже не те подходы применяются к образованию, я даже не знаю, начинать
мне плакать или смеяться у этих людей за спиной. Потому что в лицо им уже
ничего не объяснить: упадок культуры повсюду вокруг, но никак не в музеях,
университетах и выставочных залах, где что-то меняется и реформируется. Если
онидумают, что все лицевые учреждения -
это лицо страны, они сильно заблуждаются.

Пройти к разлагающимся обителям культуры им придется по
улице, и, будучи слепцами, они, конечно, ничего не заметят, или же не захотят.
Культура воняет и разлагается на заборах - там, где появляются односложные
слова. Неважно какие, главное - они появляются. Культуру задушили в туалетах -
и неважно - кололись в них или нюхали - стены там измазаны кровью "народа-великого
носителя культуры" и исписаны - здесь уже даже не русскими словами-паразитами,
словами-клещами и словами-гидрами. Культура разрушения появляется на гаражах и
стенах унылых многоэтажек. Скажите, в Европе и Америке это тоже знак протеста и зрелости гражданского
общества? У меня есть три аргумента, как минимум.

Прежде всего, со своей гениальной культурой, как некоторые полагают,
нам придется равняться на себя, а не на тот потусторонний культурный мир. Далее,
даже если это и протест, то он и оформлялся как протест, а не как стремление
пометить территорию фразой "здесь был Вася" - и хорошо еще, если эта
фраза именно такова. Этот протест и выплеск гражданско-городского общества
быстро себя изжил, и пожалуй, кроме Албании и Черногории, мне в Европе трудно
найти исписанные графити гаражи. И наконец, этот искусственный протест быстро
стал искусством, музеи его одомашнили и культурно превратили одну часть шедевров
этого жанра в неотъемлемую составную контемпорари-арта, а другая его частьвместе с повзрослевшими авторами расползлась
по блогам. Итог таков, что в России вся эта прелесть осталась позорным несмываемым
пятном уличной краски.

Культура начала биться в конвульсиях не тогда, когда на
телевидении запустили пропитанные матом и сексом реалити-шоу, а когда у них
появилась стабильная аудитория. Именно это, так же как и мода девушкам
"свободно любить", то бишь бесбашенно со всеми спать, вознесенная до
культа, вконец добили издыхающую, стоящую на коленях культуру. Россия заново
привыкает плеваться на улице и разбрасывать шелуху семечек на асфальт, заново привыкает
не здороваться с продавцами и теми, кого теперь называют «работниками сферы
услуг» - видимо, чтобы им было менее обидно.

И тем более становится разителен контраст, когда читаешь
советские книги или возвращаешься домой из "цивилизованной страны": у
нас все было, мы все потеряли. Хотите вернуть, взлелеять, взростить? Но вот
незадача: вы ведете ребенка в школу ( а ребенок - умница и загляденье - с
радостью читает, с удовольствием ходит с вами на балет Чайковского, тянет вас
пойти с ним в ТЮЗ…) по тем же самым улицам , едете с ним на том же самом метро,
а в школе он заходит в те же туалеты.

Можете не возражать, мне как никому понятно стремление
сберечь чадо от напасти чудища бескультурья. Но вот беда - даже если вы
отключите интернет и телевизор и станете возить ребенка в школу на авто в
частную школу, вы лишь построите песчаную стену. Ветер подует - и она рухнет.
Рухнет под натиском обнищания и разрухи, митингов и показательных акций,
суровой реальности и усталости от фантазийного мира.

Демократическое общество, к сожалению, и превратило
подавляющее большинство в бескультурное большинство . Контролировать эту бурю в
пустыне государство больше не хочет, да и не может. В какой-то степени так даже
удобнее. А общество контролировать само себе теперь не имеет права - бабушек у подъезда
заменила либеральная свобода нравов и права человека, тоже, кстати, вывернутые
наизнанку.

Сейчас мне еще раз повезло - рядом со мной села компания
длинноноготных существ, побрякивая бутылками из дьюти-фри. Они считают себя
богатыми, и поэтому им все позволено - ругаться матом и смеяться на весь салон,
кричать смешные слова на английском, слушать мозгодавящие ритмы на всю катушку
и не иметь понятия о том, что такое культурное поведение или хотя бы уважение.
Я молча пересаживаюсь от них - другого выбора у меня не было -
некультурно убеждать их в некультурности.

22 февраля 2012

strange openings, time, motherland, literary findings, future

Previous post Next post
Up