Как-то не вполне заранее, а весьма спонтанно я таки добралась в этом году до гор. То есть до Гор, с большой буквы. Абсолютно минимальным составом из 2-х человек - меня как руководителя и Андрюхи как участника некатегорийного похода с элементами 2 к.с. по Западному Кавказу. Маршрут вроде был подготовлен давно, но за день до выезда я взяла, да и перевернула его с ног на голову. То есть с хвоста на голову. Или вернее с пуза на хвост, а потом опять на пузо и потом уже на голову. Короче вместо логичного и линейного, маршрут превратился в петельку с хвостиком. Причины были внешние, но я подумала , что стало даже лучше. И, что удивительно, оказалось действительно лучше! Непогода и аномальные снега этого года, на которые жалуются все интернеты, не коснулись самых западных ледников Кавказа - наших Лагонак. Короче нам везло, как мало кому на Кавказе в этом году. И это было неожиданной компенсацией за наше обалдуйство, ведь поход мы начали с дикой погони до Изюма за поездом Минск-Адлер, помахавшим нам последним вагоном. И эта гонка с преследованием сильно ударила по бюджету экспедиции, но не подорвала наш стойкий дух. Дух приключений, которые очень хочется найти на сами знаете что.
Вообщем-то после Изюма все шло хорошо - поезд, Краснодар, автобус, Майкоп, такси, домик МЧС под перевалом Армянским, КПП Кавказского Заповедника, и вот они, наконец-то, горы! МЧС-ник обещал реки и потоки воды, которые в его рассказах звучали как моря, потому, когда мы к четырем часам дня выбрели на первую речушку,падающую в карстовую дырку мини-водопадом, то аж запищали от счастья. Пищала в основном я, очень тихо и пересохшими губами и это точно было слово п-ииии-ть. На радостях я даже душ приняла в том самом мини-водопаде.
Та самая водиииичка
Добрели до стоянок на так называемой Инструкторской щели под Оштеном, дальше разведка пути и разговоры со встречными туристами, короче говоря, там мы и остались ночевать. Рядом с группой из несчетного количества людей в кедах, которым шишигой завезли невообразимое число одинаковых палаток.
Утро у Инструкторской щели
На следующий день, встав пораньше, мы сходили на Оштен. Больше всего запомнилась толпа серн, ломящихся в глухой снежно-ледовый кулуар, выводящий под скальный гребень Оштена. Вот чего им там надо, вдали от еды и воды? Одним словом бараны, то есть козлы.
По центу- снежник , в нем маленькие коричневые точки - это и есть серны
И ещё были люди, в том числе с детьми(!!!!), начинающие подъем на Оштен в послеобеденное время. И мне кажется, что люди даже могли подняться, так как Оштен в тот день радовал идеальной погодой до самого вечера. А это, надо сказать, абсолютно нетипично для всех гор в принципе, и для для этого района в частности.
С предвершины Оштена. Хорошо видно самую высокую 3-ку вершин - Фишт , Пшехо-Су и Оштен (слева-направо)
На вершине Оштена
После Оштена, пообедав и собрав лагерь, мы предприняли попытку выполнить норму следующего дня и дойти до приюта Фишт, но хватило нас ровно до первого озерца под скальными обрывами горы, с забавным название Блям. С вершины Оштена Блям похож на пол бублика, с озерами в том месте, где у приличных бубликов дырка. Но вот со стороны озера открывается совсем другой Блям, суровый и скалистый. Хорошо, что нам на него надо было подниматься с той, гладенькой стороны.
Полу-бублик Бляма
Тот же полу-бублик, только снизу и скалистый
Безымянное озеро под Блямом мы нарекли Камелотом, так как прямо от палатки очень хорошо было видно застрявший в камне Эскалибур.
Эскалибур
На следующий день мы очень активно дошли до приюта Фишт, я на радостях купила шоколадку за 25 гривен. И мне показалось, что 25 гривен не такая большая цена за шоколадку, которую доставили вертолетом.
Навстречу Фишту
Приют Фишт
Потом мы нашли кошки для восхождения на Фишт. Одну пару на двоих. От кошек было только название, потому за аренду "этого" с нас даже денег не взяли, просто попросили вернуться с Фишта живыми и здоровыми. Кошки мы, как могли, постарались привести хоть в какое-то состояние. И даже казалось, что у нас получилось. Забегая вперед могу сказать, что нам действительно почти удалось ими воспользоваться. Андрюхе пригодилось 0.5 одной из кошек, а я на пути вниз воспользоваться даже 1.5 частями от этого самодельного чуда. Кроме кошек на приюте мы завели отличную компанию краснодарских ребят для восхождения на следующий день. А ещё успели сгонять радиалочку на Малый ледник Фишта. набрав и скинув за 3.5 часа под 850 метров высоты.
Размялись так сказать. Мне то что будет, а вот Андрюхины ноги в убитых ботинках с чужой ноги очень расстроились и не простили такого издевательства над собой до самой цивилизации.
Малый ледник Фишта
А потом подъем в 4 утра, утренние гонки за краснодарской группой на подходах. И эти гонки изрядно ударили по Андрюхиной выносливости. А потом вверх, вверх.
Утро в Лагонаках
Скальники, сыпуха, ледник, гребень, вершина. Ледник переходили в 2 группы, так как кошки - это разделяемый ресурс. В результате на вершину я зашла не с Андрюхой, и даже не с нашей краснодарской группой, а с чуднЫм дядькой, из тех, что ходят по горам в трусах и босиком, и только на ледниках одевают кроссовки. На вершине ничего не было, той есть был крест, а больше ничего не было видно, так как туча и видимость была с десяток метров. Но там были ребята, у них утро началось ещё раньше, в 3 ночи. Так что к моменту моего появления на вершине, они были уже готовы благодушно подкармливать единственную девушку всем, что ещё не съели, а именно бутерами с ветчиной и чипсами. Славно померзнув на вершине в бесплодных попытках дождаться краснодарцев, я уговорила ребят наконец-то двигаться вниз. Десять минут, и вот наконец-то первая часть группы краснодарцев, идущих на вершину. И где они столько ходили? Ещё 15 минут вниз, и вот вторая часть краснодарцев с Андрюхой. Пока то да се, поговорить и сфоткаться, ребята решили , что доставили меня к своим и ушли вниз, оставив меня с Андрюхой и краснодарцами. Но им-то вверх. А мне вверх не надо и не хочется совсем. Потому осталась я одна ждать первую часть краснодарцев на гребне. И, знаете, мне очень не понравилось - холодно и страшненько. Я была прямо поражена, насколько же я рада видеть этих едва знакомых людей после каких-то жалких 40 минут одиночества. А дальше вниз, вниз, пару метров на попе по леднику - спасибо парню, поймавшему за ногу. И в 4 часа дня уже приют, сарафан, купание в почти теплой Белой реке, и поедание тортов (тортов!!!) с новыми знакомыми. Короче хорошо и жизнь удалась.
Большой ледник Фишта и вершина
Вершина Фишта
На следующих день выспались и поднялись на Фишт-Оштеновский перевал. Дождались там все тех же краснодарцев. Я, и ещё 4 ребят, спрятав рюкзаки, сбегали на вершину Пшехо-су, закрыв классическую тройку самых высоких гор района.
Вид с вершины Пшехо-су на Оштен (слева) и Фишт (справа)
На вершине Пшехо-Су
А Андрюха с остальной частью ребят неспешно дошли до озера Псанодах. Так что когда уставшие мы ближе к закату пришлёпали в лагерь, там уже был готов вкуснейший компот с безлимитными печеньками. А надо сказать, что в нашей с Андрюхой раскладке сладости были очень жестко лимитированы и составляли 2.5 печеньки в день и батончик вместо карманки. короче говоря их, сладостей, мне категорически не хватало. И талия наверняка потом бы сказала потом мне спасибо, но, к сожалению, у встреченных нами групп было слишком доброе сердце, а у меня была слишком слабая сила воли. Что до озера, то оно оказалось лужа лужей. И вовсе не похожем на свои фотки из инета. По рассказам, это печальное преобразование произошло с ним несколько лет назад после того, как Лагонаки слегка потрусило. Так что самым ярким моим впечатлением от озера остались попытки запомнить его славное название "Псенодах". И долгое обучение по произнесению этого названия быстро и обязательно без ошибок.
Утро на озере Псенодах
А потом был ранний выход к приюту Цица, и малина. Малина - это да, это замечательно. Фактически это была первая естественная еда, встреченная за все дни похода. Радость от этого факта была немного омрачена отсутствием тропы, чигирями и болотами.
Прощание с высокогорьем Лагонак
Но все закончилось хорошо, мы вылезли на плато. Еда пропала, но появилась дорога. Дорога - это с одной стороны хорошо, так как мозг может отдыхать и не искать выхода из сложной окружающей среды. С другой стороны дорога - это очень скучно, и надоедает буквально через пол часа. А идти так до вечера. Единственное развлечение, побегать на предполагаемом месте бивака по колючим балкам в поисках воды. И вот вода найдена, место есть, время есть, солнце печет страшно, можно только спать. Очень сладко спать, так что даже не заметить , что ты изъеден в хлам мерзкими мошками. Забегая вперед отмечу, что я с Андреем боялась появляться в цивилизации. Мы были похожи на жертв ветрянки, только без зеленки. А повадками напоминали невыносимо блохастых псов.
Утро над Западным Кавказом
Утром пришла непогода. То есть непогода пришла в высокогорные Лагонаки, а так как мы были уже одной ногой в лесных просторах Западного Кавказа, то дождь и прочие неприятности к нам пожаловали только бочком.
Непогода
Так что мы, переждав основную арию грозы, под мелкие "бис" целый день месили грязь до поселка Мезмай. Ближе к Мезмаю погода очень даже наладилась. А ещё кусты ежевики. Много. Очень. Помню ребят с рюкзаками, входящих в лес. Чистеньких ребят, с чистенькими рюкзаками. У них все ещё впереди. Дневной переход, в их случае это строго вверх и по колено в грязи. Завидовать, что у них все только начинается, категорически не хотелось. А потом река Курджепис, купания, и кефирчик с бананчиками в селе. Лагерь в заброшенном яблочном саду. Теперь я знаю, что сельские коровы страшно любят яблоки. А коровьи дети также страшно любят быстро бегать и прыгать, не разбирая дороги. И опять дикие мошки. Кстати Мезмай с адыгейского переводится, как лес диких яблок. Я бы изменила название на лес диких коров и яблок.
И вот крайний ходовой день, узкоколейная дорога Мезмай-Гуамка, река Куджипис под ногами. Очаровательное ущелье и рельсы. Вот оползень, смывших добрый кусок железной дороги. И снова рельсы, только ущелье все более ущелистое. Вверх скала, вниз река , между ними двухметровая полка с рельсами и деревянными шпалами. Как гласит табличка, дорога была построена в 20-х годах руками заключенных для вывоза леса из верховий реки Куджипис.
Узкоколейка Гуамка-Мезмай
А потом 2 км на узкоколейном паровозике, когда из окна можно заглянуть в реку, плещущеюся в 20 метрах внизу. Надо сказать, что железная дорога - самый короткий пешеходный путь в поселок Мезмай - 8 км из Гуамки и ты там. По грунтовой дороге до Мезмая от ближайшего асфальта ехать 22 километра.
Паровозик Гуамки
И вот, наконец, действительно цивилизация. Куча дикорастущей еды, скалолазный народ, слоняющийся по поселку и долгие, но безуспешные попытки уехать стопом в Апшеронск - транспорт явно не самая удачная часть поездки. Наконец, маршрутка до Апшеронска. Автобус Апшеронск-Краснодар, который развернулся с пол пути и поехал забирать народ из вылетевшего на обочину автобуса (предвещая вопросы, ни один пассажир не пострадал). Крики тетки, которая опоздала из-за этого маневра на поезд. Мои переживания по поводу успевания на наш следующий автобус. Быстрая пересадка (успели таки!) на Краснодар-Керчь, сон, моооре и паром.
Наконец-то Керчь и родной дом. Завтрак в 4 часа утра, а потом ещё в 9 утра, и ещё разочек в 12. И море-море. Но это уже совсем другая история.