О Петроградской стороне сказано и написано немало. Однако когда я раздумывала о подходящем для себя маршруте, то не нашла ничего подходящего. В основном это было перечисление того, что есть интересного на островах. А я люблю так: "Пройдите направо, поверните налево, обратите внимание..."
Конечно, посмотреть все достопримечательности такого большого района за один раз не получится. Поэтому сегодня мы пройдем классическим путем (как я его себе представляю) и заглянем в старинный Ботанический сад.
Петроградская сторона состоит из нескольких островов : Заячий ( Петропавловская крепость), Петроградский, Аптекарский, Петровский, Елагин, Каменный и Крестовский
При закладке Петром I Петербурга существовало около ста островов. Их объединяли, засыпая каналы c водой . В результате осталось чуть более сорока. Но один остров, самый большой сохранил свои границы до наших дней. В петровские времена его называли Березовым, позже Городским, а теперь Петроградским. Именно там зародился сам город, где жил и Петр и его приближенные.
После того как центр города переместился через реку, Петроградская сторона превратилась в пустынные задворки. И только со строительством Троицкого моста она обрела новую жизнь.
Петроградская сторона из тех мест, которые невероятно интересны, но туристы не часто уделяют им своё внимание. Безусловно, есть любители, которые исследовали все тамошние закоулки. В интернете иногда мелькают фото знаменитых питерских дворов, бесконечно мрачных и лабиринтообразных. Но не только этим славится Петроградка.
При выходе из метро Горьковская сразу обращаешь внимание на купол и минареты Петербургской соборной мечети (1909- 1913). Она была создана под влиянием древнего мавзолея Гур-Эмир в Самарканде.
Очень интересное архитектурное решение. Здесь ярко выраженный восточный стиль переплетается с модерном.
Рядом с мечетью особняк Матильды Кшесинской. Был построен в 1904-1906 годах по проекту архитектора Гогена в стиле модерн. Февральская революция застала Кшесинскую врасплох и ей вместе с сыном пришлось в спешке покинуть особняк. Балерине даже не дали забрать личные вещи. Опустевшее здание заняли солдаты. Не помню, у кого то читала (может даже у наших форумчан) как Матильда наблюдала за одной из революционерок, которая стояла в ее шубе на крыльце и курила.
Петроградка настоящий музей модерна. Говоря о нем, очень часто употребляют словосочетание "северный модерн", особенно в иностранных источниках. А сам Каменноостровский проспект величают не иначе как "энциклопедией" питерского модерна.
Начнем с доходного дом Лидваля (1899-1904), расположенного рядом с мечетью. В теплое время года он частично скрыт листвой.
Что мешает разглядеть его особенность - множество мелких деталей фасада. Так, на балконах плетут сеть пауки.
Если после дома Лидваля свернуть направо, то можно выйти к очень примечательным Большой и Малой Посадским улицам.
Да, здесь те самые знаменитые проходные дворы, а также дворы-колодцы и всякие таинственные закоулки.
Посадские улицы требуют отдельной прогулки, поэтому мы возвращаемся обратно на проспект.
Крошечный изящный особнячок - здание административного корпуса завода Лангензипена. В 1870-х годах на этом участке находился механический завод Гроша, где производили пожарные трубы и арматуру для котлов. В 1887 году его купил промышленник Лангензипен. В наши дни от всего громадного производства остались только это здание и красная пристройка на заднем плане.
А вот этим красавцем мы долго любовались. Просто пряничный домик. Свои ярким цветом отсылает к другой столице модерна - Барселоне. Там много таких ярких сочных домов. И в названии есть что-то испанское - Доходный дом Кавоса
Во время Первой мировой войны здесь размещался госпиталь, организованный на собственные деньги Матильды Кшесинской.
Каменноостровский проспект. На фото справа начинается знаменитый дом Первого Российского страхового общества. Также известный в народе как дом "Трех Бенуа".
Это огромный жилой комплекс, который даже посредством панорамной съемки не захотел уместиться в кадр. Своим фасадом дом выходит на три улицы и строили его три архитектора по фамилии Бенуа. Именно здесь находится самый протяженный проходной двор Петроградской стороны (на фото справа)
До революции в доме "Трех Бенуа" проживала состоятельная публика. Позже состав жильцом стал разношёрстным. Появились коммуналки, а некоторые квартиры заняли члены партийной верхушки.
Дом часто мелькает в фильмах и сериалах, все больше криминальных. Например, в "Бандитском Петербурге","Убойной силе", "Агенте национальной безопасности" и др.
Желтое здание - Александровский лицей, приемник Царскосельского.
Еще одно местечко для любителей модерна: Австрийская площадь. Когда я впервые услышала это название, то решила, что до революции тут жили австрийцы. Создали себе эдакую мини Вену с характерными кафешками и атмосферой. Но, как выяснилось, название современное. Оно появилось в 1992 году на волне дружеских отношений с Австрией.
Под одним из балконов я заметила симпатичную физиономию. Некоторые посчитали ее пугающей. но по-моему такая милашка)
У метро Петроградская высится вот такой практически средневековый замок. Это знаменитый дом Розенштейна (или Дом с башнями, 1913-1915), который входит во все рейтинги самых красивых домов Петербурга. Детали удивительного сооружения можно рассматривать бесконечно. Стиль этого строения - неоготика.
Напротив доходный дом Чубаковых в стиле эклектика. На крышу этого особняка водят "экскурсии". Даже снизу это выглядит страшно. Не ходите на подобные мероприятия, они опасны для жизни.
У дома Розенштейна сворачиваем на Большой проспект
На повороте я вижу у себя пометку - дом-колодец. Сюда нам надо, сворачиваем)
Не знаю кому как, но мне жутко от этих пространств. Будто воздуха не хватает. Дома-колодцы появились в Петербурге из-за того, что владельцы стремились сдать каждый угол. Бедняки селились на задних дворах вот с такими " шикарными" видами из окон.
Мы дошли до реки Карповки, которая отделяет Петроградский остров от Аптекарского. Вот такой непарадный Петербург.
Розовое здание - доходный дом Барановской в стиле модерн.
Двор-колодец находится в желтом здании
Чтобы попасть в Ботанический сад нужно перейти реку Карповку и повернуть направо. Идти не более пяти минут.
Название Карповка произошло от финского "корпийоки", что значит лесная, болотная речка. Аптекарский остров раньше называли Корписаари - лесистый, дикий.
Ботанический сад имени Петра Великого - один из старейших в России. Основан он был как аптекарский огород для выращивания и разведения лечебных растений. Поэтому остров переименовали в Аптекарский. Итак, входим на территорию.
Сентябрь выдался очень теплым, поэтому все еще цвел рододендрон.
Да и другие цветы, не тронутые заморозками, радовали глаз. Анютины глазки и вовсе решили, что на дворе лето))
В саду находится большая оранжерея, рядом с которой расположились чудесные альпийские горки.
На территории есть Японский сад. Правда вход туда ограничен. Можно осмотреть только обойдя по кругу. Это совместный проект российских и японских дизайнеров.
После Японского сада идем в розарий. Она как раз рядом, надо пройти по красивой галерее, увитой боярышником.
Здесь же карта окрестностей.
После Ботанического сада, при наличии сил и безлимитного проездного, можно съездить на набережную Малой Невки посмотреть сфинксов. На набережной Карповки садимся в трамвай и доезжаем до Каменного острова.
Это, естественно, не древний Египет. Скульптурам около 200 лет, просто младенцы по сравнению с василеостровцами)
Их отлили для Египетского моста на Фонтанке, а потом забраковали. А может просто тренировались..
Выглядят они, кстати, лучше. Те что на Фонтанке какие-то облезлые.А этих подкрасили, обновили.
А теперь немного пройдемся по улице Куйбышева. Прежнее название - Большая Дворянская. Здесь жили знатные вельможи времен Петра Первого.
Самое красивое здание на улице - доходный дом Танского (1909-1912), стиль модерн. Мне очень понравилась арка с львиной головой. Ее я заметила из трамвая и мы вернулись, чтобы рассмотреть повнимательнее. Здание как и дом дом Розенштейна выглядит как замок.
В процессе поиска информации мне попалась заметка о пожаре, который произошел в этом доме весной. Здесь много офисов, а жилых квартир, как я поняла, нет. Сейчас по внешнему виду ничего не напоминает об этом происшествии.
Доxодный дом Буксгевдена, стиль модерн (1912-1913). Орлы сидят на входе в дом.
А дальше начинается Выборгская сторона.
Поворачиваем за угол - и вот она - Аврора. Во всей красе, так сказать. На трамвае до улицы Куйбышева, кстати говоря, альтернативный способ добраться до крейсера. Для тех кто не хочет идти от Петропавловки по набережной.
В советское время учили, что с выстрела Авроры начался штурм Зимнего дворца, революция. Сейчас уже говорят, что это миф.
Нахимовское училище. Рядом симпатичный парк с фонтаном.
Памятник установлен к 300-летию флота.
Гуляем по набережной. Вдали хорошо виден Смольный монастырь. Он мне напоминает торт со взбитыми сливками, такой красивый и воздушный.
Тем кто собирает в свою коллекцию питерских кошачьих - не пропустите изваяния китайских львов ши-цза. Некоторые считают их собаками или даже львами-лягушками. Скульптуры были привезены из Маньчжурии.
По соседству со львами дворец Великого князя Николая Николаевича младшего. Это последний великокняжеский особняк, построенный в Санкт-Петербурге (1910-1913). Князь Николай Николаевич - двоюродный дядя Императора Николая II. После революции он эмигрировал в Италию, затем переехал во Францию. Считался главным претендентом на российский престол.
Здесь же скромный домик Петра.
Осталось посмотреть немного. Заглянем на минуточку в Петропавловскую крепость. На колокольне собора есть смотровая площадка. Чаще всего ее не замечают. Чтобы попасть на смотровую надо сразу после валидации билета свернуть влево. Там за столом сидит сотрудница, продающая билеты. Цена на сентябрь 2018 года была 150 рублей.
Важно отметить, что смотровая площадка специфическая. Это не Исаакиевский собор с его круговой панорамой. Здесь, прежде всего, колокольня. Пространство затянуто сеткой. Но кое-какие фотографии можно сделать. Виды здесь получаются нестандартные.
Ветер как на любой высокой площадке очень сильный. В тот день он еще был с сильными порывами. Поэтому я долго не смогла простоять. Даже удержать фотоаппарат в руках сложно.
Немного скульптуры с территории крепости.
Вот и завершилась большая прогулка по Петроградской стороне.
Отсюда Все фоторепортажи этого автора
ЗДЕСЬ