Размышления Первого сентября

Sep 01, 2014 13:13

Телевизор почти не смотрю. Любимую передачу, да мультики с детьми.

Сегодня случайно попала на "Школу 21 век" на ОТР. Как раз в тот момент, когда Шелехов Александр Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор кафедры функционального анализа и геометрии Тверского госуниверситета говорил о необходимости снизить нагрузку на учителей математики в школе до 12 часов в неделю при сохранении зарплаты. Мотивировал он это сложностью работы этих учителей. Я понимаю, каждый "специалист подобен флюсу" (Козьма Прутков) и считает свой предмет самым важным и требующим серьезной подготовки. Но меня зацепил аргумент Александра Михайловича. Далее - пишу по памяти, но близко к тексту этот аргумент:

Когда я беру, сказал Шелехов, к примеру, вопросы по праву, то, набрав их в любой поисковой системе, я тут же нахожу ответ и готов идти отвечать, сдавать экзамен. В математике такое невозможно. Там надо уметь решать задачи. Этому может научить только учитель.

В школе я очень любила математику. У меня были потрясающие учителя. Татьяна Кирилловна Гораин доказательство каждой теоремы превращала в детектив. Раиса Михайловна Тюменцева устраивала между нами соревнования на скорость и оригинальность решения задач, ловко брала нас "на слабо".

Профессор Шелехов написал учебник по математике для юристов. И при всем моем к нему уважении, я тем более не понимаю, как он не видит, в каком состоянии находится наше право, правоведение и обществоведение в целом. Не видит - как учёный и как гражданин.

Вспомнила, как последний раз проводила игру про инфляцию со старшеклассниками. Это было в 2009 на Летней Школе Пифагора. Очень умные детки. Замечательные учителя. Чудесные пионервожатые - достойная смена учителей. Все увлечены физикой, химией, математикой... поэзией...
Но когда дошла речь до обществоведения...
Только трое решили задачку Сэма Лойда о велосипеде из его "Математической мозаики". Потому что для решения этой задачки нужно хоть какое-то представление о доходах и расходах, а непросто умение считать.
Умный юноша проводил семинар, где обсуждал политические проблемы на полном серьезе используя понятие интересов Коллектива и Государства.
Мне, правда, повезло с моим помощником Женей Вострецовым, тогда студентом МФ НГУ - мы сразу договорились, что он занимается экономикой в ксенофонтовском смысле, а я - про общество.

Вот тогда, на Школе Пифагора, я как-то внезапно поняла Лаврентия Берию: "Самолёт в воздух, и вы на волю, самолёт в воздух, и вы на волю!" (М. Кемоклидзе. Шла нормальная работа физиков…, с. 57.)
Когда вокруг столько талантливых людей, которые могут сделать мощнейшее оружие и совершенно ничего не понимают про общество - ну, как тут не воспользоваться их социальным невежеством и не поэксплуатировать их задарма?

Мораль тут проста: пока мы не научимся говорить о праве так же точно, как числах и фигурах в математике, пока мы не научимся ставить и однозначно решать правовые задачи, мы будем создавать оружие для преступников, а не лучшую жизнь для себя.

прикладная терминомика

Previous post Next post
Up