Саме цього дня, 10-го лютого 1831 року народилась відома меценатка, берегиня музики -
Надія Філаретівна фон Мекк (дівоче прізвище - Фроловська).
Вінничанам постать Надії філаретівни цікава в першу чергу тим, що в наших краях, в містечку Браїлові, зберігся родинний маєток фон Мекків.
Саме Браїлів був улюбленою резиденцією Надії Філаретівни (а у фон Мекків було декілька маєтків в різних куточках Російської імперії). Саме до Браїлова на запрошення Надії Філаретівни п'ять разів приїздив уславлений композитор Петро Ілліч Чайковський. Причому Чайковський приїздив сюди не лише заради відпочинку, але й для натхнення. В Браїлові були написані опера «Орлеанська діва», перша оркестрова сюїта, серенада Дон Жуана на слова Олексія Толстого, «Піліпінелла», близько двадцяти романсів на слова різних авторів, п'єси для скрипки...
А щоб оцінити усі красоти Браїлова, які так надихали великого композитора, пропоную навідатись в гості до сьогоднішньої іменинниці - Надії Філаретівни фон Мекк. Причому нашу віртуальну подорож в якості екскурсоводу буде супроводжувати сам Петро Ілліч Чайковський, адже в якості супровідного тексту використано цитати із його листування з Надією Філаретівною.
.....
Originally posted by
posterrr at
По Браилову вместе с Чайковским Браилов - это чУдное местечко (буду называть его именно "местечком", а не поганым совковым определением ПГТ - "поселок городского типа")... Так вот, Браилов - это чУдное местечко, живописно расположившееся среди замечательных природнык красот Подолии.
О нем я уже
делал запись, но такой замечательный городок заслуживает большего, нежели один только пост в жж. Шутка ли - здешними красотами неоднократно вдохновлялся Петр Ильич Чайковский. И не только вдохновлялся, но и подробно излагал свои впечатления от Браилова в
переписке с хозяйкой имения - Надеждой фон Мекк.
Теперь же письма выдающегося композитора будут служить нам своеобразным путеводителем по Браилову.
А пока вместе с Чайковским получаем приглашение от Надежды фон Мекк:
"У меня есть желание, чтобы Вы побывали в том месте, которое я так люблю, в которое я всегда стремлюсь сердцем, в котором есть для меня много дорогих воспоминаний, - в нашем Браилове."
Не правда ли, от такого предложения невозможно отказаться? :)
Так что собираемся в дорогу, и по пути следования в железнодорожном вагоне изучаем общие сведения о Браиловском имении в изложении хозяйки - Надежды Филаретовны:
"Браилов стоит три миллиона и дает дохода (валового) шестьсот тысяч, из них четыреста тысяч сахарный завод и двести тысяч экономия, но ведь все это в Браилове же и поглощается. У меня есть один знакомый, который говорит, что “Браилов - это маленькое государство”, и это очень метко, потому что там действительно все ведется на государственную ногу и дефицит, так же как у нас в России, в государственном бюджете"
1.
Слово Петру Ильичу Чайковскому:
"Проснулся, уже подъезжая к Браиловскому полустанку, в виду Вашего именья. Налево от пути в поле работал паровой плуг.""
От станции "Браилов" до имения фон Мекк порядка получаса неспешной прогулки через лесок.
2.
"Усадьба превзошла далеко все то, что в моем воображении рисовалось, когда я думал о Браилове. Я в совершенном восторге от дома, красивого и снаружи и столь поместительного, удобного, хорошо устроенного, с его высокими комнатами и большими окнами, с его чудным убранством, с его картинами, статуями, инструментами и т. д."
К сожалению, в наши дни не найти и следа от былой дворцовой роскоши. В помещениях бывшего хозяйского дома расположилось проф-тех-училище, а шикарно меблированные спальни, кабинеты и гостиные уступили место учебным классам со стандартным казенным инвентарем.
Единственный маленький островок ХІХ века сохранился в небольшой "дворцовой башенке", где поместился музей Чайковского и фон Мекк.
3.
Работники музея утверждают, что в этой башенке размещался рабочий кабинет Надежды Филаретовны, хотя позволю себе усомниться в этой версии. Дело в том, что башенка эта принадлежит не главному дому, а боковому флигелю. Более вероятно, что здесь размещалась малая гостиная (веранда-гостиная), или же вообще домовая церковь.
4.
Сам музей особо не выдающийся, но занимательный и уютный. Здесь находятся набор предметов и мебели ХІХ века, пианино, скульптура Чайковского и "музыкальная библиотека" - старинные нотные издания времен Российской империи.
Плата за вход - сугубо символическая. Только учтите, что понедельник со вторником - выходные.
Впрочем, главной достопримечательностью усадьбы фон Мекк является не дворец, или уцелевшие предметы старины в музее, а роскошный ландшафтный парк.
5.
"Сад великолепен по жирности, густоте растительности, в иных местах до того богатой, что образовался целый маленький зеленый лес из высоких сочных и пахучих трав. Есть группы деревьев необычайно красивых!"
"Был встречен приятным сюрпризом. Марсель приготовил мне чай в беседке посреди пруда. После чаепития мы ловили удочкой карасей..."
Эх, восстановить бы беседку посреди пруда...
6.
Вы садитесь на моей любимой скамье в отдаленной аллее в тени, и там уже чего, чего не передумается, пока сознание окружающей природы не прервет этих дум, не охватит таким сладко-томительным чувством, что невольно вырвется: “Боже мой, как хорошо!”
7.
"Утром, гуляя по саду, я полюбопытствовал войти в какие-то ворота, потом перелезть через канаву и был вознагражден за это. Передо мной открылся маленький квадратный лесочек, который, по расспросам, оказался местом, где прежде были строения и сад ксендзов, как выразился старичок-сторож. Я немедленно пошел туда и был совершенно восхищен этим местом. В двух шагах от дома тенисто, уютно, словом, это будет, кроме сада, местом моей ежедневной утренней прогулки. Заходил я также оттуда посмотреть на монастырь; церковь просторная, чистая. но особенного интереса не представляет"
8.
Этот уголок Браиловской усадьбы настолько восхитил Петра Ильича, что он стал навещать его ежедневно, во время своих утренних прогулок:
"Утром после кофе иду гулять в сад и, обойдя его, вхожу в маленькие деревянные ворота, имеющиеся в стене, приблизительно против конюшен, перелезаю далее через ров, и передо мной невдалеке открывается тот одичалый сад, где некогда разгуливали ксендзы и который сделался теперь очаровательным, уютным, тихим уголком, населенным всякого сорта птичьим народом, среди которого перекликания иволги и щелканье соловья выделяются самым очаровательным образом, где, должно быть, несмотря на близость, никто никогда не бывает, ибо дорожки заросли так густо, зелень так свежа и чиста, что можно себя вообразить где-нибудь в далеком лесу.
Здесь я сначала хожу, а потом сажусь где-нибудь в густой тени и провожу таким образом около часу. Ни с чем нельзя сравнить эти минуты уединения среди зелени, цветов, когда прислушиваешься и присматриваешься к той органической жизни, которая проявляет себя хоть и молчаливо и без шума, но громче говорит о беспредельности и бесконечности, чем грохот мостовых и вся суета городской жизни.
В одном из Ваших писем Вы говорили мне, что я не найду в Браилове Gorges du Chauderon и т. п. Мне их не надо. В них более пищи для любопытства, чем для сердца и воображения, больше англичан, чем птиц и цветов, больше усталости, чем наслаждения.
Никогда за границей, среди самых разительных красот роскошной южной природы я не находил тех мгновений святого восторга, восторга от созерцания природы, которые выше даже наслаждений искусством; впрочем, я уже не раз говорил Вам об этом"
9.
Таким был вид из сада ксендзов на монастырь в позапрошлом веке.
10.
Похоже, что конюшни, возле которых Чайковский пробирался в сад ксендзов, сохранились и по сей день.
11.
Хозяйственные шлаконаливные строения профтехучилища довольно органично смотрятся рядом со старинными конюшнями.
12.
Поскольку местечко Браилов не ограничивается одной лишь усадьбой фон Мекк, выходим через парадные врата в город.
13.
За речкой Ров "плывет" среди зеленых волн буйной растительности Троицкий монастырь.
14.
А вот как видел эту местность в "чайковские времена"
Наполеон Орда.
Слева, как вы уже догадались, возвышается монастырь, а справа за рекой виднеются флигель с башенкой и сам дворец фон Мекк.
15.
К монастырю мы еще успеем подойти, а пока обратим взор вверх по течению речки на католический Тринитарский костёл. Тем более, что Петр Чайковский отыграл немаловажную роль в его постройке!
16.
"Вчера я имел разговор по случаю разрешения правительством достроить костел, который начат стройкой очень давно и не мог быть окончен вследствие запрещения правительством достраивать.
Теперь разрешение вышло, и ксендз имеет средства довести постройку до конца, но тут являются' затруднения, которые Вы одни, Надежда Филаретовна, можете разрешить.
Около стен костела находятся в настоящее время экономические строения, которые необходимо перенести. Я был в прошлом году в часовне, где происходит католическая служба, и должен сказать, совершенно искренно, что был немножко неприятно удивлен доказательством явного гонения католиков.
Нельзя себе представить ничего более жалкого, как мизерная часовня, не вмещающая в себе и десятой части всех прихожан. Между тем, я в душе всегда был самым решительным поборником полнейшей свободы совести. Нельзя мешать людям молиться по какому бы то ни было обряду.
Вот почему я весьма радуюсь, что ксендз добился разрешения достраивать костел. А так как ксендз не решается беспокоить Вас просьбами, то я возгорелся желанием помочь ему, и поэтому (быть может, очень некстати) беру на себя смелость предупредить Вас, что браиловские католики рассчитывают на Вашу доброту и робко надеются на дозволение перенести экономические строения, мешающие костелу, в другое место."
17.
"От имени ксендза мне была передана благодарность за мое ходатайство перед Вами по поводу костела.
Кроме того, тот же ксендз обращается к Вам через меня с новою просьбой.
В настоящем случае дело состоит в том, что имеется около костела какой-то дом, в котором режут, кажется, скот; и вот этот-то дом ксендз желал бы получить для костельной прислуги.
Итак, милый друг, позвольте опять ходатайствовать перед Вами об удовлетворении желания ксендза, если к тому представляется возможность. Кроме того, ксендз мне же поручает передать Вам его бесконечную благодарность за все, что Вы для костела сделали. Вот-никогда не думал, что мне придется хлопотать о постройке католического храма!"
18.
"Новый костел производит благоприятное впечатление."
В самом костеле во времена Чайковского хранилась особо чтимая местными католиками святыня - чудотворная статуя Иисуса Христа.
Этой статуе в переписке было уделено особое внимание, так как она вызвала споры местного населения со спутником Петра Ильича - Алёшей Сафроновым.
19.
"Необыкновенно весело и забавно было слушать разговор, происходивший между Ефимом, Леоном и Алешей (Сафроновым). Последний прослыл либералом, атеистом и даже, кажется, социалистом.
Разговор начался с того, что я похвалил здание костела, мимо которого мы проезжали. По этому поводу Леон сообщил мне, что здесь большой приход, что сюда приезжают за несколько сот верст и что в кладбищенской капелле имеется чудотворный статуй.
Меня это заинтересовало, и Леон вместе с Ефимом сообщили мне подробности о невероятных чудесах, производимых этой статуей: как одна дама приводила к ней на излечение собаку, как эта дама разлетелась в куски за кощунство, как у статуи росли волоса и т. д.
Последнее обстоятельство возбудило в либерале Алексее целый поток сарказмов, насмешек и эпиграмм, жертвами которых были Леон и Ефим. Последний был необыкновенно комичен в серьезности; с которой он поддерживал действительность чудес статуи, и в упреках, которыми осыпал Алешу за невеpие. Это было необыкновенно забавно!"
Ответ Надежны Филаретовны оказался не менее увлекательным:
"Статуя, о которой они Вам рассказывали, стоит и поныне и действительно творила чудеса до тех пор, пока в один прекрасный день правительство запретило ей делать чудеса и отращивать волосы,-тогда все это прекратилось"
20.
К сожалению, во времена "Союза" чудотворная статуя была вывезена за пределы страны, где её след теряется.
Зато в костеле до сих пор сохранились
вотивные дары с полуторавековой историей, которые были принесены прихожанами в дар в благодарность за свои чудодейные исцеления.
21.
Подворье костела ныне украшено современными скульптурами. Кто знает, может некогда они тоже станут чудотворными?
22.
В советские времена помещение костела было переоборудовано в один из цехов сокоморсового завода, так что не удивляйтесь "проходной" на территорию храма.
23.
На территории завода виднеется старинное хозяйственное помещение - видимо сокоморсовый завод вырос не на пустом месте, а приспособил под свои цели строения экономии усадьбы фон Мекк.
24.
Напротив костела разместилась библиотека Ривы и Тулы Кемельман.
Говорят, что в царские времена здесь размещалась еврейская школа.
25.
Далее переместимся к Троицкому православному монастырю.
Зеленая колокольня пытается замаскироваться среди елок :)
26.
Подходим к монастырским вратам.
"Перед оградой расположились со своими лотками жиды, и один из них, обратясь ко мне, сказал: “А может, Вы хотите хороший бублик?"
27.
Фото-привет из советских времен.
28.
Заходим на монастырское подворье..
Жаль, что мне не удалось побывать здесь во время большого церковного праздника - тогда бы я смог сравнить теперешние времена с описанием в письмах Чайковского:
"Не дождавшись конца обедни, я вышел на монастырский двор, и тут зрелище открылось очень оживленное и любопытное.
Во-первых, мне очень нравится народный здешний костюм. У мужчин он скорее польский, чем южнорусский; в головной прическе цельнее сохранилась древняя традиция, чем в Киевской губернии; у женщин красивые головные уборы; у девушек какие-то шапочки из искусственных цветов и другие более или менее пестрые украшения. Почти у всех великолепные коралловые бусы.
Весь двор был наполнен сидевшими и что-то евшими группами. Слепые играли на своих курьезных лирах и пели канты. Женщины слепые сидели все вместе и пели хором; у некоторых, несмотря на то, что они нищие, были красивые новые платья и коралловые бусы. Выходивший из церкви народ оделял их бубликами и кусками сала и хлеба. Около входа в церковь толпились продавцы и продавщицы разного дешевого товара"
29.
Еще одна фотография монастыря советского периода.
30.
"Был в церкви, в монастыре. Народу как в церкви, так и на монастырском дворе, многое множество. Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента-лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем, Я отчасти воспользовался этим напевом и в первой части моего фортепианного концерта."
31.
"Я подробно рассматривал церковь. Нетрудно заметить, что она была католическим храмом. Это, во-первых, заметно в стиле фресок и икон, не имеющих ничего византийского; на потолке в симметрическом порядке расположены латинские надписи, состоящие из названий различных добродетелей, впрочем, специально мужских, как, например: Fоrtitude, т. е. храбрость. Это заметно также и по иконостасу, деревянному и довольно неуклюже приделанному к стенам"
К слову, Браиловский монастырь, еще в свою католическую бытность славился своими фресками, автором которых является австрийский художник
Йозеф Прахтль.
Причем эти фрески еще можно было созерцать воочию 20 лет назад! Более того, в 1995 году винницким архитектором
Сергеем Царенко даже был предложен проект реставрации фресок! Однако у церкви на это денег не нашлось, и все фрески были уничтожены в следствии "ремонта"...
Хорошо хоть проектная работа Сергея Царенко дает представление о бывшем убранстве монастыря.
32.
Ныне в монастыре находится чудотворный образ - браиловская ченстоховская икона Божией Матери.
Считается, что этой иконе удалось пережить все передряги советских религиозных гонений и невредимой вернуться обратно в храм. Однако в сравнении со старинной фотографией видим, что на самом деле, это разные иконы...
33.
Кроме того, до революции в монастыре находилась еще один чудодейный образ - «Браилово-Почаевская» икона Пресвятой Богородицы.
К сожалению, оригинальная икона сгинула во времена "советов", теперь же в храме размещена её копия.
34.
С монастырской колокольни сто лет назад открывалась вот такая панорама Браилова.
Из-за правого края фотографии выглядывает серое здание синагоги. Дальше за ней виднеется Петропавловская церковь.
35.
Современной фотографии с высоты колокольни у меня нет, поэтому дам взамен взгляд из-под крыла "кукрузника".
36.
Из-за забора швейной фабрики выглядывает здание синагоги.
37.
На территорию фабрики попасть проблематично - она охраняется намного лучше государственной границы. Но даже если вам и не удасться попасть за забор, то знайте, что со двора синагога выглядит так.
38.
На месте бывшей еврейской застройки ныне разбили сквер. Правда с деревьями у сквера серьезные проблемы...
39.
Петропавловской церкви современные горе-зодчие приделали позолоченное непойми-что вместо куполов. Вернитесь назад к фотографии №34, где виден храм в первозданном виде, и почувствуйте разницу!
40.
Речку Ров подпирает могучая плотина мельницы-электростанции.
Некогда, Петр Ильич любил начинать отсюда пешею прогулку к излюбленному месту отдыха - к Скале во Владимирском лесу.
41.
За мельницей-электростанцией виднеются руины еще одной мельницы.
42.
До "Скалы Чайковского" я все никак не могу добраться, замещая её безымянными скалами возле мельниц.
43.
Кстати, в Браилове можно измерять время в гусях - чем ближе к вечеру, тем больше на реке гусей :)
Но мы засиживаться допоздна не будем, и вернемся обратно в местечко.
44.
Не верь глазам своим! Домик под черепицей - это еще не монастырь :)
45.
Еще одна духовная святыня Браилова - "Червона церква", как её называют местные жители.
Официально церковь называется храмом святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
46.
Вблизи церковь выглядит значительно интересней - сочетание камня и красного кирпича очень эффектно!
47.
А вновь отстроенная колокольня выглядит чужеродно и тяжеловесно.
48.
Возле автобусной остановки "сахзавод" в старинном здании разместился интересный магазинчик.
49.
Через дорогу от магазина утопает в зелени руина мельницы.
50.
Внизу под дамбой все еще клокочет вода, желая вращать лопасти водяной турбины.
51.
Мозаичную остановку с рыбками тоже пора вносить в списки достопримечательностей.
52.
По остаткам стен можно проникнуть в середину мельницы.
53.
С некоторых ракурсов мельницу можно воспринять за романтичные руины средневекового замка :)
54.
Чуть поодаль спряталась еще одна мельница.
55.
Возле мельниц раскинулся огромный пруд, за которым виднеется соседнее село Сёмаки.
Кстати, в Сёмаках находился один из фольварков Надежды фон Мекк, в котором также довелось гостить Петру Чайковскому. И одни из самых ярких воспоминаний великого композитора связаны именно с купанием в этих водах:
"Кстати о речке. Я не могу достаточно нахвалиться здешним купаньем, и если б я не боялся переступить должную меру, то, кажется, купался бы пять раз в день. Ограничиваюсь двумя купаньями: одно утром прямо с постели, другое перед обедом
Купальней, как и всем остальным, я не только доволен. но совершенно восхищен. Она так кокетлива и мила! Размеры ее более чем достаточны. Я умею хорошо плавать, и простора на реке много, а для одевания ничего большего и лучшего нельзя придумать"
56.
Старинный дом на берегу озера - вероятно жилище для работников сахарного завода, который расположен неподалеку.
57.
А вот и сам завод проглядывает из-за зарослей за рекой.
"Такого грандиозного завода я еще никогда не видал.
К счастью моему, завод еще работает: производится переварка. В то время как, разинувши рот, я стоял внизу, любуясь на две бывшие в ходу главные машины, ко мне подошел джентльмен, отрекомендовавшийся директором завода. Я именно этого побаивался, но, когда из уст его вылетело слово “гpаф”, я совсем сконфузился.
Этот граф был чрезвычайно любезен и чрезвычайно обязательно показал мне завод во всех подробностях, объясняя значение каждой машины и каждого аппарата. Граф сказал мне, что заводу предстоит блестящее будущее и что доходы будут очень велики. Граф сообщил мне, что в прошлом году завод дал Вам совершенно чистого дохода 86 тысяч."
58.
К сожалению, попасть на завод так просто, как это удалось Чайковском, теперь не получится. Зато можно вволю побродить по реке возле завода. В жару это непередаваемый кайф!
59.
А если не постесняться раздеться до плавок, то можно занять козырное место - кресло с гидромассажем :)
И нежась в быстрых прохладных водах, не удержусь, чтобы не процитировать Петра Ильича напоследок:
С каждой минутой, приближающей меня к отъезду, я все больше и больше сознаю всю неописанную прелесть Браилова и той жизни, которую я здесь вел. Точно будто я надолго расстаюсь с дорогим и близким человеком.
В заключение опять не могу не поблагодарить Вас за наслаждения, которые доставляет мне Браилов. Я - один из людей, которые очень нечасто могут сказать про себя в данную минуту: я счастлив. Здесь я могу это сказать: да, я счастлив dans toute la force du terme [в полном смысле слова].
До свиданья, милый, горячо и нежно любимый друг.
P.S.: В тексте использованы фотографии со следующих источников:
Фото №1 - Белорусский железнодорожный сайт
railwayz.infoФото №9, №32, №33 - книга Игнатия Лотоцкого
"Виннице-Браиловский женский монастырь и его святыни"Фото №14 - акварель Наполеона Орды из
Национального музея в Кракове Фото №15 - Литография по рисунку В.Замараева "Tygodnik Ilustrowany" за 18.06.1887
Фото №17 - открытка из собраний
Национальной электронной библиотеки ПольшиФото №19 - Польский портал культуры
www.o.plФото №20 -
Baza fotografii zabytków polskich na UkrainieФото №27, №29, №32, №33 - сайт
Винницкой епархии УПЦФото №31 - сайт
Упраління містобудування та архітектури Вінницької ОДАФото №34 - книга Стефана Таранушенко
"Пам'ятки архітектури Подільської губернії"Фото № 35, №37 - сайт
www.brailov.com