900 хлопьев снега в Музее Блокады

Nov 30, 2021 17:57



Обычно я смотрю и обозреваю спектакли на тему блокаду в январе и сентябре, что логично. Однако такие спектакли проходят и в остальные дни, что правильно: помнить о произошедшем нужно не два раза в год, а постоянно. Не обошёл эту тематику и коллектив "Комик-трест", сделав это не только оригинально, в формате фирменного для них физического театра, но и с привлечением Музея обороны и блокады Ленинграда. Именно в музее происходит действие спектакля, в котором используются детские игрушки, созданные по мотивам блокадных артефактов из запасников музея.
Вот так выглядит театральное пространство. Точнее часть его: слева видны окна, их 5, и во время спектакля на них непрерывно идёт видеопроекция, имитируя либо зимнюю пургу, либо вид из окна на блокадные пейзажи. Как видно, пространство большое, хотя это моноспектакль. Безусловно, сложная задача - интеграция театрального пространства со всеми его реквизитом в действующий музей. После закрытия музея нужно всё выставить, потом обратно до открытия убрать.




Авторы спектакля "900 хлопьев снега" - режиссер Татьяна Сидорова, автор идеи - Наталия Фиссон. Это рассказ о маленькой девочке, которую мама привела в новую, незнакомую для них квартиру и оставила, отправившись по неотложным блокадным делам. Девочке около 5 лет, она, конечна, устала, истощена и голодна, а вокруг столько страшного, незнакомого, но интересного.


Возможно, это прообраз Людочки Федоренко - реальной блокадницы. Ведь этой постановке придают отдельную ценность реальные блокадные артефакты.
Куклу Лялю передала в Музей обороны и блокады в 1989 году Людмила Васильевна Федоренко. Ляля с маленькой 4,5-летней Людой и её мамой переехала через некоторое время после начала войны из Ломоносова в Ленинград на Васильевский Остров к бабушке, где они и встретили смертное время, а после были эвакуировали обратно. Тогда же Ляля получила ранение головы при очередном авианалёте.


Ещё одна популярная игрушка того время - тканевый медведь, который принял непосредственное участие в спектакле. Перед спектаклем про это рассказывала Анна Савельева - хранитель Музея.


Вот вокруг игрушек - детских и новогодних - и происходит рассказ. Девочка исследует окружающее пространство, удивляется незнакомым вещам, радуется игрушкам и оказывается в полном восторге, когда обнаруживает, что одна из игрушек была сделана из продуктов.


Все эти игрушки сделаны по мотивам реальных игрушек того времени: стеклянные выдувные шары, игрушки из ваты, папье-маше, картонажа, ёлочные звёзды из стекляруса.

У маленьких детей своё видение окружающего мира, отличное от взрослого. Они живут здесь и сейчас, не понимают глобально всё происходящее. Наверное, поэтому это история одного дня - просто один из дней жизни маленькой девочки. Только из исторического контекста мы можем знать, как сложиться её судьба, а без этого знания можем только предполагать и надеется, что всё будет хорошо. Спектакль даёт надежду.

Эту надежду подчёркивают дети в белых одеждах, которые выходят на сцену в самом конце спектакля.


Жанр "физический театр и драматическая клоунада" возник благодаря Вадиму Фиссону - основателю "Комик-треста".
Физический театр характеризует, что вместо диалогов здесь используются визуальные эффекты, иногда периодические контакты со зрительным залом и, в отличие от пластического театра, реплики, диалоги в нем полностью не исключены: они минимизированы. Но в данной постановке взаимодействия с залом нет, как нет и реплик, это скорее пластический театр. Девочка одна в тёмной и холодной комнате.


В отсутствие слов вся передача эмоции и смысл происходит от действий на сцене. Это, безусловно, тяжелее считывается. Поэтому хочется пересмотреть этот спектакль, уверен, многое прошло незамеченным и некоторые скрытые, неочевидные смыслы проявятся. Поэтому нужно быть внимательным и вдумчивым. По этой причине я думаю, что возрастной ценз у спектакля будет 12+.

И нужно быть готовым, что это не очень динамичная постановка, вот это всё же, пожалуй, отнесу к минусам.

Людмилу сыграла актриса Татьяна Пестова. Это её моноспектакль.


Музыка специально написана для спектакля Мариной Ландой и Сергеем Васильевым. Мама у Марины блокадница и отмечала, что главный звук блокады - это тишина, звенящая холодная тишина. Эту тему и постарались воспроизвести, в основном с помощью фортепиано. Получилось хорошо.
Свет, пространство, декорации здесь очень богатые. Визуально это очень насыщенная и оригинальная постановка. Только я бы посоветовал авторам спектакля хотя бы немного подсветить большого медведя, слишком уж он сливается с темнотой и фоном.

Интересно и здорово получилось, что на просмотре в зале оказалась блокадница. Она рассказала свою историю.
Валентине Павловне было во время блокады 11 лет. Жили они в Автово, но на время блокады были эвакуировали в район Лесной. После к ним подселили женщину с 5-летним ребёнком. Почти как по спектаклю. Спектакль её растрогал. Сейчас ей 90, но у неё очень ясная, живая и грамотная речь. Очень интересно рассказала два блокадных эпизода: "Мне было всего 12 лет, но один эпизод блокадных дней до сих пор стоит у меня перед глазами. В январе 1942 года против нашего дома по Большой Объездной сломали деревянный дом, и молодую женщину с маленькой, вероятно, пяти-шестилетней девочкой подселили в нашу комнату. Я принесла из магазина хлеб, папа режет его на маленькие кусочки, чтобы подсушить, а эта малютка, которая еле доставала до стола, своим маленьким пальчиком подбирает еле заметные крошечки хлеба…"

Это не прямая речь, а отрывок из "Из блокадных воспоминаний Валентины Павловны Шек-Иовсепянц (Кожановой )" - почти слово в слово Валентина Павловна после спектакля рассказала этот эпизод.


По рейтингу ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН получились следующие оценки:
Сценарий - 10 из 10
Режиссура - 9 из 10
Актёры - 10 из 10
Свет - 6 из 6
Звук - 6 из 6
Пространство, декорации - 6 из 6


Итого почти максимальные 9,8 долек МАЛЫЙ ЗОЛОТОЙ АПЕЛЬСИН. "900 хлопьев снега" уникальный и удачный эксперимент показа блокадный темы путём синтеза пластического театра с музейным пространством.


Ильдар Бабиков
Кратко, в качестве ориентира отсюда: https://2dar.livejournal.com/213180.html

Смотрите подборку - Спектакли о Блокаде Ленинграда

Музеи, Театры, Блокадное

Previous post Next post
Up