История одной газировки в картинках

May 20, 2014 12:48

Originally posted by posterrr at История одной газировки в картинках

Нарыл в кипах своих детских книжек залежи всяких фантиков и этикеток. Да, я будучи школьником собирал всякие красивые бумажки, а кто нет? Тем более, что всякие красивые этикетки только-только разнообразили серость советской упаковочной бумаги. К тому же, отечественный пищепром отчаянно буксовал всеми колесами и откровенно сливал борьбу за потребителя заграничному товару, ввозимому через границу в безразмерных клетчатых сумках челноков и челночниц. Базары были завалены турецкими шоколадками и жвачками, польской водой и мороженным, а происхождением пива и сигарет я по малости лет не интересовался.

Впрочем, обо всех ввозимых продуктах сейчас писать не буду - мозоли на пальцах натрутся клавиатурой. Ограничусь газировкой, причем одного конкретно производителя, Каравана, то-есть. Просто это один из немногих товаров, эволюцию которого я могу показать в картинках из своей этикеточной коллекции.

Итак, середина 90-х, в стране острый дефицит газировки. Наши лимонады и ситро Буратино потихоньку исчезли с прилавков. Причем бесследно и бесповоротно. Их место пытаются занять заграничные, в основном польские, напитки. Забугорные лимонады, к нашему удивлению, разливают в пластиковые полторачки вместо привычной пол-литровой стеклянной тары. В них нету илистого осадка на дне. Зато они разукрашены во все цвета радуги, причем настолько ярко и насыщенно, что, наверное, даже в темноте светятся. О том, что наши языки тоже моментально окрашивались в ярко-оранжевый или ядовито-малиновый цвет газировки, даже и вспоминать неловко - это, как бы, само собой подразумевается.

В общем, польская газировка - вещь, безусловно, модная и яркая во всех отношениях. Но, ко всему довольно дорогая. Народ покупает баклажки с водой в основном на большие праздники, типа дня рождения. А в будни перебивается домашними компотами или порошковыми калатайками Юпи.

Такое безобразие длится где-то до 1996 года, когда в магазинах начинают появляться первые отечественные воды. Не знаю, как в других регионах, а в Виннице первенство было за Караваном. Это теперь Караван - весьма раскрученный и популярный бренд. А в середине 90-х, он стал первой «крутой» газировкой (с виду как импортная) за приемлемые деньги.


Из каких ингредиентов варилось данное ситро - непонятно. В составе лишь скромно упоминались «чиста джерельна вода та високоякісні смакові складники». С виду же это было обычной химической газировкой, красящей языки в цвета «Апельсина», «Вишни» и «Колы».

Однако население становилось более привередливым и стало с опаской относится ко всяким цветным забугорным напиткам. Караван тоже относился к этой категории со своей яркой этикеткой и не менее ярким содержимым. И тогда фирма делает ход конем (или верблюдом, судя по этикетке), разом отказываясь от выпускаемых ранее «Лимонов» и «Маракуй». Взамен появляется тройка ретро-напитков: «Крем-Сода», «Лимонад» и «Экстра Ситро». А был это год 1997-й.


Народ принимается усиленно ностальгировать по советскому прошлому, попутно разметая новинку с прилавков. Это и не удивительно, все-таки вода получилась довольно вкусной, плюс осталась приемлемой по цене. Вдобавок, ее начали активно рекламировать по местному радио, да и благосостояние населения стало понемногу улучшаться. В общем, это был несомненный рыночный успех, пускай и местного значения.

К началу 98-го года непонятно зачем меняется дизайн этикеток. Вместо графичного радужного каравана появляются излишне прорисованные верблюды вкупе с буйством красок этикетки в целом.


Наверное, у фирмы просто появляются лишние деньги, и она не знает куда их девать.

Впрочем, лишние деньги кроме всего прочего вкладываются в расширение производства. Вдогонку к лимонаду с крем-содой запускаются и другие «классические» сорта газировок, как то «Байкал», «Тархун», «Дзвіночок», «Дюшес» и другие.


Попутно изменяется и эволюционирует дизайн этикеток. Фирменный верблюжий караван уступает титульное место названию продукции. Вдобавок, сами верблюды еще и постепенно уменьшаются в размерах.

Когда верблюдов уменьшать стало уже некуда, фирма решилась не серьезный ребрендинг, полностью изменив этикетки всей продукции. Караван решили убрать вовсе, заменив его витиеватой надписью (жаль, мне верблюды больше нравились). Сами этикетки тоже решили привести к одному общему дизайну. Из всей линейки продукции с советским дизайном остался, по-моему, только один Тархун.


Этот глобальный рестайлинг этикеток произошел где-то на рубеже 2000-го и 2001-го годов. Как раз в тоже время я бросил свою затею с собиранием фантиков, так что дальнейшая эволюция караванских этикеток прошла мимо меня. Хотя, кажется, они и не сильно изменились за эти десять лет. Наверное ждут, когда я снова впаду в детсво

made in vin, Вінниця

Previous post Next post
Up